В его разработке непосредственное участие принимали советники и инструкторы западных стран. При доработке проекта ко второму чтению депутаты тоже учли предложения западных партнеров. Законопроект четко говорит о необходимости «интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство, членство в Европейском Союзе и в Организации Северо-Атлантического договора».
Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко утверждает, что законопроект, вероятно, просто списан с законодательств стран НАТО: «Я когда читал сам текст, мне показалось, что отдельные пункты или списаны из законодательства некоторых стран-членов НАТО, или советники Североатлантического альянса это просто писали, а мы переводили».
Стоит напомнить, что еще в начале марта глава Пентагона Джеймс Маттис встречался с министром обороны Украины Степаном Полтораком и в ходе встречи заявил, что ожидает принятия Верховной Радой закона о нацбезопасности.
Эксперт по вопросам государственной безопасности Василий Вовк, комментируя законопроект, утверждает, что США и ЕС давят на Украину, требуя соблюсти определенные формальности, в том числе и касательно закона о Нацбезопасности. «США через МВФ и другие европейские структуры давят на Украину хотя бы в том, чтобы мы принимали законы, то есть закрыли формально вопросы. Так же, как с Антикоррупционным судом, было давление относительно принятия документа, притом, что понимали, что ничего все равно не будет. Аналогичная ситуация и сейчас», — заявил в интервью Василий Вовк.
Законопроект в спешном порядке вынесли на голосование, как наиболее важный стратегический документ, специально к предстоящему в июле саммиту Украина-НАТО, чтобы президенту было чем похвастаться перед генералами НАТО. По сути, он представляет собой подготовку правовой базы под возможную эскалацию военного конфликта и более тесную координацию действий вооруженных сил и прочих силовых ведомств с командованием НАТО.
Андрей Парубий называл его приоритетным и «сверхважным», а Петр Порошенко недавно заявил, что законопроект о национальной безопасности Украины открывает для Украины двери для эффективного взаимодействия с НАТО.
Одно из наиболее важных положений нового закона — это определение годовых расходов на финансирование сектора безопасности и обороны. Он должен составлять не менее 5% запланированного объема ВВП, из которых не менее 3% должны идти исключительно на силы обороны. Естественно, увеличение расходов на оборону «в самом бедном государстве Европы» будет происходить за счет сокращения расходов на все прочие сферы бюджета и в первую очередь статьи социальных расходов. Для сравнения стоит отметить, что, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIRPI) за 2017 год, расходы на оборону и безопасность в Германии — 1,2% ВВП; В Китае — 1,9%; Франции — 2,3%; Великобритании — 1,8%; США — 3,1%.
По законопроекту, к сектору безопасности и обороны причисляются силы безопасности, силы обороны, оборонно-промышленный комплекс, а также граждан и общественные объединения, добровольно участвующих в обеспечении национальной безопасности, что, вероятно, позволить легализовать всяческие ультраправые военизированные группировки.
Одна из поправок закона предполагала также учет всех пользователей газа в Украине, чтобы облгазы не могли скрыть реальную схему потребления топлива, но в последний момент депутаты ее отклонили. Как говорит депутат от БПП Иван Винник, это произошло из-за разногласий между фракциями. «Поправка о коммерческом учете природного газа не была поддержана в связи с противоречиями политических позиций фракций, которые решили не поддерживать сейчас внедрение ключевой основы энергетической и экономической безопасности Украины, обеспечение единой базы абонентов, потребителей природного газа в Украине. Это предлагается урегулировать отдельным законопроектом», — сказал Винник.
Законом о Нацбезопасности также предусмотрено, что министр обороны будет назначаться парламентом по представлению президента из числа гражданских лиц. Он также существенно увеличивает полномочия президента Украины, как Верховного главнокомандующего. Хотя, учитывая сроки его вступления в силу, этими полномочиями воспользуется уже следующий президент. Президент объявляет войну и вводит военное или чрезвычайное положение, принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации, издает указы, директивы по вопросам обороны, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), назначает и увольняет секретаря СНБО и его заместителей, назначает/увольняет высшее командование Вооруженных сил Украины (ВСУ). Президент назначает заместителей министра, главнокомандующего ВСУ и начальника Генштаба, а министра обороны утверждает парламент по представлению президента. В случае введения военного положения Нацгвардия и Государственная служба транспорта Украины должны будут подчиняться напрямую Главнокомандующему ВСУ.
Украинский военный эксперт Олег Жданов, комментируя принятие закона, утверждает, что он должен стать «козырем» Порошенко на переговорах с НАТО, хотя и консолидирует власть в руках президента.
«Сейчас идет подготовка к саммиту Украина-НАТО и представители Украины смогут туда приехать с козырем и указать на то, что учли пожелания НАТО по национальной безопасности Украины. Но стоит отметить, что закон будет лоббировать также интересы Президента. Потому что он отменяет парламентский контроль за оборонным сектором», — заявил Жданов.
Кроме того, в окончательной версии документа по-новому определены функции Службы безопасности Украины, которая теряет функцию борьбы с коррупцией, а будет заниматься лишь борьбой с терроризмом, контрразведывательной деятельностью, защитой государственности и критической инфраструктуры.
И это было одним из требований западных партнеров, желающих вырвать столь «прибыльное» дело, как борьба с коррупцией, из рук украинских органов и взять под свой контроль, чему, естественно, всячески пытался противиться президент Порошенко. Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ (отдел «К» — 4000 сотрудников или 12% штата СБУ) после вступления закона в силу должно быть, соответственно, упразднено. Следует отметить, что отдел «К» — самый «жирный» отдел СБУ, сотрудники которого получают наибольшие надбавки, премии и прочие бонусы, становясь объектом зависти всех прочих подразделений службы безопасности. Однако у президента останется контроль над следующим по «жирности» отделе СБУ — Департаментом контрразведывательной защиты экономики государства, который также известен вмешательством в бизнес-схемы.
В отличие от действующего закона «Об основах национальной безопасности Украины», новый законопроект существенно сокращает список национальных интересов. Он сужается до таких понятий, как суверенитет и территориальная целостность, европейская и евроатлантическая интеграция, развитие экономики и гражданского общества. Соответственно, из перечня исключаются: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защита языков нацменьшинств, развитие духовности, моральных принципов и интеллектуального потенциала народа Украины, которые были прописаны в старом законе. Такая расстановка приоритетов как бы говорит о том, что ради стремления в НАТО власти Украины готовы пожертвовать гражданскими правами и свободами, а интересы нацменьшинств вообще «выносятся за скобки» в процессе построения моноэтнического государства.
Таким образом, мы видим, как власти проталкивают Украину в НАТО «хоть тушкой, хоть чучелом», несмотря на неурегулированные конфликты. Хотя, по данным опроса социологической группы Рейтинг, лишь относительное меньшинство или 43% граждан (без учета неконтролируемых территорий) поддержали бы вступление страны в НАТО, если бы референдум о внешнеполитическом курсе состоялся в ближайшее время.