А теперь дадим более точную формулировку происшедшему. В третью субботу октября в киевском музее Шолом-Алейхема состоялась лекция Дмитрия Шевченко «Арии. Истоки древней цивилизации». Организатор — некая структура под названием «Art Business Academy / global educational institution».
На страничке в социальной сети Facebook, посвященной мероприятию, сообщается, что «по исследованиям генетиков, украинцы — это и есть наследники стародавних ариев», а лектор Шевченко расскажет всем желающим «про уникальную арийскую цивилизацию и наши истинные корни».
К тексту прилагается и визуальный контент. Во-первых, видеоролик с отрывком из одиозного телефильма канала «Украина» «ДНК-портрет нации» в котором некий персонаж с длинными усами, выбритым на голове клоком волос и «солярной» татуировкой на шее изображает крайнюю воинственность. А во-вторых, афиша с изображением белокурых древних германцев с характерными прическами в виде «свевского узла».
Если вас ничего не смутило, то…
То тогда почитаем анонс лекции: «Спекуляции относительно понятий «арий», «ариец», «арийство» неоднократно вызывали большое смятение в головах многих исследователей недавнего прошлого. Все это связано с чрезвычайной неразберихой, которую в это понятие внесли события 30-40-х годов ХХ века. Возникшей на нездоровом интересе к вопросу арийства со стороны учредителей гитлеровского нацизма. Так кто же такие арии? Наши «благородные и светоносные» предки, высокие духовные отцы славян? В чем уникальность этих древних народов? Какой была эпоха «курганных культур»?».
А теперь по-прежнему не смущает?
Тогда придется напомнить, что этот самый «нездоровый интерес» привел не просто к всплеску ксенофобии или погромным настроениям, а к геноциду. И не кого-нибудь, а тех людей, которые могли читать произведения Шолом-Алейхема в подлиннике.
С тех пор слово «ариец» стало неупотребимым для описания носителей индоевропейских языков во всей Европе, и пользуется им только тот, кто разделяет с гитлеровцами этот «нездоровый интерес» по сей день.
Возможно, что содержание самой лекции было посвящено сугубо археологическим свидетельствам о «курганных» культурах 5—2 тысячелетий до нашей эры, но весь рекламный антураж совершенно недвусмысленно ориентирован на вполне определенную аудиторию.
Вот и воспользовались сторонники арийских теорий музеем классика еврейской литературы в субботний день, в то самое время, когда иудеи собираются на молитву. А теперь решим задачу методом подстановки.
Если перенести нынешнее мероприятие в реалии того времени, когда там был прописан Шолом-Алейхем (1896—1903 гг.), то это выглядело бы так.
Когда семья литератора Соломона Наумовича Рабиновича ушла на субботнюю молитву в синагогу, кухарка и дворник пригласили в пустующую квартиру своих приятелей. На столе, за которым хозяин дома писал под псевдонимом Шолом-Алейхем рассказы о Тевье-молочнике, они на газете «Киевлянин» разложили сало, кровяную и домашнюю колбасу и прочие явно не кошерные яства. Под самогончик эта веселая компания обсуждала самые животрепещущие в этих кругах темы: о ритуальных убийствах христианских младенцев, о том, что «жиды слишком распоясались, зарабатывают больше их и скоро придут к власти». И завершили бы беседу как раз к приходу хозяина.
И вы думаете, он не почует запахи свиных блюд, даже если бы гости за собой всё убрали? Как бы не так! В 1905 году Шолом-Алейхем почуял всю гамму амбре погрома и навсегда покинул город. Жил он до самой своей смерти в 1916 году в Европе и Америке, продолжал писать романы и рассказы. И конечно, следил за тем, что происходило в оставленном им Киеве, о чем свидетельствует его роман «Кровавая шутка».
И после кончины Шолом-Алейхема Киев славился своим антисемитизмом, разве что в межвоенное время раннесоветские власти поприжали настроения масс. Здесь были и Петлюра, и Бабий яр, и пришедшие из Галиции оуновцы, чья ненависть к евреям была несравнимо более физиологичной, чем у погромщиков-черносотенцев. Да и в послевоенное время кадровики и обществоведы в столице УССР боролись с «сионизмом» с куда большим рвением, чем в любом другом советском городе.
Неудивительно, что отъезд из Киева был гораздо более массовым и истеричным, чем, скажем, из Одессы или Харькова. А уж после провозглашения независимости только в столице этой державы патентованных антисемитов награждали и избирали в депутаты, а не изгоняли из приличного общества.
И что же сказали по поводу этой лекции киевские евреи? А ничего! Формально оно, конечно, не их дело. Музей ведь государственный, филиал музея истории Киева, к общине напрямую отношения не имеющий.
У организаторов мероприятия явно в порядке все документы, дающие им право провести именно в этом месте цикл лекций по археологии. Начали его с трипольской культуры, затем поговорили о степных кочевниках, дальше обсудят цивилизации Месопотамии и античный мир… И так до апреля следующего года.
«Вчера узнали много неожиданной, подчас шокирующей информации о наших предках, их быте, верованиях и леденящих душу ритуалах! Спасибо Дмитрию Шевченко за интереснейшую лекцию!» — пишет об «арийской» лекции одна из посетительниц.
Что уж тут говорить, если мало кто из членов еврейской общины Киева выступил против чествования в Бабьем яру тех, кто организовывал там расстрелы еврейского населения.
Да, есть голос протеста неутомимого Эдуарда Долинского, иногда журит заигравшихся соседей и коллег нардеп Вадим Рабинович, зато раввин Моше-Ревуен Асман прекрасно поладил со спикером Парубием и даже принял награду из его рук.
У иных членов общины, напритмер Дмитрия Гордона, вообще возник соблазн поучаствовать в русофобских акциях украинских нацистов на правах младшего партнёра. Ну, неужели непонятно, что если представители «титульной нации» напрямую не призывают к еврейским погромам, то это вовсе не значит, что они их осуждают. Просто сейчас у них на повестке дня — «русский вопрос», а польский и еврейский — лишь отложены на время и о них высказываются лишь редкие и недвусмысленные намёки со стороны конторы Вятровича.
А уж свинство вроде лекции об арийцах в музее классика можно вообще не заметить. Ведь когда «российская агрессия», «весь мир с нами», то это уже такая мелочь. Не до того сейчас! Хрюкать хором всегда легче, чем говорить правду и пресекать мерзости.