29 октября показания в Палате представителей Конгресса впервые дал представитель Белого дома — сотрудник Совета национальной безопасности США высокого ранга Александер Виндман, который 25 июля присутствовал в ситуационной комнате во время телефонной беседы президента страны Дональда Трампа и его украинского коллеги Владимира Зеленского.
Когда важное каждое слово
Виндман отвечал на вопросы членов комитетов по иностранным делам, по надзору и правительственной реформе, спецкомитета по разведке на протяжении 11 часов. Причём сразу подчеркнул, что сотрудник Национальной разведки, который подал жалобу на содержание переговоров, из-за которой и запустили процедуру импичмента, — это не он, а лично с Трампом никогда не встречался.
Как пишет газета The New York Times, чиновник заявил, что в тексте стенограммы разговора, которую опубликовал Белый дом, отсутствуют некоторые фразы обоих глав государств, а именно: Трамп упоминал о записи выступления, в которой бывший вице-президент США Джо Байден рекомендовал уволить Виктора Шокина с поста генерального прокурора Украины, а Зеленский произносил название энергетической компании Burisma, в совет директоров которой до апреля 2019 года входил сын американского политика Хантер Байден.
Журналисты напомнили, что слова президентов Вашингтон восстанавливал по программному обеспечению, предназначенному для распознавания голоса человека, но она часто не фиксирует технические термины и имена собственные, а также по записям стенографистов, сделанным на слух.
Виндман рассказал, что он выполнил поручение внести уточнения в печатную копию аудиозаписи переговоров и передал документ своему начальнику. В конечной редакции стенограммы он увидел лишь часть своих исправлений.
28 октября, накануне выступления чиновника в Палате представителей, издание Politico опубликовало его письменные показания, в которых он выразил опасение, что если бы Киев открыл расследование в отношении Хантера Байдена, то спровоцировал бы противоречия между демократами и республиканцами по украинскому вопросу и лишился бы поддержки со стороны обеих американских партий, которой пользовался до настоящего времени.
«Всё это подорвало бы национальную безопасность США. Я был обеспокоен звонком. Я не думал, что было уместно требовать от иностранного правительства проводить расследование в отношении гражданина США, и я был обеспокоен последствиями для поддержки Украины со стороны правительства США», — заявил Виндман.
Виндман сталкивает лбами две свои родины
Украина для Виндмана не далёкая страна, которая последние 5 лет не сходит со страниц газет. Это его Родина, он родился в Киеве в еврейской семье.
Виндман никогда не скрывал и не стыдился своих корней, а, наоборот, подчёркивал своё происхождение. Во время выступления в Палате представителей он назвал себя американцем в первом поколении, чьи родители (а точнее отец, потому что мать умерла) эмигрировали из Советского Союза, когда ему было три года.
«Прибыв в Нью-Йорк в 1979 году, мой отец работал на нескольких работах, чтобы поддержать нас, всё время изучая английский в ночное время. Он подчёркивал для нас важность полной интеграции в нашу приёмную страну. На протяжении многих лет жизнь была довольно сложной. Несмотря на наши сложные начинания, моя семья работала над созданием своей американской мечты. Я глубоко ценю американские ценности и идеалы и силу свободы», — сказал Виндман.
Александер, его брат-близнец Евгений и их старший брат Леонид выросли в районе Брайтон-бич в Нью-Йорке, который местные жители называют «маленькая Одесса», потому что после распада СССР там поселилось много выходцев из постсоветских республик.
Близнецы и их бабушка по материнской линии даже мелькнули на телеэкранах — режиссёр Кен Бёрнс использовал их фотографии в документальном фильме «Статуя Свободы». Мальчики почти в один голос рассказывают: «Мы приехали из Киева. Наша мать умерла, и мы уехали в Италию. А потом мы приехали сюда». Как оказалось, их история очень тронула маленького поляка Тома Малиновского, который впоследствии тоже переехал в США и стал конгрессменом от штата Нью-Джерси.
В 1998 году Александер Виндман окончил Государственный университет Нью-Йорка в Бингемтоне со степенью бакалавра искусств и поступил на военную службу, которой в общей сложности посвятил 21 год жизни, за это время участвовал в военных операциях в разных уголках мира: в Южной Корее, Германии и Ираке, где получил ранение.
После окончания военной карьеры он окончил Гарвардский университет со степенью магистра по исследованию России, Восточной Европы и Центральной Азии. Специализация на Евразии, а также свободное владение русским и украинским языками позволили ему с 2008 года поработать в американских посольствах в Киеве и Москве. После возвращения в Штаты в 2015-2018 годах был председателем объединённого комитета начальников штабов в Пентагоне и специализировался на военных вопросах России. В 2018 году Виндмана назначили директором по европейским делам Совета национальной безопасности, его называют главным экспертом ведомства по Украине.
В показаниях в Палате представителей он уточнил, в чём заключаются его полномочия: «Я координирую работу с группой межучрежденческих партнёров, регулярно подготавливаю внутренние меморандумы, тезисы и другие материалы для советника по национальной безопасности и старших сотрудников».
Интересен тот факт, что Виндман вошёл в состав американской официальной делегации на церемонии инаугурации Зеленского вместе с Джозефом Пеннингтоном, который 20-28 мая после увольнения Мари Йованович с поста посла США на Украине руководил дипмиссией в Киеве, а также с трио, которое 23 мая исполняющий обязанности шефа аппарата Белого дома Мик Малвейни наделил полномочиями определять политику на украинском направлении вместо Госдепартамента: министром энергетики Риком Перри, представителем США в ЕС Гордоном Сондлендом и Куртом Волкером, занимавшим тогда должность спецпредставителя Госдепартамента по Украине.
Братья Александера тоже дослужились до высоких постов. Так, его близнец Евгений, как пишет издание Daily Beast, тоже работает в Совете национальной безопасности — юристом по вопросам этики, а старший брат Леонид основал инвестиционную компанию Tungsten Capital Advisors.
«В течение последних 25 лет он специализировался преимущественно на Центральной и Восточной Европе, России и Центральной Азии. Именно он заключил несколько крупнейших инвестиционных и консультационных сделок в регионе. Он также совершал сделки на Ближнем Востоке и много путешествовал по Азии и Африке», — говорится про Леонида Виндмана на сайте компании.
Даже после безрезультатного завершения расследования спецпрокурора Роберта Мюллера по делу о якобы имевшему место сговору Трампа с Россией спокойная жизнь американскому президенту только снится — в рамках де-факто стартовавшей избирательной кампании-2020 в центре внутриполитической повестки оказалась Украина. К слову, Трамп ещё в 2017 году говорил, что в выборы 2016 года вмешивалась не Москва, а Киев вместе с демократами.
Хотя 45-й хозяин Белого дома не проявлял интереса к украинской повестке, но если он не идёт к Украине, значит, Украина идёт к нему. Мало того, что невыполненные Минские соглашения опосредованно мешали ему выполнить одно из своих предвыборных обещаний — поладить с Россией, а теперь в рамках процедуры импичмента большое значение имеют показания этнических украинцев: как Виндмана, так и одесситов Игоря Фрумана и Льва Парнаса, которые проходят обвиняемыми по делу о незаконных пожертвованиях американским политикам от лица неназванных украинских чиновников и российского предпринимателя.