Сталинская сокровищница. Донбасс отмечает юбилей уникального собрания произведений искусства - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сталинская сокровищница. Донбасс отмечает юбилей уникального собрания произведений искусства

Читать в
23 сентября 1939 года в главном городе Донбасса, Сталино, был открыт областной музей изобразительного искусства. Едва ли тогда кто-то мог предположить, что со временем он превратится в главную художественную сокровищницу индустриального края, в фондах которой будет насчитываться около 16 000 произведений живописи, графики, скульптуры

Нарисовал Ленина, создал музей в Донецке

«Социалистический Донбасс» в октябре того же года писал: «Крупнейшие художники страны языком кисти и краски рассказывают о могучей всесоюзной кочегарке. На многочисленных полотнах запечатлели они донецкое небо, всегда румяное от плавок металла, величественные заводы в необозримых степях, творческий труд и улыбки людей… Около 60 работ московских, киевских, харьковских художников представлено в Сталинском музее изобразительных искусств… Из портретной живописи, представленной в музее, на первое место следует поставить замечательный портрет главы советского правительства В.М. Молотова работы художника Ефанова. Украшает музей и другая работа этого художника — «Незабываемая встреча», изображающая встречу товарища Сталина и руководителей партии и правительства с женами инженерно-технических работников… Особое место занимает картина художника Пшеничникова — «Гибель Пархоменко». Эта работа — одна из лучших в музее. Огромной трагической силой веет от этого полотна… В музее много донецких пейзажей. Внимание останавливают особенно пейзажи К. Богаевского…Положено начало большому культурному делу. В Сталино сегодня состоится и первый в истории Донбасса вернисаж…»

Что общего у Джона Юза, гоголевского Вакулы и донецкого герба? ФоторепортажПогода в Донецке 21 сентября с утра не задалась - тучи несколько часов пытались одолеть солнце, и у них это вышло - к обеду пошел дождь. Но традиционный, 21-й по счету, Международный фестиваль кузнечного искусства, несмотря на непогоду, прошел ярко, как всегда
Любопытно, что своим возникновением музей обязан известному русскому советскому художнику, ученику великого Репина, Исааку Бродскому. Тому самому, что так удачно рисовал в 1918 году Ленина. Донецкий краевед Анатолий Жаров раскопал в архивах в свое время письмо Бродского товарищам из Сталинского обкома партии, написанное в августе 1936 года.

Оно гласило:

«Очень хотелось найти у вас поддержку в одном важном общественном деле. Выступаю с предложением организовать в Сталино портретную стахановскую галерею — большой художественный музей, долженствующий увековечить в произведениях искусства великое стахановское движение, жизнь стахановцев, орденоносцев, героев труда. Галерея явится крупным художественным музеем, вероятно первым в Донбассе, потребность в котором уже давно назрела. В середине августа буду в Днепростроительстве — возможно удастся заглянуть на несколько дней к вам в Донбасс. Всего хорошего.

Уважающий вас, заслуженный деятель искусств Исаак Бродский».

Изображая Донбасс

Как и многие другие объекты культуры Донбасса, Донецкий республиканский художественный музей пережил непростую историю. Начать с того, что ему после рождения и развернуться не дали, — через два года после открытия началась Великая Отечественная. В октябре 1941 года Сталино оккупировали нацисты, картины вывезти не успели, музей был разграблен. Только в 1975 году в фонды его вернулись девять картин, спасенных художником Евгением Грейлихом.

Краеведческий музей Донецка
Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! ФоторепортажУкраинские войска нанесли удар по истории – изувечили артиллерией часть Донецкого краеведческого музея. Местные энтузиасты все починили, привели в порядок и водят туда детей на экскурсии. Простейшая суть войны: одни рушат, другие восстанавливают
Кстати, любопытно было бы взглянуть нам сегодняшним на то довоенное собрание картин. Оно было прелюбопытным, ведь в Донбассе творили и часто оставляли в дар его столице свои полотна многие известные художники. Упомяну только одно имя из выставки, составленной сотрудниками музея к 150-летию Донецка нынешним летом, — Константин Дорохов. Для этого даровитого, увы, слишком рано ушедшего из жизни смолянина Донбасс стал первой большой командировкой, можно сказать, школой жизни.

Картины Дорохова «Донбасс», «Пейзаж с терриконами», «Рабочий поселок Ларинка», «Улочки Сталино» и другие, наверное, стали первыми в истории края угля и металла искренними и добрыми изображениями этого ох непростого региона. Хотите понять старый Донбасс — смотрите Дорохова.

