Министр Бородянский допустил, что вещать телеканал будет как на украинском, так и на русском языках. Концепция канала предполагается информационно-развлекательная. Телеканал для жителей Донбасса запустят уже в феврале.

Как рассказал Бородянский в интервью "Новому времени", вещание будет осуществляться на базе канала UATV. Сейчас чиновники ведут переговоры о наличии на этом телеканале контента украинских телевизионных групп. Специально для этого в бюджете предусмотрено несколько сотен миллионов гривен.

Вернуть Донбасс через телевизор. Борьбу за деньги камуфлируют войной за умы
Вернуть Донбасс через телевизор. Борьбу за деньги камуфлируют войной за умы
© РИА Новости, Артём Коренюк | Перейти в фотобанк

"У нас есть на UATV примерно 440 млн грн ($18,48 млн — Ред.). На наш взгляд, на сегодняшний день этого достаточно. Дальше будем смотреть", — подчеркнул он.

Министр убежден, что люди на оккупированной территории будут смотреть украинский информационно-развлекательный телеканал, поскольку там собираются «показывать лучшие украинские продукты и контент, который будет готовиться специально для этого канала».

К слову, в начале апреля нынешнего года Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания выдал телеканалу UATV разрешение на временное вещание на территории проведения ООС. Канал вещает в Покровске Донецкой области: за иновещателем закреплена частота 37 телеканала (мощность передатчика — 1 кВт). Срок действия разрешения традиционно составляет 1 год.

Грандиозная идея обернулась пшиком

Идея создать государственный русскоязычный телеканал, который бы вещал на русскоязычную аудиторию за рубежом, в том числе и в России, была озвучена командой президента Зеленского еще в августе. В понимании автора идеи о русскоязычном госканале, замглавы Офиса президента Кирилла Тимошенко, этот канал должен стать элементом проукраинской пропаганды в том числе на неподконтрольных территориях и способствовать их "информационной" реинтеграции на Украину.

Общественность тогда предположила, что речь идет об отдельном телеканале, который будет дотироваться из госбюджета.

Медиаэксперты недоумевали, зачем создавать новый канал и тратить на него миллиарды гривен, если на Украине уже существует государственный телеканал UATV, который вещает на нескольких языках, в том числе и русском. (Правда, делает он это довольно странно: если вы смотрите ТВ на английском, а я — на русском, то мы должны включать один и тот же телеканал в разное время дня.)

UATV — украинский аналог Russia Today?

Государство не раз пыталось запустить свой медиапроект. Однако рейтинги государственных вещателей, которые сейчас работают на Украине, находятся в пределах статистической погрешности.

«Для защиты интересов страны за рубежом» правительство запустило систему государственного иновещания. Украинский аналог Russia Today — международный информационный телеканал UATV начал вещание 1 октября 2015 года. Трансляция ведется на пяти языках: русском, украинском, английском, арабском и на крымскотатарском. Каждый час проходят премьеры основных выпусков новостей: на русском (6 раз в день), украинском (трижды в день), английском (дважды в день), арабском (раз в день) и на крымскотатарском (раз в день).

Телеканал UATV не имеет отдельных полноценных языковых версий, и все варианты идут на одном канале в разное время. Через кабельные сети канал доступен в Азербайджане, Болгарии, Грузии, Израиле, Канаде, США, Германии, Латвии, Молдове и Польше. Продолжительное время контент канала теснился на сайте «Укринформа». Собственный сайт UATV смог запустить лишь в начале февраля 2018-го. Первые два корпункта — в Варшаве (Польша) и Анкаре (Турция) — канал открыл в начале января 2019 года. Тогда же UATV сообщил о включении в пакет одного из провайдеров Непала. В карте покрытия UATV за три года его существования не фигурировали страны, в которых «стратегически важно вещание украинского канала», в частности, Белоруссия и Венгрия. Разрешение на распространение телеканала в Белоруссии удалось получить только в начале этого года.

Денег нет, но вы вещайте

Амбициозный проект системы государственного иновещания, призванный защищать национальные интересы Украины за рубежом, изначально был профинансирован фактически в 83 раза меньше запланированного уровня. На 2016 год UATV получил лишь 3,9 млн грн ($160 тыс.) из запланированных 332 млн грн ($13,94 млн). Эти средства пошли на зарплату 84 работников телеканала. Министерство информации было вынуждено "перебрасывать" средства с другой бюджетной программы по сложной процедуре согласования с Минфином.

Телеканал UATV вместе с информационным агентством «Укринформ» входит в госпредприятие «Мультимедийная платформа иновещания» (МПИ). В 2017-м МПИ получила из госбюджета 217,8 млн грн ($9,15 млн).

В начале 2018 года генеральный директор МПИУ UATV Людмила Березовская сетовала, что денег недостаточно.

«Мы работаем исключительно в пределах финансирования, предусмотренного законодательством. Менеджер коммерческого канала может оценить бюджет UA|TV как небольшой или даже мизерный, особенно если учесть задачи, которые возложены на МПИУ. Однако мы находим способы достойно выполнять свою миссию. Нам досталась неплохая техническая база. Но даже на сегодняшний день она уже устарела для тех условий, в которых работает современное телевидение и есть запросы современного зрителя. Поэтому, конечно, постепенно обновляем техническую базу. Самая главная наша потребность на это время — новое помещение, в котором мы сможем работать на полную мощность. В теперешнем нам слишком тесно. Новости на всех 5 языках пишутся в одной студии. И это ужасная очередь. Мы не можем нормально делать гостевые площадки, привлекать экспертов, специалистов», — рассказала Людмила Березовская интервью «ЗиК».

Дотация из госбюджета на МПИ в 2019 году составила 424 млн 716 тыс. гривен ($17,84 млн). Эта сумма почти соответствует прописанной в законе норме в 0,06% бюджета предыдущего года. Тем не менее это на 33,5 млн ($1,41 млн) меньше бюджета госпредприятия за 2018-й, когда МПИ выделили 458,2 млн грн ($19,24 млн).

Таким образом, если в бюджете на 2020 год для МПИ предусмотрено лишь 440 млн грн ($18,48 млн), то это только на 15 млн грн ($630 тыс.) больше, чем в текущем году. Структуру бюджета МПИ не раскрывает, но вряд ли вся выделенная бюджетом дотация пойдет на развитие телеканала.

Сомнительная эффективность

Чрезвычайно низкий уровень финансирования проекта резко контрастирует с заявленными им амбициями. На официальном YouTube-канале UATV написано, что проект "адресован иностранной аудитории, в первую очередь диаспоре и русскоязычным зрителям, которые нуждаются в объективной и актуальной информации об Украине". Более того, по закону, 50% программ канала должны быть выработаны на английском языке. То есть целевая аудитория проекта — более миллиарда человек. Правда, узнать, сколько людей смотрят UATV в "кабеле", почти невозможно. Операторы преимущественно отказываются предоставлять эфирные отчеты, ссылаясь на коммерческую тайну.

Киев через три месяца запустит вещание на неподконтрольных территориях Донбасса - Бородянский
Киев через три месяца запустит вещание на неподконтрольных территориях Донбасса - Бородянский
© РИА Новости, Артём Коренюк | Перейти в фотобанк

То, что с эффективностью UATV, возможно, не все хорошо, напрашивается после сравнения YouTube-каналов и телеканалов Украины. В частности, бросается в глаза показатель онлайн-зрителей отечественного вещателя. В UATV он очень низкий как для канала, к которому имеет доступ более 1 млрд зрителей. На YouTube у UATV лишь 83,8 тыс. подписчиков. Просмотры роликов обычно чуть превышают две сотни. Самыми смотрибельным оказались лишь два ролика. «Украинский электробайк: от курьерской службы до мирового рекорда» за два года набрал 913,8 тыс. просмотров. Ролик «Последствия. Про АТО, фильм 88», размещенный в рубрике «История войны», за три недели посмотрели 18 тысяч зрителей.

Как отмечают специалисты, финансирование такого проекта зависит от цели и контента. По их оценкам, только на информационное, репортерское и документальное вещание потребуется от $15-20 млн в месяц. Если же наладить собственное производство или покупку развлекательных программ, расходы автоматически возрастают в полтора-два раза.

"Создание успешного проекта по типу "RussiaToday" — это дорого, — сказал изданию «Страна.ua» бывший председатель Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания. — Миллиард долларов. Или больше. А инвестировать нужно годами. Например, только чтобы войти в кабельную систему, необходимо около 500 миллионов долларов. Кроме того, мне как журналисту не понятен концепт канала: пропаганда или контрпропаганда"?