В среду, 27 ноября, Апелляционный суд округа Свеа в Швеции отклонил апелляцию «Газпрома» на вердикт Стокгольмского арбитража по спору с «Нафтогазом» в части принципа «бери или плати» и запрета на реэкспорт российского газа.  Но в 2020 году судебные тяжбы между Украиной и Россией по поводу газа продолжатся. При этом договор между сторонами о транзите газа в ЕС истекает 31 декабря. И до сих пор, за месяц до его окончания, нет ясности в том, будет ли он заключен.

«РФ стала считать деньги» – эксперт о том, почему начались споры вокруг газового транзита
«РФ стала считать деньги» – эксперт о том, почему начались споры вокруг газового транзита
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк
- Марат, согласны ли вы с тем, что «газовый конфликт» между РФ и Украиной является на самом деле политическим?

— Политика всегда продолжение экономики. Ну, наверное, да, в какой-то степени. Но отмечу, что это не последняя инстанция. В конечном итоге после запуска «Северного потока-2» поддержка судебных исков Украины со стороны судебных властей в Европе прекратится.

- Почему вы так считаете?

— Это часть игры, часть давления на Россию через судебные власти. Мы все уже видели историю с Данией, которая долгое время откладывала вопросы, связанные с прокладкой трубопровода «Северный поток-2» по ее территориальным водам. И они дали согласие в последний момент.

Аналогично будет и с судом. Будут тянуть — ни к каким реальным выплатам «Газпрома» «Нафтогазу» это не приведет, будут только судебные издержки. Это минимальная плата для того, чтобы проект состоялся.

- А какая мотивация у суда?

— Эти условно независимые судьи принимают такие решения, зная, что они не последняя инстанция, что после запуска «Северного потока-2» будут и другие суды. Это расхолаживает.

- Почему Украина стабильно драматизирует ситуацию с поставками и транзитом? Это из-за боязни потерять $3 млрд за транзит или все же опасность утратить геополитическое значение, которое играет Киев, являясь основным транзитным хабом российского газа?

— Все сложнее. Сейчас идет переходный период. Раньше газовая тема была консолидирована под президентом Украины и его западными партнерами.

В наши дни, когда по решению европейской энергетической директивы (Газовая директива Евросоюза — общие правила для газопроводов, поставляющих газ на внутренний рынок ЕС. — Ред.) из «Нафтогаза» выделяет газотранспортную сеть Украины (ГТС) в отдельное предприятие, монополия транспортировки Киевом газа разрушается. ГТС станет независимым транспортировщиком.

Подсчитали-удивились. Почему стоимость украинской ГТС за полтора года упала в 100 раз?
Подсчитали-удивились. Почему стоимость украинской ГТС за полтора года упала в 100 раз?
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Но до ее запуска остается еще время, и люди, которые сидели на монополии, продолжают свою политику давления, считая, что можно еще что-то выжать себе.

- Речь о деньгах?

— Да, вы же судитесь, у вас есть издержки. Кроме того, министр энергетики Украины Алексей Оржель же заявил о страховой цене на газ (ранее было объявлено о фиксированной — «страховой» цене в 7 тыс. грн за 1 тыс. кубометров. Если будет остановка транзита российского газа через Украину, то газ на рынке подорожает и «застрахованные» потребители выиграют. — Ред.). Это значит, они уже признают, что им не хватает запасов газа.

Киев будет метаться в вопросе транзита, пока не закончит передел газового рынка на Украине — Баширов
Киев будет метаться в вопросе транзита, пока не закончит передел газового рынка на Украине — Баширов
© РИА Новости, Владимир Трефилов
- Что станет, с вашей точки зрения, с Украиной, если транзит газа через ее территорию прекратится?

— Украинская ГТС станет балансирующим газопроводом. Будут действовать основные газопроводы, но когда будет пик потребления для потребителей юго-востока Европы, туда будут доставлять через нее необходимый газ.

- А как же «Турецкий поток», одна из ниток которого пройдет до юго-востока Европы?

— Всегда есть вопрос цены. Через Украину доставлять короче и быстрее. А здесь есть море, этот трубопровод гораздо дороже обслуживать. Все это может оказаться дороже, чем прокачка через Украину.

Даже с учетом всех издержек, о которых постоянно говорят, ГТС на территории Украины может жертвовать неэффективностью. «Турецкий поток» только построен, и там низкая амортизация — вы вложили туда деньги и должны их отбивать. Украинская ГТС старая, и там все деньги уже отбили.

Вместе с тем украинский рынок — перспективный, и я понимаю «Газпром», который не хочет его терять. Если мы его потеряем, то запустим туда американцев с сжиженным природным газом (СПГ) и Польшу, которая не откажется от газа из РФ, а американский СПГ для себя будет перепродавать с наценкой на Украину в пиковые промежутки.

Подобные поставки можно, конечно, осуществлять, если введен режим энергосбережения, но его на Украине нет. Там промышленность, как в России в 90-х годах, плюс воровство.

Кроме того, ни мы, ни Европа не заинтересованы, чтобы промышленное производство там остановилось и произошла социальная катастрофа. От газа зависит вся экономика Украины.