Договоренность о сохранении транзита российского газа в страны Евросоюза через Украину после 2019 года может привести к тому, что основная причина появления поправок к газовой директиве Евросоюза исчезнет, заявила старший научный сотрудник Oxford Institute for Energy Studies Катя Яфимава на конференции в Брюсселе.
Об этом 5 сентября сообщает РИА Новости.
«Я думаю, основной, может быть, не единственной, но основной причиной появления поправок к газовой директиве для Еврокомиссии было получить юридический, политический инструмент, чтобы попытаться обеспечить сохранение определенного объема транзита через Украину после создания «Северного потока — 2». Поэтому если отдельное соглашение (о продолжении транзита — ред.) будет достигнуто и обеспечено через трехстороннее посредничество между Еврокомиссией, российским и украинским правительствами, то транзит через Украину будет сохранен. <…> Тогда эта причина поправок исчезнет, они не будут нужны даже с точки зрения Еврокомиссии, потому что цель будет достигнута иным способом», — рассказала она.
Еврокомиссия в ноябре предложила внести поправки к Газовой директиве ЕС. Их цель — сделать так, чтобы определенные нормы энергетического законодательства ЕС применялись не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории ЕС, которые идут в третьи страны.
«Я считаю предложенные поправки еще одним примером политизации законодательства ЕС», — добавила Яфимава.
К указаным нормам относятся, в частности, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать газ, разделение деятельности по продаже и транспортировке газа. Сейчас эти нормы не распространяются на морские участки газопроводов.
Перед утверждением поправки должны быть согласованы в Совете стран ЕС и Европарламенте. Сначала эти институты вырабатывают и утверждают каждый свою позицию, а затем приступают к поиску компромиссного варианта проекта. Если компромисс найден, он утверждается еще раз отдельно ЕП и Советом ЕС и может вступать в силу. Поправки к директиве пока обсуждаются на уровне рабочей группы в Совете ЕС и не получают необходимую поддержку всех стран ЕС. Следовательно, документ пока не может подняться на следующий уровень — совместное обсуждение Советом и ЕП.