резидент Польши Анджей Дуда в последнее время всё чаще поднимает тему Речи Посполитой, в состав которой входили земли не только современной Польши, но и Литвы, Украины, Белоруссии и даже Латвии.
Так, 23 января, выступая на торжествах по случаю 160-летия начала «Январского восстания» поляков в Российской империи, Анджей Дуда заявил, что в ходе восстания «поляки, литовцы, украинцы и белорусы боролись за то, чтобы сбросить российские оковы и царский гнёт, за свободу и возвращение независимого государства, нашей общей Речи Посполитой, которую мы потеряли из-за вмешательства оккупантов». Выступавший там же президент Литвы Гитанас Науседа об общем с поляками государстве ничего не сказал.
А на встрече с польской общиной Латвии 31 января глава польского государства заявил: «Я глубоко верю, что благодаря нашей совместной поддержке, а также благодаря решимости наших соседей и народов бывшей Речи Посполитой, Украина победит, украинцы победят ненавистного врага». Он также вспомнил о своём недавнем разговоре с Владимиром Зеленским, в котором предложил президенту Украины символически оформить разрыв с Россией, фактически переписав историю распада Речи Посполитой.
«Владимир, глядя на нашу историю, на то, как когда-то разошлись наши пути, я вас умоляю: когда вы победите Россию, когда русские придут сюда на коленях подписывать мир, то затяните их в Переяслав. Пусть они там с вами подпишут мир, пусть перечеркнут все те годы советского и российского влияния и этой неволи со времен царизма до недавнего времени, от которой вы сейчас опять обороняетесь», — заявил Анджей Дуда.
Президент Польши также выразил уверенность, что поляки и латыши поддержат украинцев и «вместе построят наше процветание здесь, в нашей части Европы, как три братских народа, вместе — также с нашими общими литовцами, а также с вашими соседями и нашими эстонскими друзьями».
Как отметила влиятельная польская газета Rzeczpospolita, «говоря о Переяславе, президент, вероятно, имел в виду Переяславский договор 1654 года, заключенный казацким гетманом Богданом Хмельницким с полномочным представителем русского царя Алексея I». Издание напомнило, что тогда казаки присягнули на верность царю, а представители Хмельницкого подписали в Москве статьи, определяющие отношения между Украиной и Россией. «Казацкая Украина сохраняла некоторую самостоятельность во внутренних делах, ее внешняя политика почти полностью подчинялась России. Переяславский договор стал причиной польско-русской войны», — отметила газета.
Ещё одно польское издание, портал naTemat, напомнило, что Владимир Путин в своей программной статье «Об историческом единстве русских и украинцев» привёл цитату из письма Богдана Хмельницкого в Москву, написанного в 1654 году. В нём гетман благодарил царя Алексея Михайловича за то, что он «всё Войско Запорожское и весь мир православный российский под крепкую и высокую руку свою царскую принять изволил».
Собственно, этот исторический документ — очередное доказательство того, что субъекта под названием «Украина» или «Казацкая Украина» в XVI веке не существовало. Присягу русскому царю приносило Войско Запорожское, которое на тот момент контролировало часть Киевской, Черкасской, Полтавской и Винницкой областей нынешней Украины. Вот только в 1654-м это были территории Киевского, Черниговского и Брацлавкого воеводств Речи Посполитой. А Богдан Хмельницкий был для Варшавы не кем иным, как сепаратистом, — примерно как глава ДНР Денис Пушилин с точки зрения Киева ныне.
Более того, польские историки считают именно восстание Хмельницкого, закончившееся переходом части подвластных Варшаве земель под скипетр Москвы, началом распада Речи Посполитой, который завершился тремя её разделами в XVIII веке. А отдельные историки называют Переяславский договор и последовавшую за ним польско-русскую войну самым первым разделом Речи Посполитой, которая тогда потеряла не только Левобережье Днепра, но и Киев (последний, правда, поляки России продали).
И вот почти через 370 лет после событий в Переяславе из Варшавы звучит призыв к Киеву символически вернуться во времена, говоря словами Анджея Дуды, «нашей общей Речи Посполитой, которую мы потеряли из-за вмешательства оккупантов». Для начала — «перечеркнуть годы российского и советского влияния», ну а потом можно и «в родную гавань» (это, правда, уже цитата главы другого государства и по другому поводу).
Сложно сказать, понимают ли нынешние киевские власти возможные последствия предложения польского президента, или в русофобском раже будут готовы пойти на объявление Богдана Хмельницкого «сепаратистом и агентом Кремля». В принципе, это вполне согласуется с последними действиями Киева. Ведь как раз 31 января вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук объявила о планах масштабного внедрения польского языка в украинских школах, объяснив это необходимостью… объединения с поляками.
«Объединение с поляками — залог устойчивого развития и безопасности. Образование и язык — главные инструменты, с которых начинается такое объединение. Мы должны переходить к конкретным действиям, чтобы интегрироваться в европейское пространство. Первый шаг — изучение языков стран-соседей. Этот шаг должен быть обоюдным, и поляки готовы включить украинский язык как иностранный в список учебных предметов. В то же время украинская сторона должна разработать стратегию сдачи экзаменов по польскому языку. И если для этого нужно вносить изменения в законодательство, нужно начинать этот процесс уже сегодня», — приводит слова Верещук портал правительства Украины.
Ну а где общая языковая политика — там и общая политика исторической памяти. Не исключено, что натолкнувшись на неуступчивость Киева в вопросе личности Степана Бандеры, в Варшаве решили углубиться в историю польско-украинского конфликта, и позиционировать в ней Богдана Хмельницкого как «первого сепаратиста». А если это удастся, то можно будет вспомнить, что Бандера тоже хотел отделить — уже от Второй Речи Посполитой (1918–1939) — территории Галичины и Волыни... А такое недопустимо, особенно в контексте объединения украинцев с поляками.
Вот только высказанные публично желания имеют свойство сбываться парадоксально. Я лично не удивлюсь, если мирный договор между Россией и готовой к этому Украиной действительно будет подписан в Переяславе. И будет содержать подтверждение Переяславского договора 1654 года. Надеюсь, к этому времени памятник Богдану Хмельницкому в центре Киева снести не успеют.