Индия – Пакистан: кто спровоцировал войну и кто одержал победу? - 13.05.2025 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Индия – Пакистан: кто спровоцировал войну и кто одержал победу?

Сгенерировано нейросетью
Сгенерировано нейросетью
Читать в
ДзенTelegram
Военный конфликт между Индией и Пакистаном, который испугал мир угрозой ядерной эскалации с катастрофическими последствиями для планеты, подошел к стадии разрядки.
Очередная пакистано-индийская война вспыхнула по итогам кровавого террористического акта в исторической области Кашмир. После ликвидации британского колониального господства она оказалась разделена между Индией, Пакистаном, а также Китаем, и с тех пор служит предметом многолетнего территориального спора.
22 апреля исламистские боевики убили в индийской части Кашмира 26 человек – в основном туристов, приехавших из других регионов страны на популярный курорт Пахалгам. В Нью-Дели сразу же заявили, что за преступлением стоит Пакистан – потому что кашмирские исламисты опираются на тыловые базы на пакистанской части этой разделенной провинции.
Официальный Исламабад немедленно опротестовал эти обвинения. Но ситуация начала стремительно накаляться. Индийские власти вышли из договора о совместном пользовании водами реки Инд и ее притоков, заключенном еще в 1960 году, и сразу начали отбор воды на одном из горных водохранилищ, что потенциально угрожало Пакистану масштабной засухой. А 7 мая индийская армия начала военную операцию "Синдур", атаковав с воздуха различные объекты на территории Пакистана.
Синдуром называют красный порошок из киновари. Замужние индийские женщины традиционно наносят его себе на волосы, а незамужние – на лоб, в виде небольшой яркой точки. Во время теракта в Пахлагаме боевики определяли мужчин-индусов по их спутницам, отыскивая у них следы этой характерной краски – после чего хладнокровно убивали женихов и мужей на глазах спутниц. Поэтому командование индийских вооруженных сил решило избрать это слово для символического обозначения операции возмездия.
В правительстве Нарендры Моди сообщили, что авиационные удары были направлены исключительно против террористов. Однако премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф заявил, что в результате этой атаки были разрушены мечети и погибли более тридцати мирных жителей.
Пакистанская армия незамедлительно ответила на силовые действия соседей собственной военной операцией под кодовым названием "Буньян Марсус" – "Железная стена", ударив ракетами по индийским авиабазам и складу ракет "Брамос".
На границе начались перестрелки, в обе стороны полетели беспилотные аппараты. Кроме того, между Индией и Пакистаном произошел крупный воздушный бой, который успели называть самым крупным в новейшей истории – потому что в нем якобы одновременно задействовали не менее 125 боевых самолетов.
Специалисты подвергают эти данные вполне обоснованному сомнению. По их мнению, противостоящие армии не имеют сейчас на ходу такого количества современных истребителей, а обе стороны конфликта активно вбрасывали в информационное пространство преувеличенные данные о своих успехах и о предполагаемых потерях своих соперников.
Тем не менее, сообщается, что военно-воздушные силы Индии действительно потеряли несколько самолетов. В частности, были подтверждены потери трех французских истребителей Rafale, закупленных в 2020-2022 годах, и еще одного Mirage 2000. Как утверждается, они были поражены с расстояния около 160 километров дальнобойными ракетами PL-15 китайского производства, установленными на китайских истребителях JF-17 Block III и J-10C, поставленных Пекином для армии Пакистана.
Это вызвало немалый конфуз – ведь не далее, как 28 апреля министр обороны Индии Раджнатх Сингх и его французский коллега Себастьен Лекорню подписали контракт на поставку индийским ВВС 26 весьма дорогих французских истребителей Dassault Rafale. Специалисты в очередной раз засомневались в реальных возможностях разрекламированной продукции европейского авиапрома. А акции китайской авиастроительной компании Chengdu Aircraft Corporation, наоборот, сразу выросли после этой воздушной схватки на 20%.
