С учетом того, что под эти и ряд других определений, прописанных в законопроекте, попадает более половины населения, проживающего в указанных регионах, это означало бы фактический отказ Украины от весьма существенного числа некогда своих, но, надо полагать, с определенного времени уже ставших бывшими, граждан.
Нельзя сказать, что новость о насильственном лишении гражданства кого-то сильно напугала. По крайней мере, в Донбассе этого не случилось точно. Более того. Известие о том, что Киев теперь не считает своими гражданами обладателей украинского паспорта на восток от линии разграничения, могло бы, наконец, внести хоть какую-то ясность в действия тех же ВСУ, и существенно упростило бы работу разного рода пропагандистам, легитимирующим деятельность украинских «освободителей». Ибо одно дело, разъяснять, почему при восстановлении конституционного порядка приходится стрелять по своим мирным и беззащитным согражданам, и совсем другое — раз и навсегда определиться: «За забором — чужие». А потому ни капельки не жалко, что горстка диких аборигенов падет от пули или снаряда, выпущенного белым европейцем.
Но подобному толкованию законопроекта о гражданстве от Порошенко суждено было просуществовать недолго. Через некоторое время начали появляться разъяснения о том, что президента неправильно поняли. Поначалу это раздавалось от мелких государственных клерков, вроде обладателя экзотической должности «представителя президента Украины в Крыму» Бориса Бабина. После в ход включилась и «тяжелая артиллерия» в лице Ирины Луценко, которая разъяснила, что жителей Крыма не будут лишать украинского гражданства, если они принимали участие в выборах других стран, служили в вооруженных силах РФ или в рядах ополченцев на Донбассе или получили российский паспорт не по собственной воле.
Каким образом не по собственной воле можно получить российский паспорт, процедура обретения которого, нужно сказать, весьма непроста и длительна, кума президента так толком объяснить и не могла.
Предполагают, будто разночтения в толковании законопроекта возникли из-за того, что не все обратили на новый пункт «ґ», который должен был появиться в статье 19 Закона Украины «О гражданстве Украины», сразу после пункта «г». По всей видимости, разнообразие сортов буквы «г» и сбило с толку тех, кто пытался прояснить для себя подлинное звучание документа.
Безусловно, обладание двумя паспортами и, соответственно, двумя гражданствами позволяет довольно существенной части населения извлекать определенные преференции, главным образом, материальные, из сложившейся ситуации. Потенциальная утрата какой-то их части по определению будет болезненной, но, вероятно, не решающей. Та же вторая украинская пенсия никак не помешает старикам и другим социально незащищенным слоям, но выбирая между ней и родным домом, абсолютное большинство однозначно выберет родные стены, что они и, собственно говоря, и сделали еще 4 года назад.
Отдельно стоит рассматривать лишь вопрос о невозможности посещения Украины жителями полуострова, у которых в кармане либо российские паспорта с крымской пропиской, либо документы народных республик.
Правда, жителям Донецка, Луганска, Ялты или Симферополя и украинский паспорт не всегда в помощь. Так, буквально на днях средства массовой информации Украины просто зашлись в истеричном ликовании по поводу того, что украинские правоохранительные органы задержали на пункте пропуска жительницу Крыма Елену Одновол, которой киевские СМИ тут же дали статус «доверенного лица Путина».
Как сообщает пресс-секретарь все еще зачем-то существующей на Украине прокуратуры Автономной Республики Крым Татьяна Тихончик, вина Елены Одновол состоит в том, что та была «непосредственным организатором сбора подписей в поддержку кандидата в президенты Путина».
Какая-то странная милость от Киева тем, кто посчитал возможным не признать результаты киевского уличного волеизъявления образца 2014 года.