Украинский лидер хотел обратиться к аудитории финала музыкального конкурса (а это ни много ни мало порядка 160 млн человек), который состоится 13 мая в концертном зале M&S Bank Arena Ливерпуля, с призывом и дальше поддерживать его страну.
«А вот это напрасно. В этом году он составил бы участникам "Евровидения" достойную конкуренцию», — прокомментировала отказ Европейского вещательного союза (EBU) Зеленскому официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
А конкурировать президенту пришлось бы с исполнителями из Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Италии, Испании, Португалии, Кипра, Хорватии, Сербии, Албании, Израиля, Словении, Чехии, Польши, Литвы, Эстонии, Молдавии, Армении, Норвегии, Финляндии, Швеции, Австралии. Украина сразу прошла в финал конкурса, как победитель прошлого года.
«Конкурс песни "Евровидение" — это международное шоу для развлечения, которое действует в рамках строгих правил и принципов, установленных с момента его создания. Один из его краеугольных камней — аполитичный характер мероприятия. Этот принцип запрещает возможность политических или иных схожих заявлений во время конкурса. Просьба со стороны Зеленского обратиться к аудитории конкурса песни "Евровидение" при всех похвальных намерениях, к сожалению, не может быть удовлетворена, поскольку это противоречило бы правилам мероприятия», — заявил представитель Европейского вещательного союза.
Звучит более чем логично: музыка всегда была вне политики, в XX веке, в разгар холодной войны, культурная дипломатия позволяла устанавливать связи даже между странами, не имеющими дипломатических отношений. Так было, сейчас всё совершенно иначе: и спорт, и культура политизированы дальше некуда, и одним из самых ярких подтверждений этому служит именно Евровидение, причём именно в украинском контексте.
В 2016 году крымско-татарская исполнительница Джамала, представлявшая Украину, исполнила на конкурсе песню «1944», посвящённую депортации крымских татар во времена правления Иосифа Сталина. По просьбе российской стороны оргкомитет «Евровидения» проверил композицию на политическое содержание, однако не обнаружил какого-либо нарушения регламента, поскольку песня касается исторического события. Однако после окончания музыкального конкурса Пётр Порошенко, бывший тогда президентом Украины, признался, что изначально композиция называлась «Крым наш».
Известные российские пранкеры Вован и Лексус разыграли представителя оргкомитета музыкального конкурса от имени Владимира Гройсмана, на тот момент возглавлявшего правительство Украины. В ходе разговора генеральный директор Европейского вещательного союза Ингрид Дельтенре откровенно сказала, что если бы она услышала песню до начала конкурса, то ни на какое «Евровидение» Джамала бы не поехала.
Пранкеры хотели, чтобы мир узнал о политических целях выступления Джамалы на «Евровидении», и для этого позвонили певице. В разговоре она призналась, что скрыла истинный смысл композиции. Песня имеет политический подтекст: рассказывает о присоединении Крыма к России в 2014 году. Согласно положению, прописанному в правилах «Евровидения», композиции не должны содержать политических лозунгов.
И вот с такими нарушениями регламента Джамала не просто была допущена до участия, а выиграла конкурс, причём парадоксальным образом. В 2016 году начала действовать новая система голосования: суммировались голоса зрителей и профессионального жюри. По итогам голосования экспертов лидирующую позицию занимала представительница Австралии Дэми Им, приз зрительских симпатий достался россиянину Сергею Лазареву, а победительницей стала украинка. Судьи от Дании по ошибке выставили Джамале 12 баллов, хотя изначально не планировали отдавать ей ни одного балла, а Лазареву должны были поставить 3 балла, а не 0 баллов, как в окончательном протоколе. Действия датского жюри не оказали влияния на распределение мест, но всё равно занимательная арифметика получилась.
Закрывал оргкомитет «Евровидения» глаза и на препятствование участию в конкурсе отдельных артистов исключительно по политическим мотивам, а именно за их концерты в Крыму, переход которого в состав РФ большинство мирового сообщества не признаёт.
В 2017 году Россию на конкурсе должна была представлять Юлия Самойлова, но Служба безопасности Украины запретила ей въезд на территорию страны на 3 года из-за её выступления на полуострове, хотя, согласно регламенту «Евровидения», принимающая сторона должна обеспечить возможность въезда всем участникам и сопровождающим лицам. Европейский вещательный союз не смог повлиять на Украину и предложил Самойловой выступить в прямом эфире из Москвы, но девушка категорически исключила этот вариант и напомнила, что исполнение песни на сцене страны-хозяйки — это обязательное условие.
Киев призвал Москву направить другого исполнителя, но получила отрицательный ответ. Тогда Европейский вещательный союз официально объявил об отказе России участвовать в «Евровидении», а Первый канал принял решение не транслировать конкурс.
И ещё о соблюдении регламента. Если бы организаторы соблюдали его от и до, то никакого «Евровидения» на Украине в 2017 году не было, ведь в правилах прописан запрет на проведение мероприятия в стране, на территории которой ведутся боевые действия, а вооружённый конфликт в Донбассе тогда уже был в полном разгаре. Тем не менее Украина всё-таки получила право принять «Евровидение».
В отличие от нынешнего года. В 2022-м победу одержала украинская группа Kalush Orchestra (причём в национальном отборе коллектив стал 2-м, но получили право поехать в Турин после снятия выигравшей Алины Паш, которую обвинили в незаконном посещении Крыма, опять-таки, политика вмешалась), и Украина должна была стать хозяйкой Евровидения-2023, но из соображений безопасности организаторы перенесли мероприятие в Великобританию, представитель которой занял 2-е место.
Евровидение-2022 многие зрители назвали самым политизированным за всю историю конкурса. Профессиональное жюри поставило Kalush Orchestra на 4-е место, а победу группе обеспечило зрительское голосование.
«Я думаю, что слово "конкурс" вводит в заблуждение. Средняя песня победила из-за политики. Не знаю, почему кто-то еще беспокоился о так называемом "конкурсе", поскольку ещё несколько месяцев назад все знали, что они победят», — написал пользователь M R Cragg на своей странице в соцсетях.
Christopher Piercy также уверен, что политика — это единственная причина, по которой Украина победила.
«Песня была ужасной. Но, похоже, это больше не конкурс пения. Это политическое мероприятие. Что дальше? Украина выиграет чемпионат мира в Катаре?!» — недоумевает Kevin Ticehurst.
К слову, Зеленский хотел выступить с видеообращением перед стартовым свистком финального матча чемпионата мира в Катаре, но Международная федерация футбола ему тоже отказала.
Спустя несколько часов, когда новость об отказе Европейского вещательного союза Зеленскому, опубликованная британской газетой The Times, разлетелась по всему миру, с заявлением по этому поводу выступил Офис президента Украины.
«Информация The Times не соответствует действительности. Офис президента Украины не обращался к организаторам песенного конкурса "Евровидение" с предложением онлайн-выступления Владимира Зеленского во время финала или на любом другом этапе конкурса», — написал пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров на своей странице в Facebook*.
Возникает логичный вопрос, с чего вдруг Европейский вещательный союз выпустил заявление-опровержение, если запроса на трансляцию видеообращение украинского лидера не поступало?
Как бы то ни было, обращалась Банковая к организаторам музыкального конкурса или нет, имя Зеленского в очередной раз засветилось в мировом информационном пространстве, об Украине снова говорят, а не дать забыть о себе — вот одна из главных задач украинского руководства сейчас.
* Запрещён в России; принадлежит признанной в РФ экстремистской корпорации Meta.