Меньше машин, меньше дорог: как в Украине борются со смертностью от ДТП - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Меньше машин, меньше дорог: как в Украине борются со смертностью от ДТП

 / Перейти в фотобанкДТП на федеральной трассе "Кавказ" в Чечне
ДТП на федеральной трассе Кавказ в Чечне
Читать в
Украина в мировом рейтинге качества дорог заняла сто тридцатое место из ста тридцати семи. Об этом свидетельствуют данные индекса глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index 2017-2018, сообщил украинский телеканал «Громадське» вечером 3 июня

Украину на одну позицию обошел Мозамбик, занявший 129-е место по качеству дорог. Худшими, нежели украинские были признаны лишь дороги Парагвая, Йемена, Гвинеи, Мадагаскара, Гаити, Конго и Мавритании, занявшей последнее место в рейтинге.

Лидерами по качеству путей признаны Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур и Швейцария. В пятерку лучших также вошли Гонконг и Нидерланды. США заняли 10-е место.

На эту публикацию оперативно отреагировали лояльные к украинской власти журналисты и эксперты. В частности, журналист Александр Крамаренко просто поставил под сомнение легитимность исследования GCI, найдя в нем некие противоречия.

Экономист Михаил Кухар пошел еще дальше. Он нашел исследование Всемирной организации здравоохранения за 2017 год, в котором Украина входит в группу лидеров с минимальными показателями смертности на дорогах на 100 тыс. населения. 

«Узнал, что Украина входит в 1-ю категорию по безопасности на дорогах, согласно международной статистике. Это те страны, где в авариях каждый год гибнет от 3 до 10 человек на 100 тыс. жителей. Нас там опережают, конечно, Швеция и Австралия по безопасности, но мы опережаем, например, на 0.35 — США. Не правда ли странно для страны с отсутствием дорожных камер и дорожной полиции?», — пишет нас своей странице в Facebook экономист Михаил Кухар.

По его словам, украинцы не дорожат своей «дорожной свободой», позволяя вводить в стране неразумные ограничения скорости и устанавливать «абсурдные» дорожные знаки.

«Нет, я не против дорожной полиции как таковой, я против тех неразумных ограничений (в т. ч. скорости) и абсурдных знаков, которыми поутыканы современные дороги и у нас и в Европе. И драконовских штрафов за их невыполнение, что превращают езду в Германии, Австрии и Швейцарии в непрекращающийся стресс… Нас тоже скоро загонят в этот стресс на дорогах нашей страны, под лозунгами о том, что в Украине одна из самых высоких смертностей в мире! Слышали уже такое?», — заключает Кухар.

Однако его выводы вызвали удивление уже у читателей его блога. 

«Михаил, здесь выводы очень различаются, в зависимости какую статистику смотреть. Если количество аварий (или смертей на дороге) на душу населения, или даже на тысячу автомобилей — Украина очень неплохо выглядит. Но это, наверное, из-за относительно малого количества авто и относительно низкого использования автомобилей. Все же сравнительно мало украинцев имеют машины, а те, что имеют, сравнительно мало ими пользуются. К примеру, в США средний пробег автомобиля в год 30 тыс. км», — написал профессор американского Университета Северной Каролины Василь Тарас в комментариях к посту Кухара.

На это возражение у экономиста не нашлось ни одного внятного контраргумента. 

Действительно, если присмотреться к данным исследования ВОЗ внимательнее, то становится очевидно: в данном случае экономист вольно или невольно манипулирует цифрами и фактами. Это легко доказать на примере сравнения показателей Украины и США.

Да, вроде бы действительно опередили, и даже не на 0.35, как пишет Кухар, а на целых 0.93 погибших в ДТП на 100 тыс. человек. Проблема в том, что нельзя сравнивать несравнимое, а, если и делать это, то учитывая все влияющие на исходный результат параметры. Так, в США машин на душу населения примерно в четыре раза больше: 202 авто на тысячу человек на Украине и 797 в Штатах. Одно это показывает, что ситуация на Украине со смертностью в ДТП как минимум в 4 раза хуже, чем в США. Далее — среднегодовой пробег машины в Соединенных Штатах составляет около 30 тыс. км, а на Украине — 20-25 тыс. км.

То есть, если учесть расстояния, которые проезжают машины в США и на Украине, то статистика смертности на украинских дорогах хуже примерно в пять раз, чем в Штатах.

Что же касается неразумных ограничений скорости на Украине, о которых столь эмоционально писал эксперт, то для этого в большинстве случаев и знаки не нужны. Качество большинства украинских автотрасс просто не позволяет носиться на высоких скоростях. Украинские дороги, оснащенные импровизированными «лежачими полицейскими» — ямами, колдобинами, ухабами и прочим — уничтожают ходовые автомобилей, однако заставляют водителей ездить медленнее. Это подтверждает тот факт, что абсолютным антилидером по смертности на дорогах в Украине является Киев, где и дороги получше, и машин побольше, чем в среднем по стране.

Кстати, самый низкий показатель смертности на дорогах в мире вовсе не у «цивилизованных» европейских стран. Лидирует карликовое островное государство Микронезия, совокупная площадь составляющих его 607 островов меньше площади Люксембурга, на всю страну насчитывается менее 4 тыс. автомобилей и практически нет дорог.

Верной дорогой идете, товарищи

На текущий момент 46% территории Украины составляют пахотные земли. Это один из самых высоких показателей в мире. В стране с таким показателем распаханности просто не может быть густой сетки автодорог. Если движение в сторону «аграрной сверхдержавы» продолжится, то рост площади пахотных земель будет еще большим. Кроме того, если планы по реконструкции и ремонту дорог, озвученные украинскими властями, будут претворены в жизнь, то дрейф Украины в сторону Микронезии станет необратимым.

В течение пяти лет планируют направить на ремонт дорог около 300 млрд гривен. Об этом в марте 2018 года сообщил премьер Украины Владимир Гройсман. В год выходит в среднем по 50 млрд грн, или около $1,8 млрд по текущему курсу НБУ. Как утверждает министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, при стабильном выделении таких средств украинские дороги можно отремонтировать за три-четыре года.

«Я верю в то, что при стабильном финансировании минимум 50 миллиардов гривен (1,8 миллиарда долларов) в год мы за три-четыре года сможем отстроить качественно дороги на уровне государственном, международном и межобластном», — сказал Омелян.

Однако эксперт в сфере транспорта Александр Кава, комментируя данную программу дорожного строительства, констатировал:  дела обстоят на порядок хуже. Он отмечал, что в 2017 году было выделено 43 млрд грн на ремонт 2 тыс. км дорог, однако это всего лишь один процент всех украинских дорог, требующих ремонта.

«При оптимистическом сценарии в 2017 году будет отремонтировано 2 тысячи километров автомобильных дорог в Украине из 170 тысяч километров. То есть, чтобы такими темпами отремонтировать всю сеть, а сейчас 95% сети находится в ненормативном, ненадлежащем состоянии, нужно более 100 лет. И тут, я думаю, цифры говорят сами за себя, чтобы понять, какие объемы нужны. И какие объемы выделяются», — сказал эксперт.

Таким образом, даже если увеличить финансирование дорожной отрасли по сравнению с 2017 годом почти в 2,5 раза и выделять по 100 млрд гривен в год, то на полный ремонт современных украинских дорог потребуется более 42 лет — при условии, что все это время по ним никто не будет ездить и они прекратят разрушаться. В действительности это означает «никогда».

Так зачем стране, в которой смертность от ДТП на порядок меньше, чем в США, хорошие дороги? Да и зерно с рапсом совершенно равнодушно относятся к быстрой езде. 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала