Вадим Костроменко – собиратель истории одесского кино - 01.11.2025 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка коллаж
История

Вадим Костроменко – собиратель истории одесского кино

© Фото : Ольга МолчановаРежиссёр Вадим Костроменко
Режиссёр Вадим Костроменко - РИА Новости, 1920, 01.11.2025
Читать в
ДзенTelegram
1 ноября 2017 года умер Вадим Костроменко – прекрасный кинорежиссёр, запомнившийся зрителю такими лентами, как "Секретный фарватер", "Квартет Гварнери", "Сто первый" и "Ответная мера". Благодаря его усилиям при Одесской киностудии и местном отделении Союза кинематографистов был создан Музей кино, многие экспонаты которого уникальны
В далёком 2007 году автору этих строк довелось пообщаться с Вадимом Васильевичем. Он был несказанно рад нашей встрече поскольку сам родился в Артёмовске, и благодаря ему читатели представляемой мной в то время газеты "Донецкiй кряжъ" получили замечательную возможность прикоснуться к тайнам экрана.
Поэтому сегодня буду перечитывать журналистские блокноты почти двадцатилетней давности и предаваться воспоминаниям…
"Лиловый негр вам подавал манто…"
Наше интервью с Вадимом Костроменко началось с того, что он подвёл меня к стеклянному кубу, в котором среди лилий лежала обвитая отрезком киноленты перчатка на маленькую женскую руку. С Одессой были связаны последние месяцы жизни её хозяйки – выдающейся русской актрисы Веры Холодной.
- Её смерть окружена завесой тайны, – рассказывал Вадим Васильевич. – Она умерла в 1919 году и была похоронена на Первом христианском кладбище. В 30-е годы ХХ века оно было заасфальтировано, засажено деревьями, и на его месте сделали парк отдыха... И невдомёк веселящимся, что под асфальтом лежит Вера Холодная, лежит Лёвушка Пушкин, младший брат Александра Сергеевича... Спустя много лет после смерти Веры Холодной из-за границы приехала её младшая дочь поклониться праху матери. А вести некуда. Тогда я беру грех на душу, и веду её на Второе христианское кладбище. Там похоронен Пётр Иванович Чардынин, который снимал все картины с Верой Холодной. Вот в ограде его могилы и поставили мы памятник первой отечественной кинозвезде, чтобы хоть было куда в день её рождения цветы возложить... Привёл дочь Веры туда, да так ничего и не сказал. Она растрогалась, возложила цветы, а когда уезжала – подарила мамину перчатку.
Мне тут же вспомнился посвящённый Вере Холодной романс Александра Вертинского "Лиловый негр", с которым в музее наверняка связаны другие реликвии, и когда я сказал об этом собеседнику, тот сразу же повёл меня к стеллажу с постановочными альбомами фильмов.
Александр Вертинский - РИА Новости, 1920, 21.03.2021
День в истории. 21 марта: в Киеве родился певец, ставший первой суперзвездой русской эстрадыВ этот день в 1889 году появился на свет Александр Николаевич Вертинский. Певец, поэт и киноактер, которого невозможно забыть, ведь с него начались в наших краях и эстрада, и шансон, и авторская песня
В доцифровую эпоху постановочный альбом был одним из важнейших документов: режиссёр, сценарист, оператор и художник детально прорисовывали каждую сцену будущей ленты и прописывали всё необходимое. Вадим Костроменко снял с полки фолиант с надписью "Эра милосердия" (рабочее название знаменитого сериала про сыщиков. – Прим.) и открыл на том самом эпизоде, в котором Жеглов шёл освобождать Шарапова из рук "Чёрной кошки". Следующий экспонат в представлении не нуждался – это был кожаный плащ, который на экране носил герой Владимира Высоцкого. А романс Вертинского был той песней, которая прозвучала из уст барда в фильме "Место встречи изменить нельзя"…
Плащ Жеглова и перчатка Веры Холодной – те экспонаты, которые хочет увидеть каждый. Но есть немало других реликвий. Например, камера, которой Александр Довженко снял все свои знаменитые фильмы. Кстати, мировая слава пришла к нему в одесский период жизни и творчества.
- Работа оператора в те времена была очень была тяжёлой, – со знанием дела говорит Вадим Васильевич. – Нужно было уметь за одну секунду сделать три оборота ручкой, приводившей в движение киноленту: только тогда нормально передавалась скорость движения! А вредной для здоровья она является и сейчас: глаукома – частая болезнь в этой профессии.
© Ольга МолчановаПерчатка Веры Холодной - экспонат Одесского музея кино
Перчатка Веры Холодной - экспонат Одесского музея кино
Перчатка Веры Холодной - экспонат Одесского музея кино
Коварство и любовь
- Здесь постоянно живёт история, – продолжал интриговать гостей Вадим Костроменко. – Вы знаете, этого здания, где размещена экспозиция и где мы находимся, могло не быть, если бы в 1700 году Пётр Первый не проиграл сражения под Нарвой...
Один из старейших корпусов Одесской киностудии, в котором до 1971 года размещались администрация и монтажный цех, когда-то принадлежал Елене Демидовой-Сан-Донато, дочери киевского городского головы Павла Демидова, наследнице знатного и богатого рода промышленников Демидовых.
- Эти пинии помнят Леночку Демидову... – произносит Вадим Васильевич, указывая в окно и подготавливая нас к полной драматизма трогательной истории. – Решив выдать младшую дочь замуж, Павел Павлович купил небольшой участок на Французском бульваре, и построил особняк. Родители нашли своей дочери подходящую пару: ей оказался главный телеграфист на станции Одесса. По тем временам – большая должность, да и человек попался культурный и образованный. Молодые люди встречались, музицировали на рояле в четыре руки, дело шло к помолвке. Но бывшая возлюбленная телеграфиста пришла в этот двор, на это крылечко, вызвала Леночку и плеснула ей в лицо кислоту... Свадьба была расстроена, Леночка стала затворницей, и выходила на прогулки только по ночам, чтобы никто не видел её обезображенного лица...
Эмблема Одесской киностудии
Новороссийский "Голливуд" у Чёрного моря23 мая 1919 года вернувшаяся накануне, в апреле, Советская власть провела национализацию всей остававшейся в Одессе киносъёмочной аппаратуры, оборудования и павильонов. Этот день считался в СССР днём создания первой советской киностудии – Одесской. Называлась она тогда "Киносекцией политотдела 41-й дивизии РККА" (Подив-41)
Кстати, у Демидовых во всех поколениях были портреты, причём всегда в фас, и только Елена изображена в три четверти. Так вот, однажды её психика не выдержала, и Леночка попыталась наложить на себя руки. Но её успели вытащить из петли и увезли в Италию на лечение. Это было перед революцией... Елена Демидова-Сан-Донато дожила до глубокой старости, и благодарные флорентийцы поставили ей памятник за то, что все свободные деньги она отдавала на помощь детям-сиротам. А в её особняке в первые годы Советской власти некоторое время размещался детский дом... Так получилось, что в эмиграции – деньгами, а здесь – своим поместьем она выполняла одну благородную функцию. Потом усадьбу объединили с территорией киноателье Харитонова, и так образовалась Одесская киностудия.
Былое величие
- Здание бело-розовых расцветок это и есть тот самый Харитоновский павильон, с которого начиналась киностудия. – уже на улице продолжил рассказ Вадим Васильевич. – В 1907 году на этом месте Мирон Осипович Гроссман начал документальные съёмки, а чуть позже снял первый игровой фильм "Тайны одесских катакомб".
Потом нынешней территорией киностудии завладел другой кинопромышленник – Харитонов. Выкрашенное белым – это бетонные конструкции, а розовым – стены, которые изначально были стеклянными: в то время кинематографисты ещё не умели применять искусственное освещение. А так как в Одессе солнца очень много, то на него и был сделан расчёт. Декорации устанавливали на большом поворотном круге, который перемещался вслед за движением светила.
© Ольга МолчановаПлащ Жеглова - экспонат Одесского музея кино
Плащ Жеглова - экспонат Одесского музея кино
Плащ Жеглова - экспонат Одесского музея кино
После окончательного установления Советской власти в Одессе решили воссоздать киносеть: до революции в нашем городе было полсотни кинотеатров. Восстановить – восстановили, а показывать – нечего! Пришлось возрождать кинематографическое производство: Советская власть, и именно тогда городские власти поняли, что кино – тоже оружие революции. Режиссёры и операторы были поставлены на котловое довольствие в 41-ю дивизию Красной Армии.
В послевоенное время Одесская киностудия была стартовой площадкой для молодых талантов. У нас дебютировали Василий Шукшин фильмом "Два Фёдора", а Марлен Хуциев – "Весной на Заречной улице". Вячеслав Тихонов здесь впервые "примерил" образ советского разведчика, Андрей Тарковский начинал ассистентом режиссёра, а Булат Окуджава – драматургом. Мы с Петром Тодоровским снимали "Верность", я был оператором этой картины. Наш фильм оказался первым на Одесской киностудии, который заслужил награду на международном кинофестивале…
И у этих недостроенных бетонных коробок тоже интересная судьба. К середине 1980-х годов Одесская государственная киностудия художественных фильмов так бурно развила свою деятельность, что возникла острая нехватка собственных павильонных площадей. Поэтому государство решило построить двухпавильонный блок и большой административный корпус, где у каждой съёмочной группы было бы три комнаты, о чём тогда все мечтали: кабинет режиссёра, кабинет директора, кабинет операторов. Кроме того, каждая группа получала свои гримёрную и костюмерную. Но СССР распался, финансирование прекратилось, и здание стоит до сих пор недостроенное.
Верность (кадр из фильма)
Вопреки чиновникам: "Верность" Тодоровского29 ноября 1965 года на советские киноэкраны вышла первая самостоятельная работа знакового советского режиссёра Петра Тодоровского. До этого он работал на Одесской киностудии оператором и снимал такие известные советские фильмы, как "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Фёдора" (1958) и "Жажда" (1959)
Того, что когда-то называлось одесским кинематографом, уже нет. В настоящее время киностудия своих фильмов не снимает, павильоны сдаются в аренду приезжим съёмочным группам… Правда, говорят, что вот встанем на ноги и начнём снимать, но производить свою кинопродукцию на Украине нерентабельно.
- Почему?
- Прокатывать фильмы негде...
© Ольга МолчановаКамера Александра Довженко - экспонат Одесского музея кино
Камера Александра Довженко - экспонат Одесского музея кино
Камера Александра Довженко - экспонат Одесского музея кино
Шедевры опального мастера
Нашлось в нашей беседе и место малой родине Вадима Костроменко – городу Артёмовску тогда ещё Донецкой области. Он вспоминал:
- Помню, как в моём родном городе уничтожили памятник Артёму работы Ивана Петровича Кавалеридзе, знаменитого кинорежиссёра и скульптора. В 1954 году, после второго курса ВГИК, приезжаю домой на каникулы, смотрю – все окна домов заклеены полосками бумаги крест-накрест, как в войну. Первая мысль: кино про войну снимают! Но оказалось, будут взрывать стоявший в городе памятник Артёму. В то время в нашем искусстве шла борьба со всякими "измами", а это был кубизм. Да и сам Кавалеридзе тогда находился в опале: его могли расстрелять за сотрудничество с немцами, но пощадили за то, что при отступлении противника он спас Киевскую киностудию от уничтожения. Так вот, рано утром следующего дня прогремел взрыв, но монумент устоял. Тогда его окружили лесами и целое лето разрушали отбойными молотками. Хорошо, что памятник Артёму в Святогорске, тоже его работы, оказался в стороне от взглядов власти! Когда я рассказал об увиденном Ивану Петровичу, он заплакал…
Иван Петрович Кавалеридзе
"Украинский Роден" Иван Кавалеридзе 14 (по другим данным 13) апреля 1887 года на хуторе Ладанский Перекоповской волости Роменского уезда Полтавской губернии (сейчас – село Новопетровка Ромёнского район Сумской области) родился Иван Петрович Кавалеридзе, прозванный «украинским Роденом».
Подписывайся на
ВКонтактеОдноклассникиTelegramДзенRutube
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала