80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого стало заметной темой в украинских социальных сетях. Люди с разным возрастом и разными взглядами, не сговариваясь, цитировали его стихи. Потому что они повлияли на становление целого поколения, приучая с детства читать «нужные книги», совершать выбор во время переломных моментов. А в обществе проснулся интерес к киевским корням знаменитого барда, который написал в Украине множество популярных песен — от шахтерского гимна до военных баллад.
Этот стихийный флешмоб имени Высоцкого убедительно показал — несмотря на демонизацию советского прошлого, с соответствующей идеологической обработкой, с массовыми запретами фильмов и книг, миллионы украинцев продолжают оставаться частью интернационального культурного пространства, сформированного в советские времена, и в равной степени чуждого украинскому и русскому шовинизму.
Неудивительно, что это вызвало возмущенную реакцию главного украинского декоммунизатора.
«Деколонизация? В украинском сегменте фейсбука 80-летие российского барда и гуляки вспоминали гораздо больше, чем такой же юбилей украинского поэта и борца за свободу», — написал у себя на Фейсбуке глава Украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович, подразумевая восьмидесятилетие Василия Стуса.
Хотя попытка оскорбить певца, порицая его за богемный образ жизни — в котором можно уличить большинство великих музыкантов и множество украинских поэтов, включая Шевченко, Тычину или Сосюру — выглядит мелочным ханжеством, которое позорит самого Вятровича.
Впрочем, глава УИНП не остановился на обвинениях в аморалке, и не ограничился нападением на Высоцкого.
«Не все щупальца «русского мира» такие отвратительные и очевидные, как совок и московская церковь. Некоторые более симпатичные, изысканные и респектабельные, но не менее опасные. «Ирония судьбы», «восьмое марта», булгаковы, пугачевы, и даже высоцкие и цои в руках Кремля — эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения. А именно культура является фундаментом, на котором каждый империализм возводит храм своего величия», — развивает свои патриотические мысли чиновник.
Его крестовый поход направлен не только против социалистов, к которым исторически относится большинство крупных и ярких деятелей украинской культуры. Националистическое государство пытается стереть культурную память о выдающихся писателях, поэтах, актерах и музыкантах, которые виноваты лишь в том, что творили в советское время и на неправильном языке, объявленном языком агрессора и врага.
Это станет неприятным открытием для наивных сторонников Евромайдана, распевавших Высоцкого или Цоя, помогая привести к власти упоротых ксенофобов. Националисты пытаются переформатировать сознание людей, которые росли на бунтарском советском роке и авторской песне, смотрели фрондерские фильмы Эльдара Рязанова, привыкли праздновать 8 марта. Причем, эта дата никогда не имела отношения к «русскому миру», являясь международным днем солидарности в борьбе за освобождение женщин.
Культурное наследие советских времен объявлено сейчас вне закона — либо по умолчанию, либо официально, путем цензурных запретов. Однако, массовый резонанс, который получила в Украине юбилейная дата со дня рождения советского барда, говорит о том, что дискриминационная политика пробуксовывает, вызывая раздражение патриотов.
Конечно, они сделают из этого надлежащие выводы. Можно не сомневаться, заявление главы УИНП будет воспринято его коллегами как руководство к действию. Имена Владимира Высоцкого и Виктора Цоя со временем подпадут в нашей стране под более или менее явное идеологическое табу, потому что к ним уже потянулись скользкие щупальца тоталитаризма. А фанатики и услужливые приспособленцы напишут пасквили с разоблачением антиукраинской сущности их творческого наследия.
Но эта игра может привести к непредсказуемому и опасному для власти финалу — когда «Баллада о борьбе» станет песней протеста, призывая вступить в борьбу с новыми «подлецами и палачами».
А знаменитая песня Цоя напомнит, что все мы ждем перемен, которые избавят Украину от нетерпимости и цензуры.