Правда, для окончательной победы нужно всего немного — обеспечить невмешательство в эту войну посольства США. А этого как раз пока и не получается достичь. И вот как эта увлекательная борьба развивается.
Тут вам не Корчак
В среду, 28 марта, истек срок полномочий руководителя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Натальи Корчак.
С Корчак у украинской власти отношения складывались плохо. Собственно предотвращение коррупции заключалось в том, что НАПК должно было, во-первых, собирать налоговые декларации государственных чиновников, парламентариев страны (от местных советов до Верховной рады), а так же проверять затраты партий, прошедших в парламент Украины — сколько потратили, источники финансирования и проч. А, во-вторых, проверив их, передавать информацию о недостоверных декларантах в антикоррупционные правоохраниительные структуры.
При подаче е-деклараций началось со скандалов. Дело в том, что электронные декларации, которые подавали и подают политики Украины, включая президента, легко проверить: где, чего и сколько, а потом еще и отследить, как потрачены средства и выявить, если потрачено больше, чем задекларировано.
Понимая это, многие депутаты, подавая в 2016 году так называемые е-декларации (электронные), сильно волновались. Многим пришлось пуститься на разные ухищрения.
Например, секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Александр Турчинов переписал всё имущество на тещу. Если не повезло с тещей, тогда переписывают все на жену, как например, сделал это военный прокурор Анатолий Матиос. Но ведь не всем везет и с женой. В том смысле, что и жена может оказаться в структурах власти, как например, жена Генерального прокурора Юрия Луценко — Ирина, которая сначала была в парламенте членом фракции Блока Петра Порошенко, а потом вообще стала представителем президента в Верховной Раде. Пришлось генпрокурору с отчаяния распихивать собственность по знакомым — записывать десяток квартир в Киеве на бухгалтера, а еще что-то переписывать на одного из депутатов-олигархов.
Кстати, самым последним, буквально за несколько минут до окончания срока подачи деклараций, сдал ее сам президент Петр Порошенко.
А дальше начала работать НАПК и вскрыла десятки недобросовестно оформленных деклараций. Появились уголовные дела, которые депутаты пытались замять, но информация попала в СМИ, и все обернулось большим скандалом, который не завершился и сегодня — дела лежат в Генпрокуратуре, в Специализированной антикоррупционной прокуратуре, попадают в суды, что-то находится в проверке.
Сами депутаты пытались скомпрометировать процедуру е-декларирования, а когда это не получилось, власть решила скомпрометировать тех, кто занимается контролем за декларированием.
И тогда выяснилось, что руководитель НАПК Наталья Корчак и ее заместители выписывают себе гигантские премии, что стало предметом разборок в СМИ и темой обсуждения на большинстве ток-шоу страны. А еще просочилось в СМИ, что Корчак использует служебное положение для решения проблем своей семьи — на отведенной ей под автомобиль служебной стоянке ставит свою машину ее свекровь.
Была и еще целая череда скандалов, связанных с руководителем НАПК. Понять, что в них правда, а что навет, сейчас трудно. Сама Корчак за два дня до окончания срока ее полномочий заявила, что не держится за место и готова уйти. Что и произошло.
В среду, 28 марта руководителем НАПК стал Александр Мангул.
В НАПК он появился пару месяцев назад, до этого работал чиновником в различных регионах страны. А вообще известен тем, что возглавлял один из департаментов министерства экономики Украины, когда министром там был нынешний президент Украины Петр Порошенко (это еще при Януковиче).
Так что с этой стороны, у Порошенко теперь все будет в полном порядке. Теперь его подчиненным не надо ломать голову, на кого переписывать собственность. А проверять в НАПК теперь будут тех, на кого укажет сам президент. Мангула, говорят, он приметил в свое время за исключительную исполнительность.
Как проконтролировать контролеров
Вторая победа президента Порошенко над борцами с коррупцией на Украине наступит вот-вот. Нынешняя неделя — последняя, когда сотрудники различных фондов и общественных организаций, которые финансируются из-за рубежа и при этом борются с коррупцией на Украине, должны сами отчитаться о своих доходах и расходах.
Когда эта идея только забрезжила, борцы с коррупцией сразу же подняли шум, обвиняя власть в том, что она, таким образом, хочет поставить их под свой контроль.
Это, безусловно, присутствует. Но важно другое.
Против декларирования борцов с коррупцией выступили и многие их западные спонсоры.