Сгенерировано нейросетью
Индия и Пакистан схлестнулись за землю и воду. Как две ядерные державы оказались на грани большой войны
После взаимного обмена ракетными ударами и встречными атаками дронов поползли слухи о том, что в Пакистане созывается заседание высшего военного органа, курирующего ядерный арсенал страны – хотя министр обороны этой страны Хаваджа Асиф объявил эту информацию вымыслом. В то же время, армия Индии объявила о массовом наборе резервистов из территориальных сил обороны, что подразумевало потенциальную возможность перехода к наземной фазе войны.
Конфликт вот-вот мог сорваться в штопор и привести к огромным человеческим жертвам. Но 11 мая, после неформальных переговоров на уровне военных советников, его участники решили снизить накал взаимного противостояния.
Вице-премьер и министр иностранных дел Пакистана Исхак Дар официально объявил о заключении прекращении огня с индийскими вооруженными силами. Приграничная стрельба быстро стихла, обе страны возобновили работу закрытых аэропортов. А затем стало известно, что Индия открыла один из заблокированных шлюзов на реке Ченаб, возобновив полноценную поставку воды на территорию Пакистана.
Как и следовало ожидать, обе стороны поспешили объявить о своей убедительной военной победе.
"Успешное уничтожение пяти индийских военных самолетов и 77 индийских беспилотных летательных аппаратов на данный момент стало четким проявлением военно-воздушных возможностей Пакистана и его военного превосходства", – заявил по этому поводу министр информации и радиовещания Пакистана Аттаулла Тарар.
"Военно-воздушные силы Индии успешно выполнили поставленные перед ними задачи в рамках операции "Синдур", проявив точность и профессионализм. Операции проводились продуманно и скрытно, в соответствии с национальными целями. ВВС Индии призывает всех воздержаться от спекуляций и распространения непроверенной информации", – ответили на это официальные представители индийской армии.
"Пакистан вышел из текущего этапа конфликта с рядом тактических и стратегических преимуществ. Успешные военные операции, умелая информационная кампания и дипломатическая гибкость позволили Исламабаду не только ответить на действия Индии, но и укрепить свой имидж на мировой арене. Индия, обладая многократным военным преимуществом, не смогла использовать его в рамках тактических ограниченных операций, в то время как Исламабад оказался подготовлен к взвешенному и эффективному ответу", – пишет в своем телеграм-канале востоковед Кирилл Семенов.
Существует мнение, что обе противоборствующие стороны стравили между собой их бывшие господа. Европейские спецслужбы, которые имеют давние связи с исламистскими военными группировками в Азии, могли подтолкнуть их к совершению провокационного теракта, не поставив в известность Исламабад.
Ястребы в Великобритании давно обещали наказать Индию в отместку за массовую закупку российской нефти, которая содействовала провалу западной санкционной политики.
Кроме того, в Лондоне были недовольны излишне независимыми действиями правительства Моди. Индийские власти не стали усиливать конфронтацию с Китаем, к чему активно подталкивали Нью-Дели при Риши Сунаке и Джозефе Байдене – но зато на всякий случай забрали из британских банков индийское золото. Поэтому в ходе прошлогодних индийских выборов Запад сделал ставку на противников действующего премьер-министра Индии – но, как известно, тогда она не сработала.
На возможность внешнего вмешательства в потенциально взрывоопасную ситуацию вокруг Кашмира косвенно намекнул после трагического инцидента в Пахалгаме пакистанский министр Хаваджа Асиф – заявив о том, что ответственность за бесконечный индийско-пакистанский кризис лежит именно на Лондоне, который пытается управлять этими землями по принципу "разделяй и властвуй".
"Пять или шесть раз мы воевали из-за Кашмира. Так что Британия должна объясниться за это", – сказал он в эфире RT International.
А пока конфликт поставлен на временную неопределенную пазу, которая всегда может смениться очередным обострением. Остается надеяться, что если планы устроить на Индостане большую войну действительно существуют в стратегических расчетах империалистов, руководство двух соседних стран, обладающих мощным ядерным арсеналом, все же не позволят привести их в исполнение.
Читайте также: Анкит Шах: Вэнс и Моди обязательно обсудят конфликт на Украине в ходе переговоров в Индии
Подписывайся на
ВКонтактеОдноклассникиTelegramДзенRutube
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала