Активисты украинских правых движений нашли себе новую увлекательную забаву: зашвыривать в мусорные баки не понравившихся им чиновников и депутатов. Подобным методом молодые людей с гиперактивной ура-патриотической позицией демонстрируют своё горячее желание «люстрировать Украину» снизу, не дожидаясь, пока новая власть сделает это сверху. К тому же они имеют собственное представление о том, кого и за что следует лишить не только должности и мандата, но и гражданства с имуществом.
Их жертвами стали уже несколько народных избранников, в том числе и Виталий Журавский — один из авторов проекта «Закона об очищении власти», который недавно был принят Верховной Радой и отправлен на подпись президенту Порошенко…
Демократические проскрипции
О необходимости «прополки» власти от разросшихся в ней «сорняков» в Украине задумались ещё до обретения независимости. В принципе, периодические чистки чиновничье-секретарских рядов в СССР происходили после каждой смены генсека или политического курса. В последний раз это произошло во время перестройки, когда на смену уволенным «старцам» брежневской эпохи наверх начали вытягивать «молодых специалистов». Так, например, будущий президент Виктор Ющенко прыгнул тогда из каморки сельского бухгалтера в столичное управление Агропромбанка.
Однако такое частичное омоложение власти свежими кадрами не решало проблему в целом, оно лишь подбирало команды преданных исполнителей для нового руководства. Народ тоже был недоволен и ругал всю власть в целом, злобно обзывая её «коммуняками» — сначала вполголоса, озираясь, а с 1990-го года уже открыто вопя об этом на митингах.
Тогдашней «демократической оппозиции» это было только на руку. Чудаковатые дядьки и истерические тётки, пришедшие в публичную политику из курилок, кухонь и психлечебниц, могли рассчитывать на приход к власти только в случае массового отстранения от неё действующих чиновников и депутатов. Таков закон власти: один выходит — другой входит, и никак иначе.
Именно тогда, в начале 90-х, в постсоциалистическом мире появилось новое модное слово «люстрация», взятое из бессмертной латыни. Им назвали процесс «очищения» политики и госаппарата от кадров, связанных с бывшим коммунистическим режимом. Интересно, что почин этому дали чехи, в своё время прославившиеся «люстрацией» судетских немцев.
По своей сути, это было не «очищение», а что-то между проскрипцией и остракизмом. В первую очередь из-за голословного объявления прежней власти «преступным режимом». Объявили, утвердили — и на основании этого начали выгонять всех, кого привязали к этому режиму.
Начинали обычно с партийных чиновников и директоров силовиков, с работников госбезопасности, но на этом не останавливались — видимо, освободившихся кресел для демократов не хватало. Поэтому следующими кандидатами на «очистку» стали «лица, сотрудничавшие с органами госбезопасности». Которых оказалось слишком много — и которых «разоблачают» до сих пор.
Цинизм данного обвинения в том, что «лица, сотрудничавшие с органами госбезопасности» есть в каждом государстве мира. При этом большинство из них сотрудничают против своего желания: кому-то приходится делать это в силу существующих правил, а кого-то просто «уговорили».
Так, например, в советские времена каждый приходской священник был под колпаком КГБ и был вынужден время от времени писать «пояснительные записки», которые сегодня можно представить как доносы. А сегодня в штате каждого городского и районного УСБУ существует, например, должность куратора общественных организаций и политических партий, которому по инструкции положено быть в курсе всех дел местных активистов. И куратор находит среди них тех, кто регулярно сообщает ему новости общественной жизни их городка. Интересно, лет через 20 этих людей тоже объявят стукачами и «люстрируют»?
Действительно, почему стучать в КГБ было плохо, а доносить сегодня в СБУ — значит выполнять свой гражданский долг? Почему коммунистический режим был преступным, а нынешний — демократическим и свободным? Так ли уж сильно они отличаются?
Неизвестно, как в Чехии, а в Украине они отличаются сильно. В 70-80-е годы, когда свою карьеру в КПСС, ВЛКСМ и КГБ начинали те украинские чиновники и политики, которых сегодня хотя «люстрировать», в УССР не было гражданской войны и люди не гибли тысячами от пуль и бомбёжек. Не было безработицы и инфляции, из экономического кризиса — только дефицит некоторых товаров. Дома не разрушали «Градами», а строили невиданными темпами. Люди не ломали голову, где взять деньги на учёбу или лечение, население уверенно росло (с 47,1 до 51,7 миллиона), а не стремительно сокращалось (до 45 миллионов). Возникает справедливый вопрос: так какой же режим более «злочинний» и кого нужно «люстрировать»?
«Все должностные лица должны покинуть государственные органы власти, если во время Майдана они сидели на руководящих должностях, смотрели, как арестовывают студентов, расстреливают людей, и не написали заявление об увольнении. Они не прошли свой главный тест в жизни!» — заявил недавно глава общественного Люстрационного комитета Егор Соболев.
Что ж, это вполне справедливое требование общественности! Но для объективности стоило бы ещё потребовать подать в отставку всем нынешним должностным лицам: сидящим на руководящих должностях и смотрящих, как разгоняют неугодные власти митинги, как людей хватают и привлекают за критику власти, как бесчинствуют вышедшие из-под контроля националисты и «добровольцы», как пушки и ракеты убирают мирных жителей.
Ведь если под люстрацию попадают только «бывшие», независимо от их истинной вины в реальных преступлениях, то это значит, что она не более чем инструмент для сведения счетов между двумя дерущимися за власть командами…
Лукавые поводыри слепых
Советские «коммуняки» летом 1991-го взяли и всех надули, массово покинув ряды Компартии. Перебежав в другие партии или заделавшись временно беспартийными, став идейными сторонниками демократии и даже фанатами национализма. Типичный пример таких «вервольфов» — первый президент Леонид Кравчук, который из секретаря ЦК по идеологии трансформировался в убеждённого «бандеровца». Или Ирина Фарион, пребывавшая в лоно КПСС с апреля 1988-го по 1991-й год: партийное прошлое не помешало ей удариться в крайний национал-шовинизм.
Бывшие парторги и первые секретари, офицеры КГБ и батальонные «особисты» разбежались по самым разным, подчас враждующим друг с другом партиям и кланам. Это серьёзно затруднило, сделало почти невозможным процесс отделения козлищ от агнцев, поскольку кто-то из «бывших» в любом случае находился при власти и не испытывал желания «люстрировать» себя самого.
Кроме того, необходимости в люстрации по чешскому или прибалтийскому варианту не видело само общество. В большинстве своём население Украины не считало, да и до сих пор не считает эпоху позднего социализма злодейским режимом, а её чиновников — преступниками.
Люстрацию изначально требовали лишь национал-патриоты в силу того, что некоторые их вожди в своё время были «жертвами режима», а примкнувшая к ним молодёжь (типа «студенческих лидеров») хотела поскорее, любой ценой очистить для себя места во власти. Тогда даже дебилы понимали, что если «люстрировать» всех бывших членов КПСС, то освободится ¾ руководящих кресел, а в Верховной Раде останется только «Рух». Поэтому вполне понятно, почему они с такой настойчивостью требовали скорейшей и полнейшей люстрации. Разумеется, что люстрацию обеими руками поддерживали и их фанаты-избиратели, свято верующие в то, что «Бандера прийде — порядок наведе».
Но широким украинским массам, повторим, совершенно всё равно, кем кто работал до 1991 года. Украинцев заботит иное: сильно ли ворует тот или иной начальник, выполняет ли хоть одно обещание этот политик, и вообще, что именно он обещает. Другое дело — коррупция, кумовство, неспособность руководить страной и управлять экономикой — не в советском прошлом, а в настоящем, в нынешней независимой Украине. Вот это украинцы считают серьёзными проступками, за которые можно и «люстрировать».
Таким образом, в Украине слово «люстрация» очень быстро стала синонимом «борьбы с коррупцией». И общество совершенно справедливо выдвигало требования о «люстрации» зажравшихся чиновников и оскандалившихся политиков. Были вполне разумные предложения о чистках тех, кто не сможет пояснить, на какие доходы он возвёл себе загородные дворцы, и тех, кто не сможет обосновать сверхприбыльность своего бизнеса, отстранения от власти лиц, нанёсших тяжкий ущерб Украине и её гражданам. Словом, это было бы похоже на итальянскую антимафиозную кампанию, что наверняка удовлетворило бы миллионы простых украинцев.
