Генрих Семирадский: классик среди современников - 22.10.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Генрих Семирадский: классик среди современников

© Фото : Public domain
  - РИА Новости, 1920, 22.10.2023
Читать в
Искусствоведы говорят, что главным "героем" картин Архипа Куинджи является свет, а Ивана Айвазовского – морская вода. В таком случае главный "герой" картин Генриха Семирадского – воздух. Именно прозрачный итальянский (а писал Семирадский в основном в Риме) воздух придавал особую объёмность его историческим полотнам
Генрик Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1844 года в селе Ново-Белгород (ныне – посёлок Печенеги) Харьковской губернии.
В Ново-Белгороде, помимо обычных крестьянских мазанок, находились казармы и пересыльная тюрьма. Центром военных поселений был находящийся неподалёку заштатный город Чугуев Змиёвского уезда. Там располагался штаб военных поселений, проходили военные учения, и каждое лето можно было лицезреть если не самого государя, то, как минимум, членов августейшей фамилии. В этом самом Чугуеве в тот же год, что и Генрик, родился его будущий коллега и приятель Илья Репин. Но встретятся они уже в столице.
В системе военных поселений служил военный лекарь, майор Ипполит Семирадский. Имел ли он дворянство от рождения и затем утратил, история умалчивает, а вот доподлинно известно, что в 1850 году он его получил по службе. Отец учил своих сыновей быть верными католической религии и при этом служить России.
Вступив по закону в благородное сословие, Ипполит Семирадский переезжает в Харьков и строит дом в новозаселяемом районе за речками Харьков и Немышля.
Часто улицы и целые районы Харькова назывались в честь первопоселенцев.
Семиградская улица, проложенная в 1860-е годы в списках улиц 1874, 1909 и 1914 годов именовалась Семирадской. И названа она не в честь художника, который там рос, а по имени его отца, отставного майора Семирадского. Впрочем, пан Ипполит в Харькове вернулся на службу и к 1871 году дошёл до чина генерал-майора. Тогда-то он окончательно и переехал в Варшаву.
  - РИА Новости, 1920, 05.08.2019
Российский художник №1 родился под ХарьковомРубеж XIX и XX веков был временем, когда творило множество великих мастеров кисти: братья Васнецовы, Нестеров, Левитан, Куинджи, Ярошенко, Ге, Айвазовский… С высоты нашего опыта в этом ряду трудно выделить кого-либо, но тогда первенство Репина признавалось многими коллегами и подтверждалось высокими государственными заказами
Хотя 1-я гимназия находилась гораздо ближе от дома Семирадских, пан Ипполит знал, что время её расцвета уже позади, и сына надо отдавать во 2-ю. Точно так же в те же годы поступил со своими младшими сыновьями Ильёй и Николаем и мировой посредник, помещик Купянского уезда Илья Иванович Мечников. Живопись там преподавал ученик великого Карла Брюллова Дмитрий Иванович Бесперчий(1825-1913). Он-то первый и отметил особый дар Семирадского и полную неспособность к его предмету Мечникова.
Но за лестной оценкой педагога не последовало поступление в столичную академию художеств. Семирадский становится студентом естественного факультета харьковского университета и тут он учится вместе с Мечниковым. Особо художественно одарённые студенты делали рисунки экспонатов для университетского музея естественной истории (ныне — музей природы). Там и по сей день гадают, какие листы принадлежат его руке, а какие полвека спустя коснулась работавшая там Зинаида Серебрякова.
В 1864 году он окончил вуз со степенью кандидата, защитив выпускную работу на тему "Об инстинктах насекомых". В студенческие годы Семирадский собрал богатую коллекцию бабочек и до конца жизни сохранил интерес к этим насекомым.
  - РИА Новости, 1920, 15.05.2020
Илья Мечников. Харьков и Одесса в судьбе нобелевского лауреата175 лет назад, 15 мая 1845 года в имении Ивановка Купянского уезда Харьковской губернии (ныне - Двуречанский район Харьковской области) появился на свет выдающийся микробиолог и эпидемиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Илья Ильич Мечников
Вопреки воле родителей в 1864 году Генрик уезжает из Харькова в Петербург. Но в столицу он попадает не сразу — как и положено молодому человеку тех и более поздних времён, "зависает" в Москве. Там он знакомится с огромным полотном Александра Иванова "Явление Христа народу". Картина эта в целом Семирадскому не понравилась — ученик Бесперчего сразу заметил грубые нарушения перспективы. Но обнажённые фигуры среди одетой массовки, тщательно проработанные Ивановым, восхитили будущего живописца.
В Академию художеств Генрих Семирадский поступил вольнослушателем, потому что лица, возраст которых превышал 20 лет, не могли учиться там на общих основаниях. Зачислен в Академию он был 13 октября 1864 года. Статус вольнослушателя не только предполагал платное обучение (25 рублей в год), но и не позволял участвовать в конкурсе на золотую медаль, дающую право на шестилетнюю пенсионерскую поездку в Европу.
За год до Генрика в ту же академию прибыл поступать и его земляк Илья Репин. И хотя его возраст и позволял надеяться на казённое обучение, но рисунки не вызвали доверия у приёмной комиссии. Поэтому и он поначалу тоже стал вольнослушателем, а 25 рублей ему дал действительный тайный советник Фёдор Прянишников.
Так в разные периоды своей жизни Семирадский становился близким другом двух самых выдающихся уроженцев Харьковской губернии всех времён — Мечникова и Репина.
Зинаида Серебрякова За туалетом, 1909 год - РИА Новости, 1920, 19.09.2023
Зинаида Серебрякова: светлая художница, нечаянная эмигранткаВ Третьяковской галерее редко кого оставляет равнодушным сделанный в зеркальном отражении портрет совершенно современной девушки, расчёсывающей длинные волосы. По точности деталей и непосредственности сценки он напоминает фотографию. Это написанный в 1909 году автопортрет художницы Зинаиды Серебряковой, умершей в Париже 19 сентября 1967 года
Приятелей у Семирадского в академии было мало — характер польского шляхтича был замкнутым, а университетское образование поднимало его в интеллектуальном развитии гораздо выше других учащихся. Лишь Илья Репин имел полное право считаться другом Генрика.
Незадолго до их поступления четырнадцать выпускников во главе с Иваном Крамским отказались писать дипломную работу на заданную тему "Пир в Валгалле", а затем образовали "Петербургскую артель художников". Семирадский же остаётся в рамках античной тематики, его работы регулярно отмечаются медалями, а затем его переводят на казённое обучение.
В отличие от Репина, Семирадский не присоединился к образованному в 1870 году Товариществу Передвижных художественных выставок. Вскоре земляки стали непримиримыми оппонентами.
Репин заявил, что Семирадский глубоко чужд и лично ему, и русскому реалистическому искусству. Критик Владимир Стасов сохранил недоброжелательное отношение к Семирадскому до конца жизни. В воспоминаниях Репина сохранились следующие его слова: "даровитый человек. Только жаль — это безнадёжный классик — будущий профессор. Итальянщина его заела"
Харьков Ивана Крамского. Как начинался творческий путь знаменитого художника-передвижника8 июня 1837 года в уездном городе Острогожске Воронежской губернии родился знаменитый русский художник, один из основателей передвижных выставок Иван Крамской. Автор множества выдающихся портретов начинал свою взрослую жизнь в Харькове, где тогда жили удивительные люди и закладывалось многое, что определило местную жизнь на полтораста лет вперёд
В 1870 году Семирадский представил программу "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу". Стасов резко раскритиковал её, заявив, что художник "не принадлежит толпе". Так завершилась учёба в академии.
В 1871 году Семирадский становится пенсионером академии и направляется через Краков в Мюнхен, а затем в Дрезден, чтобы сделать порученную академическим начальством копию "Сикстинской мадонны" Рафаэля. Год спустя он поселяется в Риме, где проживёт большую часть оставшейся жизни. Он продолжает работать в академическом ключе. Основные герои его холстов — персонажи античной истории и мифологии.
В 1872 году он заканчивает работу над полотном "Римская оргия блестящих времен цезаризма". Присланная Семирадским на выставку в Петербург, картина была приобретена наследником-цесаревичем, великим князем Александром Александровичем за две тысячи рублей. Продажа "Римской оргии" решила материальные затруднения Семирадского и позволила ему отправиться в Италию надолго.
© commons.wikimedia.orgГ. Семирадский "Римская оргия блестящих времён цезаризма", 1872 год, Государственный Русский музей
Г. Семирадский Римская оргия блестящих времён цезаризма, 1872 год, Государственный Русский музей - РИА Новости, 1920, 18.10.2023
Г. Семирадский "Римская оргия блестящих времён цезаризма", 1872 год, Государственный Русский музей
В лице наследника, а затем и императора Александра III Генрик Ипполитович нашёл влиятельного покровителя и ценителя своего таланта. Впоследствии государь будет приобретать для своей коллекции, ставшей основой Русского музея, произведения художника.
В Риме художнику удалось снять мастерскую на виа Маргутта. Там чаще всего селились люди творческих профессий, а также натурщицы и натурщики. Тогда же он женится на своей кузине.
Сюжет следующей его картины был посвящен несколько иной реальности. "Христос и грешница": испуганная и одновременно чего-то ожидающая женщина. Тот, кто явился причиной её чувств, находится в нескольких шагах от неё, окруженный толпою оживленно спорящих между собою людей. Заказчиком картины был великий князь Владимир Александрович. Это полотно было приобретено будущим Александром III за рекордную по тем временам сумму — 10 000 рублей.
© Государственный Русский музей, Санкт-Петербург«Грешница» Генрих Семирадский
«Грешница» Генрих Семирадский
«Грешница» Генрих Семирадский
В 1873 году Семирадский становится академиком. Тогда же Репин выставляет свою картину "Бурлаки на Волге" и становится академиком одновременно с Семирадским.
Репин открыто назвал Семирадского "шарлатаном" и заявил, что "Грешница" — "легковесная, альбомная вещь, хотя и громадная по размеру".
С тех пор передвижники превратили в своём кругу Семирадского в пугало. Однако, со многими из них Генрик Ипполитович сохранил прекрасные отношения — и с Василием Поленовым, и со скульптором Михаилом Антокольским. Эта дружба поляка с евреем казалась противоестественной всем, кто их знал. Умение жить и творить вне всякой стаи цементировало и его приятельство с Василием Верещагиным, картины которого искренне ненавидел Александр III.
Хотя Семирадский всю жизнь был католиком, в 1877-1878 годах художник получил заказ на четыре композиции из жития святого Александра Невского в северной части храма Христа Спасителя в Москве, а также запрестольный образ Тайной вечери для того же храма. От этих произведений сохранился только этюд "Александр Невский принимает папских легатов". В 1882 году Семирадский получил заказ для Исторического музея в Москве — картины "Похороны руса в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом".
© Василий СтоякинГ. Семирадский "Александр Невский принимает папских легатов". Эскиз. Государственный Русский музей
Г. Семирадский Александр Невский принимает папских легатов. Эскиз. Государственный Русский музей
Г. Семирадский "Александр Невский принимает папских легатов". Эскиз. Государственный Русский музей
После этого Семирадский с семьёй живёт в основном в своём римском доме, а лето проводит в имении Стшалкув под Ченстоховом, которое он купил в 1884 году.
Кульминацией творческой деятельности Г. И. Семирадского стало создание картины "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1886). Это полотно не просто огромное (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину). Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1889 года; её посетило около 30 тыс. человек. Семирадский распорядился затемнить выставочный зал, а картина освещалась электрическими лампами Яблочкова. Прямо с персональной выставки "Фрина" была куплена императором Александром III, причём тут же государь впервые заявил о намерении создать в Петербурге музей русского искусства.
Выставка Архип Куинджи в Третьяковской галерее - РИА Новости, 1920, 29.01.2022
Синдром Куинджи. Картины самого знаменитого уроженца Мариуполя светятся изнутриФормальный повод для этого материала - 180 лет (27 января 1842 года) со дня рождения Архипа Куинджи, неформальный - благоговейный трепет перед гениями прошлого. Мы, бесконечный поток любопытных посетителей, словно герои пёстрого многофигурного полотна, заполняем музеи, поражаясь своей телесной ничтожности по сравнению с одухотворенностью картин
Последняя крупная композиция Семирадского — "Христианская Дирцея в цирке Нерона", начатая ещё в 1885 году, была завершена в 1897 году и показана на академической выставке в Петербурге и Москве в 1898 году. Критики встретили её холодно, при жизни художника картина не была куплена, ведь главный ценитель его творчества скончался, а Николай II вкусы родителя разделял далеко не во всём. Ныне она хранится в Национальном музее Варшавы.
Генрик Ипполитович Семирадский скончался 23 августа 1902 года в имении Стшалково и был погребён в Варшаве рядом с могилами родителей, но 26 сентября 1903 года его прах был перенесён в Краков, в Крипту заслуженных в церкви святого Станислава.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала