Накануне — 5 июля украинская армия выполнила первоочередную стратегическую задачу карательной операции на Востоке, которую она не могла решить в течение двух месяцев. После ожесточенного боя в предместьях города, в результате которого возникла угроза его плотного окружения, части народного ополчения во главе с командующим Игорем Стрелковым при полном вооружении, включая бронетехнику, покинули Славянск. Это событие произошло на следующий день после вступления в должность нового министра обороны Украины Валерий Гелетея и начальника генштаба Виктора Муженко, которые буквально рвались в бой и строили самые далеко идущие планы.
Так, например, тот же Гелетей с трибуны Верховной рады пообещал устроить в недалеком будущем украинский парад победы в Севастополе. Некоторые наблюдатели не исключают, что при таком выдающемся служебном рвении новые украинские полководцы могли использовать для достижения весомой победы, например — захвата Славянска, не только традиционные сугубо военные приемы и методы. Во всяком случае, довольно внушительная колонна боевой и транспортной техники ополчения покинула этот город при минимальном сопротивлении украинской армии, которая отнюдь не торопилась его штурмовать.
Мало того — практически весь трехчасовой марш славянского ополчения в направлении Донецка прошел «без сучка и задоринки», при полном непротивлении подконтрольных Киеву наземных и воздушных сил. Ополченцы даже не приняли элементарных мер тактической маскировки — их боевых машины не были укрыты от наблюдения и атаки с воздуха ветками деревьев и представляли собой идеальную мишень.
Тем не менее, никаких попыток разгромить отступающие колонны на марше украинские силы не предпринимали. На киевских форумах, со ссылкой на участников «спецоперации», утверждается, что войска никаких приказов на этот счет не получили, хотя имели достаточно возможностей для нанесения ополчению серьезных потерь.
Таким образом, высший украинский генералитет получил прекрасную возможность отрапортовать своему верховному о взятии Славянска и красиво водрузить над городом государственный флаг, в то время как Игорь Стрелков, известный своей неоднократной критикой некоторых чиновников в Москве, которые, по его мнению, саботируют усилия Президента России по оказанию помощи Новороссии, получил, что называется железный аргумент в обоснование своих доводов.
Заявление самого Стрелкова о причинах оставления Славянска прозвучало в тот же вечер и сводилось к тому, что этот оборонительный район свою стратегическую задачу выполнил и его дальнейшее удержание связывало бы руки всему народному ополчению Новороссии, которому необходимо сосредоточиться на решении новых важных задач.
Какие именно это задачи было продемонстрировано также вчера. Из Луганска сообщили о массированном обстреле местного аэропорта, находящегося под контролем нацгвардии, в результате чего она понесла существенные потери в живой силе и технике. Зачистка военных плацдармов противника в глубине территории Новороссии сегодня становится одной основных целей ее вооруженных сил.
В субботу же подразделение ополченцев, уничтожило пограничный пункт Украины на побережье Азовского моря, по которому, напомним, проходят морские коммуникации с территорией Крыма и Краснодарского края России. В тот же день глава украинского СБУ Валентин Наливайченко заявил, что свыше 450 км украинской границы с Россией остаются незакрытыми украинскими силами. К этому следует добавить практически полное уничтожение ополчением радиолокационного поля ПВО Украины на Востоке, что делает практически невозможным эффективный контроль воздушного пространства в районе границы.
Что же касается деморализующего эффекта, который якобы может оказать на ополчение оставление Славянска, то большинство наблюдателей сходится в том, что повода для депрессии фактически нет, поскольку ополчение отступило из города в полном порядке, с минимальными потерями в людях и технике, что обычно бывает при хорошо организованном и умело проведенном оперативном маневре, но никак не при паническом бегстве.