Об угрозе Белоруссии с юга Лукашенко заявил 27 сентября, принимая руководство силового блока с докладом об обстановке на госгранице.
«Самое печальное — это Украина. У нас открывается новый, по-старому говоря, фронт. Мы видим, что они творят. Мало того, что туда побежали наши беглые, — там создаются учебно-тренировочные лагеря во все большем количестве, где обучают целенаправленно (и не только беглых) работе по Беларуси, как говорят спецслужбы», — отметил Лукашенко.
Так он не преминул вспомнить об обнаружении уже и самими украинскими пограничниками тайников с оружием у границы с Белоруссией.
Один из таких тайников был обнаружен во время антитеррористических учений в Ровенской области за две недели до встречи Лукашенко с силовиками, 14 сентября. Тогда Служба безопасности Украины сообщила, что ее сотрудники обнаружили схрон с оружием и взрывчаткой в лесополосе у поселка Бутово, что неподалеку от украинской-белорусской границы.
«Спецназовцы изъяли из тайника: две реактивные противотанковые гранаты РПГ-26, восемь ручных гранат РГД-5 с запалами к ним; 5 килограммов взрывчатого вещества (предварительно, пластит); два магазина к Ак-74; 170 патронов калибра 5,45 и 7,62», — указывалось в сообщении СБУ.
Тогда же украинская спецслужба заявила об уголовном производстве по факту находки. Но с тех пор никакой информации о том, кому же принадлежали найденные оружие и боеприпасы, не появилось.
Лукашенко уверен: такие схроны — свидетельство того, что на Украине затевается что-то недоброе в отношении Белоруссии.
«Если эти тайники для мероприятий на территории Украины, то их не надо тащить к нашей границе. Они бы спрятали где-нибудь в другом месте. Ясно, мы видим признаки неприличных действий в отношении Беларуси. Об этом уже немало сказано», — отметил он на встрече с силовиками.
Но схроны и действие радикалов из белорусской оппозиции — не главная причина, отчего Лукашенко рассмотрел на Украине вражеский плацдарм.
Граничное состояние
Говоря в целом о границе Белоруссии и Украины, Лукашенко указал на ряд проблем, стоящих перед белорусскими силовиками.
«Тысяча сто километров — это огромная протяженность границы. Провели ли мы там демаркацию этой границы? Как украинцы работают? Работают ли они вообще для того, чтобы обустроить эту границу?» — отметил президент РБ.
Причина, по которой Лукашенко интересует то, что происходит на южных рубежах его республики, кроется не только в поведении руководства Украины, но и в политике, проводимой другими государствами.
«Вы видите, они туда, в Украину, тащат натовские войска. Под видом учебных центров они создают фактически базы. Базы Соединенные Штаты создают на Украине. Ясно, что нам надо на это реагировать», — подчеркнул белорусский лидер.
Лукашенко подчеркнул, что конкретно эта тема не раз обсуждалась им на встречах с президентом России Владимиром Путиным.
«Мы с президентом России проводили и проводим консультации по этому вопросу и договорились, что там надо предпринимать какие-то действия. В противном случае мы завтра будем иметь прямо на границе Беларуси и России неприемлемую для нас ситуацию. Вплоть до размещения ракет соответствующей дальности. Мы на это не подписывались и допустить этого не можем. К сожалению, руководство Украины — они наплевали на собственный народ и они не слышат, что мы высказываем эти озабоченности, — заявил Лукашенко.
Его слова о ракетах наверняка вызовут на Украине бурную реакцию. Впрочем, не Белоруссия первая назвала Украину де-факто вражеским плацдармом. За два дня до Лукашенко, 25 сентября, в субботу, главнокомандующий Вооруженных сил Украины Валерий Залужный заявил: с территории Белоруссии исходит угроза для Украины.
Не «Запад», а скорее «Юг»
Залужный в интервью украинской службе «Радио Свобода» (СМИ, выполняющее функции иноагента) заявил: угроза «полномасштабной агрессии России» была, есть и будет.
Более того, он обвинил проходившие с 10 по 16 сентября российско-белорусские военные учения «Запад-2021» в том, что под их прикрытием может готовиться военная агрессия в адрес РФ. Кроме того, именно из-за этих учений, по словам Залужного, в Донбассе обострилась обстановка.
«Уже по состоянию на сегодня мы фиксируем снижение таких обстрелов. Если раньше у нас оно было 15, 16, 17, 18 в сутки, то на сегодня — 4-5. В воскресенье было даже 3 случая нарушения режима прекращения огня. С чем это связано? Связано это прежде всего с тем, что закончились стратегические учения, которые проводила Российская Федерация «Запад-2021». [Тогда] было движение и вдоль государственных границ и, соответственно, противник использовал, как это он обычно и делает, и линию соприкосновения, чтобы держать нас в напряжении», — отметил главком ВСУ.
Однако украинские военные, по словам Залужного, «делают все, чтобы противник стрелял меньше или вообще не стрелял».
При этом главком ВСУ подчеркнул: Украине Россия грозит не только с востока, но и с севера.
«Возвращаясь к "Запад-2021", несмотря на то, что 16 сентября официально — по телевизору показывали — прошло торжественное закрытие, на сегодняшний день мы не фиксируем массового возвращения в пункты постоянной дислокации тех батальонно-тактических групп, которые вышли на усиление. А их было аж 19, которые появились дополнительно, в первую очередь, во время проведения этих учений. И на территории Республики Белоруссия, и на территории Российской Федерации», — отметил главком ВСУ.
Залужный заявил, что де-факто военные учения России и Белоруссии, по его информации, продолжаются.
«Несмотря на то, что было торжественное закрытие этих мероприятий (учений — ред.), практической части "Запад-2021", задания в Южном военном округе еще продолжаются: проводятся батальонно-тактические учения, полковые тактические двухсторонние учения продолжаются. Сказать, что на сегодняшний день эти 19 батальонно-тактических групп ушли в пункты постоянной дислокации, нельзя», — заявил главнокомандующий.
Он оценил общую численность этих групп в 19 тыс. военнослужащих, которые находятся «в районах, приближенных к государственной границе Украины».
«Это не только Донбасс, это и территория Республики Белоруссия — Брестская область и так далее», — отметил Залужный.
При этом он признал, что движение указанных им батальонно-тактических групп в места постоянной дислокации начались, что сам Залужный связал в том числе и с выборами в Госдуму, украинским военным «расслабляться рано».
В общем, и Белоруссия, и Украина сегодня рассматривают друг друга как вражеские плацдармы. Это — следствие политики Киева, который пошел на политическое обострение с Минском не столько по своей воле, сколько по воле Запада, выступившего в августе 2020 год на стороне противников Лукашенко.
Пока Украина несет от обострения отношений с Белоруссией лишь убытки. Но теперь убыткам экономическим добавилась и обеспокоенность по поводу защищенности северных границ Украины.