20 ноября в спецкомитете Палаты представителей по разведке состоялись очередные открытые слушания в рамках процедуры импичмента.
Так был ли уговор «услуга за услугу»?
Первым показания перед конгрессменами дал постоянный представитель США при Евросоюзе Гордон Сондленд.
«Рудольф Джулиани (адвокат президента США Дональда Трампа. — Ред.) передал министру энергетики Рику Перри, (бывшему спецпредставителю Госдепарламента по Украине. — Ред.) Курту Волкеру и другим, что президент хочет, чтобы президент Украины Владимир Зеленский публично заявил о решении начать расследование по Burisma и выборов 2016 года. Джулиани напрямую передал эти запросы украинской стороне, он также передал их напрямую нам. Мы все понимали, что эти предварительные условия для телефонного разговора (президентов. — Ред.) и встречи в Белом доме отражают желания и требования президента Трампа», — заявил он.
По словам Сондленда, все трое не хотели работать с Джулиани, но понимали, что если откажутся, то упустят возможность наладить отношения между Вашингтоном и Киевом, поэтому следовали распоряжению Трампа. При этом он не считает роль адвоката президента неуместной. Дипломат опроверг утверждение, что они были вовлечены в мошенническую дипломатию, — и Госдепартамент, и Совет национальной безопасности Белого дома были в курсе действий на украинском направлении.
Ранее во время выступления в Палате представителей временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тейлор сообщил, что один из сотрудников американского посольства в Киеве слышал, как постоянный представитель США при ЕС обсуждал расследование в отношении бывшего вице-президента Джо Байдена и его сына Хантера с Трампом по мобильному телефону в одном из киевских ресторанов. Тот самый дипломат, Дэвид Холмс, рассказал конгрессменам, что Трамп говорил слишком громко, поэтому Сондленду пришлось отодвинуть телефон от уха, и люди, находящиеся рядом, могли всё слышать. Более того, разговор с главой государства по мобильному да ещё и в общественном месте показался ему необычным с точки зрения обеспечения безопасности связи.
Сондленд подтвердил членам спецкомитета по разведке, что звонил Трампу по собственному телефону, и тот знал, что разговор ведётся по открытой линии. Отвечая на вопрос, не беспокоил ли тот факт, что беседу могут прослушивать иностранные государства, он сказал: «У меня всё время бывают незасекреченные беседы по незащищённым линиям и мобильным телефонам, если тема не является секретной. Президенту решать, что секретно, а что не представляет из себя секретности».
«Я знаю, что члены этого комитета часто формулировали сложные вопросы в один простой: «Имела ли место услуга за услугу?» Как я ранее говорил, применительно к телефонному разговору в Белом доме и встречей в Белом доме ответ — да», — заявил дипломат.
Тем временем Трамп, общаясь с журналистами в Белом доме, воспроизвёл беседу с Сондлендом, которая состоялась в сентябре. Дипломат спросил: «Чего Вы хотите от Украины? Я продолжаю слышать все эти различные идеи и теории», на что президент ответил: «Я ничего не хочу».
«Вот чего я хочу от Украины. Вот что я сказал. Я это сказал дважды», — подчеркнул Трамп.
Во время слушаний Сондленд рассказал, как сообщил помощнику президента Украины Андрею Ермаку, что возобновления военной помощи, вероятнее всего, не будет, пока Киев не предпримет какого-либо рода действий по открытому заявлению Зеленского об открытии расследования, которое стороны обсуждали несколько недель. При этом на уточняющий вопрос, говорил ли Трамп лично ему о каких-либо предварительных условиях за что-нибудь, Сондленд ответил отрицательно.
«Я слышал от Рудольфа Джулиани, что встреча зависит от расследования по Burisma и выборов 2016 года. Условия оказания помощи — это моё личное предположение. Никогда не слышал от президента, что помощь зависит от расследования по выборам. Я поделился своими озабоченностями о потенциальном наличии «услуги за услугу» с сенатором (председателем комитета Сената по национальной безопасности и правительственным делам, а также подкомитета по сотрудничеству в Европе и региональной безопасности; республиканцем) Роном Джонсоном, а также с украинской стороной», — добавил он.
«Посол Сондланд ясно сказал, что в одном из немногочисленных телефонных разговоров президент Трамп чётко заявил, что ничего не хочет от Украины, и повторил: «Никакой услуги за услугу». Никакой «услуги» так и не появилось. США предоставили помощь Украине, расследование не начато, а президент встречался и говорил по телефону с президентом Украины Владимиром Зеленским. Посол Гордон Сондланд засвидетельствовал это в своих показаниях и неоднократно подтверждал это сегодня. Это должно быть единственным выводом из сегодняшнего фиктивного слушания, и это было заявлено под присягой единственным человеком в этих слушаниях, который когда-либо говорил непосредственно с президентом Трампом. Демократы продолжают гоняться за призраками», — заявила после завершения допроса пресс-секретарь Белого дома Стефани Гришэм.
Новые подробности от Пентагона
В тот же день перед спецкомитетом по разведке предстала заместитель помощника министра обороны США по делам России, Украины и Евразии Лора Купер. После выступления в Палате представителей 23 октября в закрытом режиме она узнала новую информацию, касающуюся сотрудничества Вашингтона и Киева. Речь идёт о посланиях по электронной почте, которые получили её подчинённые, а не она сама лично.
«Что касается того, знала ли Украина о заморозке и задавала ли вопросы о возможных проблемах с предоставлением помощи, то сотрудники моего аппарата показали мне два рассекреченных электронных письма, которые они получили от Госдепартамента. Одно из них было получено 25 июля в 14:31, в нём говорилось, что посольство Украины и комитет по международным делам Палаты представителей спрашивают о помощи. Второе письмо было получено 25 июля в 16:25, в нём говорилось, что на Капитолийском холме знают кое-что о ситуации с предоставлением помощи, и об этом также знает посольство Украины», — рассказала Купер.
Кроме того, представитель Пентагона сообщила, что в июле к одному из её сотрудников обратилось «контактное лицо посольства Украины в США» с вопросом, как обстоят дела помощью в области безопасности Украины. Однако тогда оборонное ведомство не было в курсе приостановки предоставления помощи, и по каким причинам было принято такое решение, Купер неизвестно.
Её сотрудники также встретились с представителями украинской стороны в августе, в частности, обсуждали тему безопасности. На вопрос, знали ли на Украине, что в тот момент военная помощь Штатов была заморожена, свидетель ответила, что украинцы знали, что «есть какая-то проблема».
Чем больше свидетелей допрашивают демократы, тем более запутанной становится история с импичментом. Разбираться в показаниях политиков и дипломатов будет юридический комитет Палаты представителей, который и должен утвердить обвинительное заключение, если за него проголосует Палата представителей полного состава, то оно поступит на рассмотрение Сената, где большинство принадлежит республиканцам — однопартийцам Трампа, которые не намерены отстранять его от власти.