И вот почему. Получая деньги из-за рубежа, многие профессиональные борцы с коррупцией, и сами стали, во-первых, скрывать от государства свои доходы, с которых обязаны платить налоги. Во-вторых, как выяснилось, они начали «пилить» выделенные им благотворительные гранты со своими благотворителями. Так, например, ряд организаций и фондов сначала получают деньги от западных компаний на борьбу с коррупцией, а потом им же заказывают и оплачивают методики сбора информации, аналитику и прочие материалы.
В результате этого, как писали украинские журналисты, профессиональные борцы с украинской коррупцией, приезжают на совещания по борьбе с коррупцией на автомобилях, значительно превосходящих по цене те, на которых ездят сами осуждаемые ими коррупционеры.
Тут, впрочем, надо разделить. Безусловно, среди украинских борцов с коррупцией большинство — честные и преданные идее и стране люди. И таким при декларировании бояться нечего.
Но есть и такие, кто сделал свою борьбу — доходным бизнесом. И именно против них, в первую очередь и направлена идея декларировать свои доходы и расходы.
При этом, безусловно, преследуя профессиональных борцов с коррупцией, украинская власть, во всяком случае, значительная ее часть, озабочена не проблемой очищения общества от коррозии коррупции, а желанием укоротить антикоррупционеров. Такая вот сложная интрига, в которой пока Порошенко одерживает победу. Вторую по счету
Два прокурора на четыре уголовных дела
Третий фронт борьбы с антикоррупционерами у Порошенко находится в правоохранительных антикоррупцитонных структурах.
Сначала власть пыталась так же, как Корчак, укоротить и главу Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артема Сытника. Даже придумывать ничего нового не стали. Сытника обвиняли практически в том же, что и Корчак — сам себе выписывал высокие зарплаты и баснословные премии, большие деньги выделил себе же на лечение.
Кстати, все национальные антикоррупционные структуры на Украине (САП, НАПК и НАБУ) финансируются из-за рубежа, и контролировать их ни президент, ни правительство не могут.
Поэтому, когда в конце 2017 года обвинения в адрес Сытника со стороны украинской власти и СМИ достигли апогея, в дело вмешалось посольство США, которое взяло антикоррупционера Сытника под свою защиту, и Порошенко пришлось отступить.
Но только на время. В начале нынешнего года началось новое наступление, на этот раз, правда, не на него, а на прокурора Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назара Холодницкого.
Холодницкого Порошенко сразу же решил приблизить, еще в конце 2015 года, когда после назначения его на эту должность, президент своим закрытым указом дал внеочередное звание генерала юстиции. Но Холодницкий, в принципе признательный за это Порошенко, вел себя все-таки недостаточно лояльно по отношению к власти. Какие-то дела придерживал по просьбе администрации президента, но в некоторых случаях проявлял принципиальность.
И вот власть решила, что вместо Сытника, которого ей не достать из-за покровительства посольства США, надо укоротить, а может быть и убрать из САП «колеблющегося» Холодницкого.
Сначала, судя по всему не без участия людей Сытника из НАБУ, в кабинете Холодницкого была установлена прослушивающая аппаратура. Сделано это было по согласованию с одним из замов генпрокурора Юрия Луценко. Когда на Холодницкого был накоплен определённый компромат, генпрокуратура технично слила информацию о прослушке, установленной детективами НАБУ, самому Холодницкому.
Теперь НАБУ выясняет отношения с САП. И если Холодницкий уйдет в отставку, то исполнять его обязанности до назначения нового руководителя САП будет генпрокурор Юрий Луценко, что вполне устраивает его шефа — президента Петра Порошенко.
Сам Холодницкий, который понимает всю уязвимость своего положения (до «слива» по информации ряда украинских СМИ с ним пытались договориться о лояльности в администрации президента), все же уходить с поста не хочет, но и «ложиться» под президента, похоже, тоже пока не собирается.
И вот, во вторник, 27 марта, выступая по одному из телеканалов, Юрий Луценко объявил, что против Холодницкого возбуждены два уголовных дела, которые ведет Генпрокуратура.
В свою очередь, сам Холодницкий объявил, что его ведомство тоже ведет два уголовных дела против Луценко, как раз связанных с нарушениями при декларировании генпрокурором имущества и доходов.
Так что в этой части ситуация с борьбой с антикоррупционерами у власти пока пошла по кругу.
Поэтому общий счет 2:1 в пользу президента.
А кто окончательно победит, станет ясно в следующем тайме.