У него, кстати, есть поздняя, 1957 года, картина — «Передвижная выставка в рабочем поселке». Девушки в рабочих костюмах, типичные наши «шахтерки» смотрят открыв рты на «Незнакомку» Крамского. Это точный срез эпохи и для донецкого художественного. Ведь в 1958 году он смог после войны возродиться под именем Сталинской картинной галереи.

Рождение школы

Но явлением в культурной жизни Донбасса он стал только в шестидесятые. В 1965 году он начал именоваться Донецким областным художественным музеем. Это было время рождения Донецкой художественной школы — самобытной, как и сама земля, ее породившая.

«Новое музейное собрание, — рассказывает директор музея Надежда Анищенко, — формировалось в то время за счет поступлений из республиканских и всесоюзных художественных выставок из фондов ведущих государственных музеев СССР: Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, а также произведений, приобретенных в частных коллекциях и даров художников. С годами в фондах музея сложилось несколько богатых и интересных коллекций, которые определили характер и формат музейной экспозиции».

Донецкий художественный музей гордится собранием русского и украинского искусства ХVI-XX веков, коллекцией иконописи, оригинальности которой позавидует и столичный музей. Разумеется, ядром музейного собрания являются классические произведения Шишкина, Айвазовского, Серова, Сурикова, Серебряковой, Коровина, Фалька, Яблонской. Западноевропейская коллекция музея и вовсе уникальна — в запасниках хранятся малоизвестные работы старых мастеров XVII-XVIII веков: Дюфренуа, Норта, Амигони, Глаубера. Кроме как в Донецке, их вообще больше нигде не увидишь.

Шендель
Донецк. Про жизнь и смерть абсолютного гения местаПоэт и публицист Анна Ревякина о великом донбасском художнике Владимире Шенделе
Фонды музея богаты живописью разных эпох, школ и направлений. Но главный нерв жизни и сути музея — Донбасс. Уже упомянутая донецкая школа живописи, давшая миру таких ярких мастеров, как Юрий Зорко, Юрий Балдин, Георгий Беро, Владимир Бауэр, Николай Воинов, Равиль Акмаев, недавно ушедший из жизни Владимир Шендель, утверждала и утверждает простую истину, в стихах высказанную певцом земли донецкой Павлом Беспощадным: «И нет земли прекрасней, вдохновенней, где все творцом-народом создано».

В будущее, в Россию

Чем живет музей, ставший с 2015 года республиканским? Надежда Анищенко говорит, что в последнее время палитра музейных предложений существенно изменилась и заиграла новыми красками: музей активно внедряет новые формы работы, среди которых разнообразные детские музейные проекты, экскурсионные модули с арт-терапевтическим компонентом, бинарные уроки, музейные квесты, творческие мастерские, арт-детективы, игры-приключения, интенсив-семинары, пресс-туры, активные детские локации, музейная анимация.

Подчеркнем объективности ради — ничего этого не было в украинские времена. Ну, или в совсем небольших количествах. Ученый секретарь музея Рашит Шехмаметьев рассказал, что, если при Украине в музее за год проводилась в лучшем случае сотня экскурсий, то в нынешнем году их проведено уже 1200. В основном для детей, для которых кстати, выдающийся донецкий живописец, мастер с европейским именем Юрий Зорко организовал школу живописи. Она пользуется просто невероятным успехом у подрастающих дончан.

Стальная пальмовая республика. Столица ДНР размашисто отмечает славный юбилейКогда-то давно, кажется, в другой, возможно даже, параллельной жизни, когда в Донецке водились реликтовые бандеровцы... Представьте себе, самые натуральные бандеровцы водились в Донецке
А вот статистика из пресс-релиза музея: «Число музейных экскурсий, занятий и творческих мастерских увеличилось в 7,5 раза за последние 7 лет и выросло с 333 до 2500».

В последние годы донецкие музейщики активно восстанавливают связи с российскими коллегами, грубо оборванные после развала СССР. Московские музеи взяли на себя практически шефство над донецким художественным. Перекрестные встречи, выставки, обмен опытом и экспозициями — все это есть сегодня. В российском художественном пространстве Донецк точно не затеряется и свою ноту оригинальности внесет. И к юбилею в его стенах немало представителей музеев РФ — Москвы, Калининграда, Рязани, Самары, Астрахани. Но главный вывод из всего этого оживленного процесса видится в том, что и в живописи, изобразительном искусстве Донбасс возвращается к истокам, к коренной своей русскости. Это дорогого стоит. 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала