Конечно, назвать изобличение в коррупции сына бывшего вице-президента, ныне избранного президентом США, «вмешательством в избирательную кампанию» даже для США — слишком грубо. Но на фоне происходящего в Вашингтоне это может показаться незначительной шалостью. Если бы не одно но. Всё, что утверждал на пресс-конференциях Андрей Деркач о получении под видом вознаграждения миллионных взяток семейством главы США, неоднократно подтверждалось не только на Украине, но и в самих США.
В конце 2020 года источники информационного агентства Associated Press сообщили, что Министерство юстиции США запросило сведения о связях сына политика с энергетической компанией бывшего министра экологии и природных ресурсов Украины Николая Злочевского Burisma, а также ещё двумя десятками других организаций. Непонятно только, история с Burisma занимает центральное место или это всего лишь эпизод большого расследования о налоговых делах Хантера Байдена.
Два других источника агентства уточнили, что сына избранного президента США Джо Байдена могут подозревать в отмывании денег.
9 декабря Хантер Байден сообщил, что Федеральная прокуратура штата Делавэр проводит с 2018 года в отношении него расследование, касающееся его налоговых отчислений, но сам он узнал об этом только день назад. Агентство Associated Press написало, что правоохранители заинтересовались деловыми предприятиями сына американского чиновника в Китае, а по версии газеты The New York Times, расследование не затрагивает ни Украину, ни КНР, а связано с неуплатой налогов Хантером и его бывшей женой в Делавэре.
Украинское прошлое Хантера Байдена
О том, что Хантер работал на украинскую компанию, было известно давно, и это вовсе не секрет, но в 2020 году стали известны новые подробности.
В отчёте двух комитетов Сената, опубликованном 23 сентября, говорится, что Burisma заплатила Байдену-младшему, оказывавшему консультативные услуги, не имея опыта работы в энергетической сфере, за членство в совете директоров компании свыше $4 млн. Всё это происходило в то время, когда его отец занимал пост вице-президента США и курировал украинское направление. Сенаторы пришли к выводу, что работа Хантера в Burisma создавала конфликт интересов, причём это осознавали и сотрудники администрации президента Барака Обамы, но молчали.
Это было только началом воскрешения украинского досье.
14 октября газета New York Post опубликовала электронную переписку Хантера Байдена, которая попала в руки ФБР от владельца ремонтной мастерской в штате Делавэр, где проживает семья бывшего вице-президента: компьютер с наклейкой фонда имени Бо Байдена (старшего брата Хантера, скончавшегося в 2015 году от рака мозга), который принёс некий человек ещё в апреле 2019 года, никто не забрал, и тогда мужчина решил передать его Роберту Костелло, адвокату бывшего мэра Нью-Йорка, а по совместительству личному адвокату президента США Рудольфа Джулиани.
На жёстком диске ноутбука оказалось много интересного, в частности деловая переписка с иностранцами, например, советник руководства Burisma Вадим Пожарский благодарит Хантера за встречу с отцом, когда тот ещё был вице-президентом США. Подлинность информации никто не отрицал — как сообщил бывший помощник президента страны, а ныне политический консультант Стивен Бэннон, Байден-младший через адвоката просил вернуть ему жёсткий диск.
В сообщении, датированном 12 мая 2014 года и озаглавленном «Вопрос, требующий безотлагательного решения», Пожарский написал Хантеру, что «неофициально представители новой власти склонны довольно агрессивно действовать в отношении Н. З. (по всей видимости, Николая Злочевского. — Ред.) с целью получения от него денег», но когда попытка вымогательства провалилась, «они приступили к конкретным действиям в виде одного или нескольких досудебных разбирательств».
В связи с этим украинский бизнесмен попросил Байдена-младшего, в тот день назначенного членом совета директоров компании, подумать, как он мог бы использовать своё влияние, чтобы изменить ситуацию. Хантер ответил, что находится в Катаре, и уточнил, кто стоит за этими нападками в отношении компании и кто во временном правительстве может пресечь подобные нападки.
Спустя 4 месяца другой член совета директоров Burisma Девон Арчер переслал Хантеру Байдену электронную переписку по теме «Влияние повышения налогов на объёмы производства компании», в которой Пожарский предупредил, что правительство Украины представило в Верховную Раду новый законопроект о налогах, который уничтожит весь частный сектор газодобычи в зародыше.
24 сентября 2014 года Пожарский сообщил, что собирается передать эту информацию в посольство США в Киеве и в офис спецпосланника Госдепартамента и координатора по международным энергетическим вопросам Амоса Хохштейна в Штатах. Впоследствии Хохштейн занял должность независимого директора в наблюдательном совете НАК «Нафтогаз», а 12 октября 2020-го объявил о своей отставке.
В письме от 17 апреля 2015 года Пожарский пишет: «Дорогой Хантер! Спасибо за то, что пригласили меня в Вашингтон и дали возможность встретиться со своим отцом (на тот момент вице-президентом США. — Ред.) и провести некоторое время вместе. Это действительно честь и удовольствие для меня».
Комментируя преданную огласке переписку, извлечённую из ноутбука, предвыборный штаб демократов убеждал, что Джо Байден никогда даже не рассматривал возможность участия в бизнесе с членами своей семьи или в каком-либо иностранном бизнесе и не был в курсе подробностей работы Хантера на Burisma и с китайскими предпринимателями. А вот бывший бизнес-партнёр Байдена-младшего Тони Бобулински в общении с журналистам президентского пула 22 октября, за несколько часов до начала второго раунда теледебатов кандидатов в президенты, представил иную информацию: «Я слышал, как Джо Байден говорил, что никогда не обсуждал бизнес с Хантером. Это неправда».
Китайские дела Байденов
В июне 2013 года Хантер и его бизнес-партнёр Девон Арчер, занимавшийся финансами в азиатском представительстве Citibank, учредили совместно с владельцем китайского частного инвестиционного фонда Bohai Capital Джонатаном Ли фонд BHR Partners, специализирующийся на инвестировании средств китайцев и потенциально граждан других стран в компании, расположенные за пределами Поднебесной.
В декабре того же года Джо Байден полетел с визитом в Пекин, сын напросился сопровождать его. Как рассказал один из сотрудников BHR, по прибытии в Китай Хантер организовал встречу своего отца с Джонатаном Ли.
Комментируя эту ситуацию журналистам The New Yorker, Байден-младший с недоумением сказал: «Как я мог, пролетев через полмира, оказаться в Пекине и не пригласить этих людей на чашечку кофе?» Совпадение ли, но через 10 дней после этого визита Байдена-старшего частная инвестиционная компания Rosemont Seneca Partners, учреждённая в 2009-м Хантером, Арчером и Кристофером Хайнцем — пасынком бывшего госсекретаря США Джона Керри (который впоследствии отказывался от дел, которые могут привлечь внимание общественности), заключила сделку на $1,5 млрд не с частной китайской корпорацией, а с правительством КНР.
«Следует понять, что у Хантера Байдена никаких связей в Китае не было. У него не было предыдущего опыта в руководстве частной инвестиционной компанией. Сделку, которою он заключил в зоне свободной торговли в Шанхае, никто до него заключить не мог: Goldman Sachs, Bank of America, Blackstone — никто из больших игроков. Они покупали Байдена через его сына.
Я думаю, это ясно как день. Китайское правительство вычислило, как добиться режима наибольшего благоприятствования у американских политиков в Вашингтоне. Самый простой путь — подписание крупных сделок с детьми политиков, потому что, полагают они, к ним американская администрация будет относиться намного лучше. И история показывает, что с администрацией Обамы всё именно так и происходило», — пишет президент Института подотчётности правительства Питер Швайцер в своей книге «Тайные империи: Как американский политический класс скрывает коррупцию и обогащает семью и друзей».
Во время ужина в Майами Хантер пообещал рассмотреть перспективы компании китайского собеседника CEFC China Energy в проектах СПГ-терминалов в США, а вернувшись в гостиницу, получил письмо с благодарностью и драгоценный камень. В феврале 2018 года правоохранительные органы Китая задержали Е Цзяньмина по делу о коррупции, и его договорённости с Байденом аннулировались.