Однако то меньшинство, которое живёт (и хорошо живёт!) в сложившейся украинской Системе (аналог итальянской Мафии), было, понятное дело, против. Программы борьбы с коррупцией лишь принимались, но никогда не работали по-настоящему. Точно так же наверняка не будет работать и нынешний «Закон об очищении власти», представляющий собою образец типичного украинского политического лукавства.
Прежде всего, нужно заметить, что национал-патриоты со временем смекнули, какие именно реальные проблемы волнуют громадян. И родили более чем «оригинальную» идею о том, что коррупция во власти и бедность населения — это следствия управления Украиной «бывшими коммуняками». Мол, «люстрируем их» — и автоматически решим эти проблемы («Бандера прийде…»). Некоторые в это поверили — таким образом, у правых появились сторонники из числа граждан, от отчаяния готовых верить в любую чушь. О том, что некоторые богатейшие граждане Украины никогда не состояли ни в КПСС, ни в комсомоле и даже не доучились в школе, они не задумывались.
После 2004 года эта гипотеза была модернизирована: злодейским был объявлен также режим Кучмы, а в число тех, кого нужно было «люстрировать» за коррупцию, оптом включили всех противников Майдана — прежде всего, Януковича и «донецких».
Позднее парламентский союз ПР и КПУ сыграл злую шутку над регионалами и коммунистами, так как давал националистам повод кричать о своей правоте: мол, смотрите, «бандиты» и «коммуняки» заодно, мы были правы! Разумеется, что это лишь добавило популярности лозунгам национал-патриотов, особенно среди украинской «патриотической молодёжи» — новое молодое поколение неистово верило, что «Бандера прийде — порядок наведе»…
Пришедшим к власти в феврале-мае 2014 года политикам эти лозунги, толкаемые гиперактивными молодыми людьми в масках, были, как говорится, только на руку. Поскольку они позволяли нанести сокрушительный удар по своим политическим (а в некоторых сферах и экономическим) противникам. Уволить оптом сотни, а возможно, и тысячи чиновников среднего и высшего звена, не утруждая себя поиском причин для каждого конкретного случая, уволить надолго (на 10 лет), выбить в шею из государственного аппарата и убрать от кормушки — и освободить место для своих.
Более того, люстрацией можно было припугнуть и кое-кого из своих соратников, потребовав взамен лояльности или даже «выкупа». Думается, что длительная работа над законом и его весьма странные положения говорят о том, что его авторы (точнее, «крыша» авторов) могли торговаться с теми, кого этот закон мог затронуть.
Ну вот, например, объявив период президентства Януковича очередным преступным режимом, закон предусматривает «люстрировать» лиц, занимавших высокие должности в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года. Логично? Да, но с поправкой — проработавших на них не менее одного года. Любопытная поправка, если вспомнить, что с 23 марта по 3 декабря 2012 года (8 месяцев) министром экономразвития и торговли Украины был Пётр Порошенко — нынешний глава державы. И то верно, кто ж его «люстрирует» — он же президент!
Не менее любопытные нормативы вписаны в закон для выходцев из преступного советского режима. «В комсомоле планка установлена на уровне центрального комитета ВЛКСМУ и выше, в Компартии — на уровне секретарей районных комитетов и выше», — сообщает об этом Егор Соболев.
Почему же бывших коммунистов будут «люстрировать», начиная с секретарей райкомов, а комсомольских работников — только с уровня ЦК ВЛКСМУ? Не потому ли, что в 1987-90 гг. нынешний и.о. спикера Рады (а недавно и.о. президента) Александр Турчинов работал секретарём райкома комсомола, а затем перевёлся на повышение в обком? Вот-вот, кто ж и его «люстрирует»?! Зато легко можно «почистить» Петра Симоненко, который в 1990-91 гг. был секретарём Донецкого обкома КПУ.
Такой закон, хитро написанный под интересы и требования стоящих у власти людей, вряд ли сможет разрешить реальные проблемы украинского общества. Безусловно, сначала он «заработает». С одной стороны, чтобы создать видимость люстрации и удовлетворить жаждущую «чисток» толпу ура-патриотов на улице. Но, главным образом, для того, что расчистить место во власти (и надолго его застолбить) нынешним политическим кланам.
Убрать с политической сцены разгромленных регионалов и коммунистов, освобождая место в Раде только для «проукраинских» партий. Лишить должностей тех чиновников, которые ещё не перебежали с подношениями к новой власти, а перебежавших сделать очень лояльными.
Этим же законом будут орудовать политические и экономические саквояжники, которые сейчас массово едут на «реконструкцию Донбасса» — отжимать у местных власть и бизнес, прибирать к рукам то, что не успели хапнуть местные элиты. Словом, повторится ситуация 2005 года, но только в куда больших масштабах и уже в условиях полного беспредела победителей.
А затем закон забросят на полку, где уже хранится несколько законов о борьбе с коррупцией. И, как и в случаях с ними, действующая власть, конечно же, и не подумает использовать его против себя. Впрочем, как видите, «Закон об очищении» был специально написан так, чтобы его нельзя было использовать против нынешней власти. Это первый подобный случай откровенной предвзятости в истории украинского законодательства. И первый закон, который объявляет людей виноватыми не в совершении конкретных преступлений, а лишь в принадлежности к той или иной политической силе.
Поэтому те «маленькие украинцы», которые возлагают на люстрацию большую надежду и верят, что очистка власти от регионалов и коммунистов решит проблемы Украины, жестоко ошибаются. Никакая люстрация в данном случае ничем не поможет, как не помогла украинцам и февральская революция: она не ликвидирует Систему как причину проблем, а лишь заменит в ней одни фигуры на другие…
Обыкновенный фашизм?
Но беда даже не в том, что не будет работать закон о люстрации. Беда в том, что в нынешней Украине перестают работать любые законы, став жертвами продолжающейся революционной анархии и власти силы.
Вот, к примеру, 28 сентября собравшиеся в Харькове ура-патриоты взяли и разрушили ещё один памятник Ленину. Милиция, хотя и не препятствовала «патриотическим» вандалам, всё же завела по факту уголовное дело, как того требует закон.
Но не прошло и часа, как вначале объявился новоназначенный Киевом губернатор Игорь Балута, размахивающий своим указом, где «задним числом» было велено «демонтировать» памятник. Таким образом, вандалы юридически превращались в рабочих-волонтёров. А затем в своём фейсбуке отписался министр МВД Аваков, прямо заявивший, что приказал милиции закрыть это уголовное дело, потому что не считает «снос кровавого идола» преступлением.
Думается, что после таких слов главного милиционера страны всякие рассуждения о законности (как и о демократии) в Украине просто смешны. Закон в Украине сейчас прост: у кого в данной ситуации в руках кистень — тот и прав, что бы он ни делал.
Наступают реальные тёмные времена, и хотя всё ещё звучат лозунги о свободе, демократии и законе, они уже совершенно пустые, имеющие отношение к реальности не более, чем советские плакаты про «ум, честь и совесть». И не только повсеместное разрушение памятников наводит на эти тревожные мысли…
Тот самый народный депутат Журавский, едва успев вылезти из мусорного бака, вскоре попал в новую передрягу: ура-патриоты забросали его яйцами и расписали ему автомобиль. И вот как раз эти надписи и наводят на очень нехорошую аналогию с подобными «граффити» на еврейских магазинах в Германии начала 30-х годов.
Конечно, многие не увидят в этом ничего страшного: мол, не убили же, даже не побили, всего лишь испачкали машину и костюм её владельца. Некоторые даже скажут, что этого мало, что «народная люстрация» должна быть более суровой и всеохватывающей, что скоро она доберётся до всех, и ни один «враг нации» не укроется от возмездия.
«Народная люстрация» — именно так они видят эти устраиваемые правыми ура-патриотами хулиганские шоу. Ещё год назад они были невозможны: милиция оперативно реагировала на подобные выходки, юных «художников» и метателей яиц задерживали и наказывали хотя бы штрафом. Да и действовали они с оглядкой, чувствуя, что нарушают закон и порядок. Поэтому таких случаев было немного. Но бурные события прошлой зимы и весны, как говорится, снесли с молодых людей крышу. Они заразились болезнью, известной как «революционная целесообразность» — подталкивающая людей поступать по своему усмотрению, не обременяя себя соблюдением законов и правил.
