Президент Украины Владимир Зеленский даже в Японии не может отвлечься не только от вопросов госуправления, но и от проблем с партийной дисциплиной в собственной политсиле.
«Наверное, многие думают, что международный визит президента в далекую страну — удобный повод дискредитировать фракцию «Слуга народа» и посеять раздор и раскол, который очень понравится нашим врагам — и внешним, и внутренним. Хочу сказать этим людям: если вы так на самом деле думаете, то глубоко ошибаетесь. Я в курсе всех событий, держу руку на пульсе. Ни одно заявление, ни одна информационная операция мимо меня не проходит. И я не допущу, чтобы кто-то изнутри фракции или извне мог бросить тень на политическую силу, которая получила мандат большинства от народа Украины. Считаю, что все члены комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики должны пройти проверку на детекторе лжи. Если этой проверкой будет установлена хотя бы наименьшая вероятность того, что кто-то из депутатов брал деньги за голосование на комитете, этим депутатами должны заняться антикоррупционные органы», — написал он 23 октября в Facebook.
Так Зеленский отреагировал на скандал с обвинением членов его политсилы в получении взяток за отказ поддержать антикоррупционный законопроект №2047-д, который ломал схемы, связанные с государственными закупками.
«Видит Бог, не хотела об этом писать, но раз сами «Слуги» начали публично выяснять, «кто кому Рабинович», как же могу смолчать? Дано: громкий с..ч вокруг заседания налогового комитета, на котором большая часть «слуг»-членов комитета внезапно начала выгораживать откровенно коррупционную схему Антона Яценко. «Внезапно» так, ага. Настолько, что в ОП даже решили «отступников» проверить на детекторе. Не взяли ли они, часом, деньги за свою «позицию» (громко смеюсь и кавычки убрать никак не могу, извините)? Взяли. Не все, но многие (часть «топила» по сугубо идеологическим соображениям). Имеют право — следует признать. В кулуарах называли цифру в $30 тыс. Это — просто за «затягивание»: неявку, больничный, «воздержался» и т. д. С сентября по кулуарам люди от Яценко ходили — предлагали (он сам даже не скрывал)», — описала суть скандала украинская журналистка Ксения Василенко, более известная под псевдонимом Соня Кошкина.
Что характерно, сам замешанный в скандале Яценко отказался проходить текст на детекторе лжи.
«Зачем? Они сходят все. Пусть расскажут: получали они — не получали (деньги за саботаж. — Ред.) Вообще знакомы ли они со мной. А учитывая, что я не девушка-шлюшка, а народный депутат четырех созывов, то, естественно, в шапито не будем превращать Верховную Раду», — подчеркнул он.
Более того, Яценко заявил, что он — один из популярнейших украинских депутатов и против него ведется пропагандистская война.
«Я первое место занял по Украине как мажоритарщик и не представляю властную партию «Слуга народа», и просто идут попытки меня дискредитировать, потому что я являюсь автором законопроекта об оппозиции и поддерживаю мажоритарную систему», — отметил он.
При этом Яценко подчеркнул, что у него нет никакого бизнеса и он им не занимается. На этих словах те, кто давно и пристально следят за украинской политикой, могли скептически усмехнуться. Слишком уж хорошо им знаком Яценко.
Схема простая, как топор
Свою политическую карьеру Яценко начал в 1998 году, после выпуска из Киевского экономического института менеджмента. С 1998 по 2001 год он работал в Секретариате Верховной Рады, а также был помощником-консультантом народного депутата Украины Василия Цушко.
В 2002-2003 годах он был заведующим информационно-аналитического отделом Управления по общественно-политическим вопросам Главного управления по вопросам внутренней политики Администрации президента Украины, а в 2003-2004 году — работал в секретариате Кабмина, а также был помощником первого вице-премьер-министра Украины Николая Азарова. После «оранжевой революции» он ненадолго завязал с политикой. В 2004-2005 годах Яценко был проректором Киевского экономического института менеджмента, в 2007 году — и.о. старшего научного сотрудника научного отдела глобальных систем современной цивилизации Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины.
В том же 2007 году Яценко возвращается в политику. Он попадает в Верховную Раду как член Блока Юлии Тимошенко. В украинском парламенте Яценко становится главой подкомитета по вопросам рынка государственных закупок, государственного заказа, конкурсов и деятельности государственных предприятий комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики.
К тому времени Яценко уже прославился как отец тендерной мафии.
«Известность со знаком «минус» пришла к нему в середине 2000-х, когда вся страна узнала о существовании Тендерной палаты. Согласно легенде, истоки ТП уходят в начало 2000-х, когда Яценко еще был молодым ученым-аспирантом и якобы придумал, как можно создать коллегиальный орган, контролирующий госзакупки. На свет родилась легендарная общественная организация, которая поначалу была просто некоей надстройкой, и лишь со временем получила большие полномочия. По многочисленным заявлениям очевидцев, ТП занималась не общественным контролем, а взиманием 10% с проводимых тендеров — за то, чтобы они прошли без проблем. Делалось это, судя по многочисленным публикациям, через механизм платы за авторские права на использование тендерной документации. Ну а тому, кто не хотел, чтобы его закупки контролировали, Тендерная палата могла в любой момент «завернуть» тендер как подозрительный», — писало издание «Экономическая правда» в 2013 году.
Годом ранее украинское издание «Аргумент» так описывало суть якобы придуманной Яценко схемы:
«Некая частная структура — общественная организация «Центр тендерных процедур и бизнес-планирования» уведомила правительство, что только она является обладателем авторских прав на тендерную документацию, которая должна использоваться в процессе закупок за государственные деньги. Все согласно принятому парламентом закону («О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 года — Ред.). Якобы эта уникальная, запатентованная технология, разработанная Яценко и его бизнес-партнером Врублевским (они же учредители и руководители Центра), позволит государству сэкономить при проведении закупок один миллиард гривен в год. А осуществление закупок без использования научных разработок вышеназванных граждан не только нанесет ущерб государству, но и ущемит их законные авторские права. Оказалось, что за А. Яценко и В. Врублевским числятся: «Образцы тендерной документации» (свидетельство ПА № 5086 от 17.01.2002г.); «Методика оценки тендерных предложений» (свидетельство № 6443 от22.10.2002г.); «Методика проведения проверки соблюдения заказчиками требований действующего законодательства при закупке товаров, работ и услуг за государственный счет» (свидетельство № 6443 от 14.08.2002г.)… Проверка законности получения патентов, проведенная СБУ и Минюстом «по горячим следам» в декабре 2002 года, вскрыла полную научную несостоятельность так называемых авторских «изобретений». По сути они являлись… копиями отдельных положений уже упомянутого Закона от 22.02.2002 года, а также ряда нормативных актов министерства экономики», — сообщило издание в публикации, посвященной нардепу.
Но с юридической стороны Яценко был чист. Очевидно, плохая слава раздражала Яценко, и в 2008 году он стал автором законопроекта о введении уголовной ответственности за клевету.
Но в 2010 году над «бютовцем» Яценко стали сгущаться тучи. Власть в стране поменялась. И СМИ распространили информацию, что за депутата плотно взялись правоохранительные органы, в первую очередь СБУ, глава которой Валерий Хорошковский 9 ноября 2010 года в Брюсселе заявил, что спецслужба в ближайшее время инициирует снятие неприкосновенности с одного из парламентариев.
«Следователями СБУ установлено, что за период с 2007 по 2009 год по указанным схемам было похищено из государственного бюджета около 2,8 млрд грн. В число фирм, которые подозреваются в участии в схеме хищения государственных средств в особо крупных размерах, входят ООО «Центр тендерных процедур (Межрегиональный)», ООО «Информационное издание Тендерной палаты Украины», «Форум содействия общественному контролю», «Ассоциация консультантов по вопросам тендерных процедур», «Союз "Антикоррупционер"», ООО «Информатизация — путь в будущее». Указанные компании принадлежат народному депутату от БЮТ Яценко, который, занимая пост вице-президента Тендерной палаты, на протяжении нескольких лет единолично контролировал процесс закупок товаров и услуг за счет государственного бюджета. Представление на лишение депутатской неприкосновенности А. Яценко передано в Генпрокуратуру», — сообщало украинское издание «Версии» со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах.
К тому времени Яценко серьезно испортил отношения и с бывшими соратниками. Так, в 2010 году украинские СМИ сообщили о якобы имевшей место драке Яценко с тогдашним министром экономики Василием Цушко. Последний отказался идти навстречу бывшему подчиненному и подписывать ряд кадровых назначений. А после и вовсе ударил его в лицо, да так, что в кабинете пришлось якобы менять ковер, который был запятнан кровью.
Вышел из сложившихся неприятностей Яценко мастерски — стал «тушкой» — депутатом-перебежчиком, перейдя во фракцию «Партии регионов». В 2012 году в качестве члена этой политсилы он баллотировался в мажоритарном округе в Черкасской области, где набрал 29,9% голосов и попал в парламент.
В дни Майдана Яценко был с партией власти. 16 января 2014 года он проголосовал за так называемые диктаторские законы, а «Партию регионов» он покинул лишь 24 февраля, после бегства Виктора Януковича из страны, когда поражение властей стало уже бесспорным. Но, несмотря на госпереворот, политику Яценко не покинул. Более того, он продемонстрировал новые вершины политической выживаемости.
Человек Коломойского
На выборах 2014 года Яценко прошел в Раду по своему мажоритарному округу как самовыдвиженец. Он набрал 57,41%. В парламенте он вместе с другим «регионалом» — Виталием Хомутынником — реанимировал старую, созданную еще в 2004 году политсилу — партию «Возрождение». В 2015 году партийный съезд этой политсилы обновил ее руководство. В политсовет партии вошли Виктор Бондарь, Виктор Остапчук, Виталий Хомутынник, Михаил Мироненко, Владимир Пилипенко и Антон Яценко. В Раде появилась фракция «Возрождение», в которую вошли Яценко, Хомутынник и ряд других парламентариев.
Эту партию украинские СМИ прочно связывали с олигархом Игорем Коломойским.
«Партия «Возрождение» у многих ранее ассоциировалась с отраслевой партией «Укрзализницы», она переходила из рук в руки, но сейчас это — партия, связанная с одноименной депутатской группой, находится в сфере интересов Коломойского. Она связана с господином Хомутынником и, скорее всего, на этих выборах она будет работать в интересах Коломойского», — рассказывал в интервью «Украинским новостям» политолог Владимир Фесенко, комментируя местные выборы 2015 года.
Сам же Яценко продолжал процветать. В августе 2018 года журналисты-расследователи из программы «Наші гроші» рассказали о том, как любая сделка с недвижимостью на Украине пополняет карман народного депутата.
Согласно правилам продажи недвижимости на Украине, с любой сделки нужно платить налог. Но он начислялся не с рыночной цены, а с той, которую укажет профессиональный оценщик. В декабре 2017 года через парламент правдами и неправдами протолкнули создание Единой базы данных отчетов об оценке Фонда госимущества. При этом между оценщиком и базой закон ввел посредника — это электронная площадка, куда и направляет свои документы оценщик. Оценщики, спустя несколько месяцев, заговорили о том, что площадка — это прокладка, которая зарабатывает деньги для частных лиц. Что характерно, за использование электронной площадки тоже нужно было платить.
«Они (электронные площадки — Ред.) не предоставляют никаких услуг, просто пересылают отчеты в базу. При этом требуют от оценщиков и нотариусов каждый раз платить по полтысячи гривен (около 1,2 тыс. руб. — Ред.). Первым — за каждую попытку регистрации отчета в базе, вторым — за каждый просмотр данных о регистрации. Три первые площадки оказались техническими связанными между собой (сайты работают на одном и том же программном коде), а юридически — с народным депутатом Антоном Яценко», — утверждалось в расследовании.
Позже стало известно о появлении четвертой площадки-посредника. Но и эта площадка, как утверждали «Наші гроші» оказалась связанной с Яценко.
В общем, в Верховной Раде VIII созыва Яценко процветал благодаря своему мандату. Теперь он попал в XI созыв и снова оказался в центре коррупционного скандала.
Подытоживая, можно отметить, что Антон Яценко — это маркер. Пока такие, как он, будут во власти, ни о каком очищении Украины от коррупции говорить не приходится. Поэтому неудивительно, что в международном рейтинге Doing Business Украина сегодня на 64-м месте. Для сравнения — «тоталитарная и недемократическая», как ее называет Киев, Россия — на 28-м.