Что может потерять Польша, если начнется по ее же инициативе пересмотр границ
04:52 24.05.2023 (обновлено: 14:52 27.11.2023)
Треть нынешних польских территорий — районы с развитой инфраструктурой, промышленными предприятиями, а также богатые природными ресурсами — вошли в состав Польши после 1945-го только благодаря позиции Москвы
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, на фоне сообщений о начале подсчета Варшавой «ущерба» от действий СССР во время и после Второй мировой, предложил Польше вернуть часть своих территорий, полученных после 1945 года.
«Польше пора бы вспомнить, благодаря какому государству, какому народу они сегодня существуют. Не было бы Польши, не было бы. И если их так что-то не устраивает, пускай возьмут и вернут часть своих территорий тем странам, которые по итогам Второй мировой войны эти территории им отдали по решению Советского Союза», — заявил Володин.
Треть нынешних польских территорий — районы с развитой инфраструктурой, промышленными предприятиями, а также богатые природными ресурсами — вошли в состав Польши после Второй мировой войны только благодаря позиции Москвы, отметил спикер Госдумы.
В польских СМИ заявления российского политика назвали «шокирующими» и «абсурдными», акцентируя внимание на том, что Германия никогда официально не претендовала на возврат своих бывших земель, переданных Польше после 1945 года в качестве компенсации, в том числе за зверства нацистов. Но, во-первых, не претендовала именно на государственном уровне, а во-вторых, это было до того, как Варшава в минувшем году официально потребовала от Берлина 1,3 триллиона евро компенсаций за ущерб во время Второй мировой войны.
Но вернёмся к землям, которые Польше после этой самой войны получила. Для начала стоит отметить, что с 17 сентября 1939 года польского государства де-факто не существовало — в этот день руководство Польши покинуло страну и отправилось в Румынию, поскольку польская армия была практически разгромлена войсками нацистской Германии.
После этого СССР ввёл войска на территорию Западной Украины (Волыни и Галичины) и Западной Белоруссии до так называемой «линии Керзона», по которой Запад неоднократно предлагал провести границу между Польшей и Советской Россией. Эти земли с преимущественно украинским и белорусским населением были официально включены в состав, соответственно, Украинской и Белорусской ССР.
После нападения гитлеровцев на Советский Союз, под давлением Великобритании и в личном присутствии премьер-министра страны Уинстона Черчилля премьер польского правительства в изгнании Владислав Сикорский подписал 30 июля 1941 года с послом СССР в Лондоне Иваном Майским договор о восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. В этом документе Москва не отказалась от территориальных изменений Польши после сентября 1939 года, но предложила вернуться к обсуждению этого вопроса по окончании войны.
При этом первым лидером антигитлеровской коалиции, предложившим перенести польско-германскую границу на запад, стал именно Иосиф Сталин в декабре 1941 года. Британские и американские позиции по послевоенной польской границе (как западной, так и восточной) были сформированы накануне Тегеранской конференции 1943 года и предполагали, что Польша получит новые территории на Западе.
К концу 1944 года Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль выразили согласие относительно того, что граница территории Польши должна сместиться на Запад (не определив, впрочем, насколько далеко) с изгнанием немецкого населения этих территорий, уведомив о своём соглашении правительства Польши и Чехословакии, соответственно.
На Ялтинской конференции «Большой тройки» в феврале 1945-го «польский вопрос» был одним из самых сложных и дискуссионных. На его обсуждение было затрачено 10 тысяч слов — это 24% от всех, произнесённых там. Рузвельт согласился со Сталиным, что восточные границы Польши практически вернутся к положению на момент раздела этого государства между Германией и СССР в 1939 году (основное отличие — Польше вернут Белостокский регион), а вот на западе и севере Польша в качестве компенсации получит бывшие немецкие территории.
На Потсдамской конференции в июле-августе 1945 года было решено присоединить к Польше области Германии, расположенные восточнее линии рек Одер и Нейсе (Ныса). Речь шла о большей части Восточной Пруссии, частях Западной Пруссии и Силезии, Восточной Померании и Восточном Бранденбурге, бывшем Вольном городе Данциг (ныне Гданьск), а также о крупном порте Щецин к западу от Одера — причём на передаче последнего настоял лично Сталин.
В Польше эти территории, составляющие около 25% территории Германии в границах 1937 года, стали называть «возвращённые земли», хотя под властью польских правителей большинство из них находились лишь на рубеже X—XI веков. Кстати, сам термин «возвращённые земли» возник в Польше ещё в 1938 году — для обозначения части Чехословакии, которая досталась Варшаве после раздела этого государства совместно с гитлеровцами. Естественно, после Второй мировой эта территория вернулась под власть Праги.
Советские власти воспринимали передачу немецких земель Польше как равноценную компенсацию за территории к востоку от «линии Керзона», тем более что СССР вернул Польше Подляшье с Белостоком (если бы этого не произошло, Белоруссия ныне граничила бы с Калининградской областью, а польско-литовской границы не существовало бы). В Польской народной республике (ПНР) с этим были вполне согласны, тем более что польские коммунисты поначалу и вовсе требовали только часть Померании около Одера, Верхнюю Силезию и Восточную Пруссию.
