Нарисовал Ленина, создал музей в Донецке
«Социалистический Донбасс» в октябре того же года писал: «Крупнейшие художники страны языком кисти и краски рассказывают о могучей всесоюзной кочегарке. На многочисленных полотнах запечатлели они донецкое небо, всегда румяное от плавок металла, величественные заводы в необозримых степях, творческий труд и улыбки людей… Около 60 работ московских, киевских, харьковских художников представлено в Сталинском музее изобразительных искусств… Из портретной живописи, представленной в музее, на первое место следует поставить замечательный портрет главы советского правительства В.М. Молотова работы художника Ефанова. Украшает музей и другая работа этого художника — «Незабываемая встреча», изображающая встречу товарища Сталина и руководителей партии и правительства с женами инженерно-технических работников… Особое место занимает картина художника Пшеничникова — «Гибель Пархоменко». Эта работа — одна из лучших в музее. Огромной трагической силой веет от этого полотна… В музее много донецких пейзажей. Внимание останавливают особенно пейзажи К. Богаевского…Положено начало большому культурному делу. В Сталино сегодня состоится и первый в истории Донбасса вернисаж…»
Оно гласило:
«Очень хотелось найти у вас поддержку в одном важном общественном деле. Выступаю с предложением организовать в Сталино портретную стахановскую галерею — большой художественный музей, долженствующий увековечить в произведениях искусства великое стахановское движение, жизнь стахановцев, орденоносцев, героев труда. Галерея явится крупным художественным музеем, вероятно первым в Донбассе, потребность в котором уже давно назрела. В середине августа буду в Днепростроительстве — возможно удастся заглянуть на несколько дней к вам в Донбасс. Всего хорошего.
Уважающий вас, заслуженный деятель искусств Исаак Бродский».
Изображая Донбасс
Как и многие другие объекты культуры Донбасса, Донецкий республиканский художественный музей пережил непростую историю. Начать с того, что ему после рождения и развернуться не дали, — через два года после открытия началась Великая Отечественная. В октябре 1941 года Сталино оккупировали нацисты, картины вывезти не успели, музей был разграблен. Только в 1975 году в фонды его вернулись девять картин, спасенных художником Евгением Грейлихом.
Картины Дорохова «Донбасс», «Пейзаж с терриконами», «Рабочий поселок Ларинка», «Улочки Сталино» и другие, наверное, стали первыми в истории края угля и металла искренними и добрыми изображениями этого ох непростого региона. Хотите понять старый Донбасс — смотрите Дорохова.
У него, кстати, есть поздняя, 1957 года, картина — «Передвижная выставка в рабочем поселке». Девушки в рабочих костюмах, типичные наши «шахтерки» смотрят открыв рты на «Незнакомку» Крамского. Это точный срез эпохи и для донецкого художественного. Ведь в 1958 году он смог после войны возродиться под именем Сталинской картинной галереи.
Рождение школы
Но явлением в культурной жизни Донбасса он стал только в шестидесятые. В 1965 году он начал именоваться Донецким областным художественным музеем. Это было время рождения Донецкой художественной школы — самобытной, как и сама земля, ее породившая.
«Новое музейное собрание, — рассказывает директор музея Надежда Анищенко, — формировалось в то время за счет поступлений из республиканских и всесоюзных художественных выставок из фондов ведущих государственных музеев СССР: Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, а также произведений, приобретенных в частных коллекциях и даров художников. С годами в фондах музея сложилось несколько богатых и интересных коллекций, которые определили характер и формат музейной экспозиции».
Донецкий художественный музей гордится собранием русского и украинского искусства ХVI-XX веков, коллекцией иконописи, оригинальности которой позавидует и столичный музей. Разумеется, ядром музейного собрания являются классические произведения Шишкина, Айвазовского, Серова, Сурикова, Серебряковой, Коровина, Фалька, Яблонской. Западноевропейская коллекция музея и вовсе уникальна — в запасниках хранятся малоизвестные работы старых мастеров XVII-XVIII веков: Дюфренуа, Норта, Амигони, Глаубера. Кроме как в Донецке, их вообще больше нигде не увидишь.
В будущее, в Россию
Чем живет музей, ставший с 2015 года республиканским? Надежда Анищенко говорит, что в последнее время палитра музейных предложений существенно изменилась и заиграла новыми красками: музей активно внедряет новые формы работы, среди которых разнообразные детские музейные проекты, экскурсионные модули с арт-терапевтическим компонентом, бинарные уроки, музейные квесты, творческие мастерские, арт-детективы, игры-приключения, интенсив-семинары, пресс-туры, активные детские локации, музейная анимация.
Подчеркнем объективности ради — ничего этого не было в украинские времена. Ну, или в совсем небольших количествах. Ученый секретарь музея Рашит Шехмаметьев рассказал, что, если при Украине в музее за год проводилась в лучшем случае сотня экскурсий, то в нынешнем году их проведено уже 1200. В основном для детей, для которых кстати, выдающийся донецкий живописец, мастер с европейским именем Юрий Зорко организовал школу живописи. Она пользуется просто невероятным успехом у подрастающих дончан.
В последние годы донецкие музейщики активно восстанавливают связи с российскими коллегами, грубо оборванные после развала СССР. Московские музеи взяли на себя практически шефство над донецким художественным. Перекрестные встречи, выставки, обмен опытом и экспозициями — все это есть сегодня. В российском художественном пространстве Донецк точно не затеряется и свою ноту оригинальности внесет. И к юбилею в его стенах немало представителей музеев РФ — Москвы, Калининграда, Рязани, Самары, Астрахани. Но главный вывод из всего этого оживленного процесса видится в том, что и в живописи, изобразительном искусстве Донбасс возвращается к истокам, к коренной своей русскости. Это дорогого стоит.