В соцсетях по этому поводу возникла бурная дискуссия, которая никого не оставила равнодушным. Потому что с принятием новых правил оказалось, что украинский язык придется учить заново даже дипломированным филологам.
Журналист Наталья Влащенко возмущена нововведением: «Кабинет министров одобрил новое украинское правописание, в течение 4 лет разрабатывала Украинская национальная комиссия по вопросам правописания.
анафема-анатема, діфірамб-дитирамб, ефір-етер, кафедра-катедра, міф-міт, Афіни-Атени, Голгофа-Голгота. Затверджено правила утворення фемінітівів: з'явилися слова авторка, дизайнерка, директорка, редакторка. Звернення Ігоре! замінили на Ігорю! И это еще не все.
Адский ад. У меня только один вопрос: зачем?»
На это ей ответил в комментариях бывший дипломат Маркиян Лубкивский: «"Адский ад", Наташа, это ваше неприятие самостоятельности украинского языка. Честно говоря, думал, что ваш интеллектуальный и культурный уровень выше, чтобы брызгать ядом. Феминитивы, к вашему сведению, присутствуют и применяются в славянских языках. Вас раздражает, что украинский язык отдаляется от русского? Вы хотели изменений?)) Привыкайте))
Но в тех же комментариях журналистку и филолога Влащенко поддержала член IХ Венецианской комиссии Марина Ставнийчук: «Немного попахивает маразмом. Нечем заняться?! Или как?! Лучше бы заботились об удешевлении стоимости качественной украинской детской книги. Купила на книжном Арсенале, к примеру, "Маленького принца" — почти 200 гривен. Многие родители купят своим детям? Все время они в языковом вопросе не о том и не туда. И не угомонятся никак!»
Журналист и общественный активист Василий Апасов попробовал применить новые слова на практике и подошел к этому процессу творчески: «Что мог сделать Кабмин напоследок, когда, казалось бы, уже все, что мог, Гройсман уже испортил?— правильно, изнасиловать украинский язык. Изменений много, но мне искренне лень перечислять все. Хватит с вас и нескольких примеров: слово "аудієнція" стало "авдієнція", "аудиторія" стало "авдиторія","пауза" стало "павза","фауна" — "фавна"… Прямо не "Кабинет", а "кВабинет министров" какой-то. Из слов убирали многие дефисы, чтобы не путаться, поменяли склонения, названия городов, пример: "Афіни" стали "Атени". Ну вот какая разница, если большинство украинцев не видели в глаза эти самые АФИНЫ? Ну теперь не увидят еще и АТЭНЫ! Ну пусть. А кстати, теперь друзья мои, если вы раньше ругали детей за написание "пів яблука" или "пів Гройсмана", то есть за неграмотное раздельное написание, то теперь — это наоборот грамотно. Слава Богу, пока я могу спокойно дать характеристику этой шизофрении и заявить, что все, кто это напринимал, — "ПОЛУДУРКИ". "Полудурки" — по-прежнему пишется слитно!»
С точки зрения экономики о внедрении нового правописания поразмышляла учредитель и управляющий партнер Jansen Capital Management Жанна Крючкова: «В то время как Facebook запускает проект интеграции собственной криптовалюты на WhatsApp и Instagram, которая позволит 2,7 млрд пользователей получать вознаграждение от просмотра рекламы и делать расчеты в новой валюте, Кабинет министров Украины выдал «наш ответ Чемберлену» — постановление от 22 мая о новом украинском правописании. МОН (Министерство образования и науки Украины. — Ред.) отмечает, что процесс будет небыстрым. Нужно перевыпустить учебники по предметам, подготовить методички, наполнить библиотеки, книжные магазины, а еще переобучить сотни тысяч учителей новому правописанию для грамотной диссеминации новых важных знаний. Проект Facebook Coin по оценкам аналитиков добавит от 3 до 19 млрд долларов в строчку доходов компании уже в 2021 году. Вероятно, «Анафема-анатема, дифірамб — дитирамб, ефір — етер» обеспечит предпосылки для тектонического сдвига в экономике страны. Тогда это объясняет приоритетность реформы. Интересно, в каком размере акционеры Украины, т.е. граждане, получат дополнительный доход от инвестиций в проект «Новое правописание».
Бывший директор департамента информации МИД Украины Олег Волошин подытожил, что отныне изучением украинского языка придется заняться всем украинцам: «Аплодирую нашему правительству и их новому правописанию. Столько времени великие украинизаторы кричали, что нас нужно ломать об колено, потому что мы якобы не знаем «державну мову». И тут вдруг выяснилось, что мову с сегодняшнего дня не знает никто. Павза».