А вот в польской эмиграции постоянно акцентировали на том, что общая площадь Польши после Второй мировой была всё равно на 77 000 квадратных километров меньше, чем в 1939 году. Эмигранты отказывались признавать очевидное: это компенсировалось более высоким уровнем развития инфраструктуры бывших немецких земель, а также тем, что Польша расширила доступ к Балтийскому морю (с 71 километра в 1939 году до 526 км после 1945 года) и получила во владение бывший Вольный город Данциг.
При этом Польша приобрела промышленно развитые районы Силезии, богатые каменным и бурым углём, медной рудой, цинком и оловом. По подсчётам немецких экономистов, за послевоенный период Польша получила только от залежей полезных ископаемых на «возвращённых землях» более 130 миллиардов долларов, что вдвое превышает выплаченные Германией в пользу Польши репарации.
Стоит отметить, что на Ялтинской конференции Черчилль выступал против чрезмерного ослабления Германии за счёт отторжения богатых земель Силезии в пользу Польши. «Британское правительство хотя и допускает, что Польша должна увеличить свою территорию, все же не хочет идти так далеко, как это делает советское правительство», — заявил британский премьер. Однако Сталин убедил его, что Германии хватит собственных запасов топлива и без Силезии.
«Возвращённые земли» были впервые признаны польскими со стороны Восточной Германии (ГДР) в Згожелецком соглашении от 6 июля 1950 года. ФРГ признала западную границу ПНР только после так называемого «Соглашения Брандта и Циранкевича» от 7 декабря 1970 года. При том в годы холодной войны ведущая партия Западной Германии, ХДС, выступала против отказа от претензий на «Восточные земли», подчёркивая, что только объединенная Германия может признать новую границу с Польшей. Кроме того, ещё в 1960-х годах на некоторых картах, изданных в Западной Европе, утраченные Германией территории были отмечены надписью zur Zeit unter polnischer Verwaltung (в настоящее время под управлением Польши).
После объединения Германии новый договор о польско-германской границе был подписан 14 ноября 1990 года министрами иностранных дел Польши и Германии Кшиштофом Скубишевским и Гансом-Дитрихом Геншером. Хотя с тех пор германское государство не может предъявлять территориальные претензии к восточному соседу, различные немецкие организации регулярно ставят под сомнение принадлежность «возвращённых земель» Польше.
В частности, такова позиция националистической Народно-демократической партии Германии (НДПГ), которая была представлена в местных советах Мекленбурга, Саксонии и Берлина. В 2006 году лидер НДПГ Удо Фойгт заявил, что партия выступает за Германию в «исторических границах». В том же году в интервью польскому издания Rzeczpospolita один из политиков ХДС также поставил под сомнение решения Потсдамской конференции о границах и заявил, что виновников «беззакония» во Второй мировой войне было два: Адольф Гитлер и Польша.
В сентябре 2021 года перед выборами в бундестаг на улицах восточно-немецкой федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания появились копии исторических агитационных плакатов с парламентских выборов в ФРГ 1949 года. На них была изображена карта Германии в границах 1937 года и символика Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС) и других партий. Представитель ХДС Ханнес Деттманн заверил, что партия не имеет отношения к размещению этих плакатов.
Прокуратура города Росток начала расследование, в СМИ звучали обвинения в адрес набирающей популярность консервативной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) в организации этой акции, однако в результате дело было закрыто.
А в феврале нынешнего года близкий к АдГ немецкий журнал COMPACT-Geschichte в спецвыпуске «Замолчанная вина Польши» написал о прямой связи звучащих из Варшавы требований о «компенсациях за ущерб» и территориальном вопросе:
«Правительство в Варшаве требует от Германии военных репараций в размере 1,3 триллиона евро — астрономическую сумму, во много раз превышающую бюджет ФРГ. Эти расчёты полностью упускают из виду тот факт, что после Второй мировой войны Польша уже присоединила к себе пятую часть территории Германского рейха в границах 1937 года, включая важные угольные и промышленные районы Верхней Силезии».
«Правительство в Варшаве требует от Германии военных репараций в размере 1,3 триллиона евро — астрономическую сумму, во много раз превышающую бюджет ФРГ. Эти расчёты полностью упускают из виду тот факт, что после Второй мировой войны Польша уже присоединила к себе пятую часть территории Германского рейха в границах 1937 года, включая важные угольные и промышленные районы Верхней Силезии».
В случае же с землями, которые Польша по результатам Второй мировой войны потеряла на Востоке, ситуация и вовсе парадоксальная. Ведь если начать применять идеологему об «ущербе», который СССР нанёс Польше, то рано или поздно процесс упрётся в очевидный факт: часть территорий межвоенной Речи Посполитой (Волынь и Галичина) ныне находится под контролем Киева, то есть одного из главных союзников Варшавы, от которого ничего требовать априори нельзя.
С другой стороны, если заявления об «ущербе» со стороны Польши продолжатся, Москва вполне может предложить Варшаве в виде «компенсации за ущерб» забрать себе упомянутые регионы нынешней Украины. МИД РФ такое вряд ли заявит, а вот Дмитрий Медведев, я думаю, с удовольствием.