Молодые активисты, которые и ранее-то тяготились необходимостью соблюдением законов, теперь полагают, что за их нарушением им ничего будет. Потому что они уверены в том, что: а) являются патриотами Украины, б) действуют в интересах Украины, в) действуют против врагов Украины, г) сплочены в силу, которая имеет моральное право «наводить порядок». Они уверены, что их никто не осмелится наказать — а их жертв никто не осмелится защищать.
Как похожи они на бригаду юных гопников с «понятиями» в стриженных головах, которые уверены в том, что имеют право «раздевать лохов» и «следить за районом»! Ничего удивительного — ведь это обычная психология неконтролируемых, отбившихся от рук молодёжных группировок. Впрочем, неконтролируемы они обычно только для родителей и закона: так же как юными гопниками управляют опытные уголовники, так и молодыми ура-патриотами манипулируют политики, чиновники, олигархи. Которым выгодно устраивать чужими руками такую вот «народную люстрацию».
Сейчас «народные люстраторы» лишь разминаются на памятниках и отдельных депутатах. Однако через год-два, а может быть даже и гораздо раньше (события в Украине развиваются молниеносно), страну ожидает радикализация. Причиной этого станет провал обещанных реформ — предсказать который несложно, ибо в Украине успешно проваливались все реформы. Среди них будет и провал люстрации «сверху».
Вполне прогнозируемо, что найдутся политики, которые заявят, что реформы провалились из-за неосуществившейся или недостаточной люстрации. Что подстегнёт в массах начать люстрацию «снизу» — проще говоря, поиск виноватых и крайних, которых будут уже не только «изобличать», но и вымазывать в краске, и возможно даже бить.
Причём, если молодые активисты получат от этого только моральное удовольствие (ну, может быть, ещё сувениры из карманов «врагов нации»), то направляющие их политики смогут уничтожать чужими руками своих противников.
И не только других политиков, чиновников, бизнесменов. Ведь толпу безумных ура-патриотов можно будет натравить на правозащитную организацию, на митинг с социальными требованиями, на любую акцию протеста против власти — которую объявят «антиукраинской ватной провокацией». И такой метод разгона недовольных будет куда эффективней милицейских арестов или приводов в СБУ.
В современной истории существует немало примеров использования политиками энтузиазма молодых активистов в обход закона. Порою, примеров очень печальных. Например, китайские хунвейбины, с помощью которых Мао Цзэдун разгромил партийную оппозицию. Или гитлеровские «штурмовики», расчистившие Гитлеру путь к тотальной диктатуре.
Кого-то такое сравнение может удивить и даже возмутить: ведь эти славные молодые украинские патриоты никого не убили (пока ещё), они искренне верят в то, что защищают народ и Украину, а то, что они бросили депутат в бак и сломали Ленина — ну бывает, погорячились!
Однако 80 лет назад молодые немецкие патриоты из «Sturmabteilung» тоже искренне верили в то, что защищают свой народ и свою страну. Более того, долгое время они старались держаться в рамках закона — пока рядом находилась суровая немецкая полиция. Первые антиеврейские акции «штурмовиков» выглядели почти безобидно: днём они пикетировали магазины и ломбарды, а ночью расписывали их витрины лозунгами и оскорблениями (в Украине это делают среди бела дня). Но в 1934-м «штурмовики» стали вспомогательными отрядами полиции, а через год стали пополнять ряды СС (и тут прослеживается аналогия). И магазины «врагов Рейха» уже не пикетировали, а громили.
И кто сможет гарантировать, что вскоре и украинские ура-патриоты не перейдут к более масштабным и радикальным методам «защиты державы»? Не начнут громить супермаркеты АТБ, которыми они уже заинтересовались, не станут жечь бензоколонки российских компаний, не будут выявлять «неблагонадежных» граждан и устраивать над ними самосуд? Воплощая в жизнь метод «народной люстрации»…