Кризис украинской социологии. Фальшивые рейтинги и "эффект самоуничтожения" - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис украинской социологии. Фальшивые рейтинги и "эффект самоуничтожения"

© CC0, Pixabayопрос
опрос
Читать в
ДзенTelegram
Чем ближе выборы на Украине, тем больше у украинцев претензий к социологам. Уровень доверия к ним в этом году упал с 50% до 43%. По степени доверия они уступают церкви, волонтерам и армии, но все еще опережают СМИ, партии и государственные институты

В то же время обилие социологических опросов даёт возможность проигравшим не признать выборы.

«Проигравший выборы может мобилизовать своих избирателей и сказать, что социологи и экзит-поллы врут, так как на самом деле результат был другой», — говорит директор Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Ирина Бекешкина.

Украинские социологи убедились, что обмануть избирателей не так-то простоС одной стороны, последние рейтинги политиков Украины, собравшихся на президентские выборы, удивляют, потому что в них несколько изменилась конфигурация и расстановка сил. А с другой стороны, внушают оптимизм – электорат стал разбираться в хитросплетениях украинской политики

Она призывает информационные агентства проверять источники, а не клевать на дутые сенсации.

Кто реальный, а кто — псевдосоциолог

Нарастающее недоверие к социологам грозит их же кадровому потенциалу. В социологи будет идти меньше способных людей, конкурс на место уменьшится. Это отобразится на науке в целом.

Во многом виновны фейковые социологические центры. Они не конкуренты профессиональным компаниям, потому что делают не настоящие исследования, а только имитируют опросы и фальсифицируют данные.

«Для КМИСа конкуренцию составляет, скажем, TNS, которые проводят 800 исследований в год. В Социологической ассоциации почти нет «полстеров», и состоит она преимущественно из академических ученых, в отличие от Украинской ассоциации маркетинга», — сообщил директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто.

Он дал несколько советов, как не обмануться информацией от псевдосоциологов: обращать внимание на то, есть ли у организации сайт, опыт исследований, указана ли методология опроса, есть ли социологи в составе центра.

Неожиданный эффект

Фейковое завышение рейтингов нужно, чтобы неопределившиеся избиратели проголосовали за кандидата-лидера N по принципу эффекта толпы. Однако такой исход — редкость. Особенная ситуация была в ходе президентских выборов 2014 года, рассказал замдиректора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко.

«Информация о лидерстве Порошенко активно распространялась его штабом. Рейтинги публиковались не фейковыми компаниями, а известными социологическими организациями. Граждане были убеждены, что в условиях начинающейся войны будет лучше, если президента выберут как можно скорее. И никто не сомневался, что победит Порошенко, даже если был бы второй тур», — разъяснил эксперт.

Социологи упорно не хотят выводить Порошенко во второй турНедавно прочитал одного уважаемого автора, что социологи формируют общественное мнение, а не изучают его. Доля истины в этом суждении есть – измерительный прибор всегда влияет на эксперимент. Тем не менее, данные социологии всё же позволяют нам понять, как развивается избирательная кампания

Чаще всего во втором туре выборов ситуация может обернуться против лидера гонки. Ведь часть избирателей лидирующего кандидата именно под влиянием публикаций о его высоких рейтингах решает не идти на выборы — «их кандидат и так побеждает». В результате победить может отстающий соперник.

Такую ситуацию называют «эффект самоуничтоженного прогноза». Так выиграл Кучма у Кравчука в 1994 году, Ющенко у Януковича в 2004 году и Янукович у Тимошенко в 2010 году.

«Нужно понимать, что манипулятивными могут быть как завышенные, так и заниженные рейтинги кандидатов в президенты. Хотя при этом исчезает критерий, какие данные являются манипулятивными, а какие — нет. Ведь журналисты склонны считать манипуляцией исключительно завышенные баллы», — заключил Мищенко.

Противоречит тайне

Все ответы на вопросы о компетенциях социологии есть в украинском законе о выборах: когда и какая информация должна быть обнародована социологической структурой, информационным агентством и другими СМИ. А конкретно — в статье 56-6 ч.1/ч.2, которая также обязывает масс-медиа указать заказчиков публикаций опросов.

В то же время пункт о заказчиках уже противоречит международным нормам о коммерческой тайне, которая распространяется и на политические исследования.

Некоторых заказчиков, которые желают остаться инкогнито, раздражает даже пометка «на заказ» под результатами изучения. А общественность раздражается, потому что заказчик не хочет называть себя.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала