Первое заседание Верховной Рады IX созыва состоится 29 августа. Как решила депутатская группа по подготовке первого заседания новой Рады, туда пригласят представителей девяти межпарламентских организаций. Среди них — Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея Организации Черноморского экономического сотрудничества, Парламентская ассамблея НАТО, Парламентская ассамблея ГУАМ и несколько других.
Новые депутаты хором зачитают присягу, а после исполнят гимн. В общем, в зале Рады будет играть музыка, но три человека ее не услышат и не пожмут в тот день руки своим европейским знакомым.
Речь о трех борцах с коррупцией, неразлучном «трио», которые так же сообща, как выступали в Раде, в феврале 2019 года покинули фракцию «Блока Петра Порошенко»: Светлане Залищук, Мустафе Найеме и Сергее Лещенко.
Чем они будут заниматься после прекращения их депутатских полномочий, пыталось выяснить издание Украина.ру.
Фрилансер-государственник
Депутата Мустафу Найема искренне ненавидят многие тысячи граждан Украины. Именно с его призыва «брать чай, зонтики и хорошее настроение» и выходить на главную площадь Киева в ноябре 2013 года начался Евромайдан, позже переросший в Майдан. Итогом Майдана стал уход Крыма и кровопролитная гражданская война в Донбассе. Сам Найем, напротив, процветал. Этот журналист баллотировался на выборах в Раду и выиграл их. Война его семью практически не затронула. Лишь его старший брат Маси был мобилизован, однако вернулся домой он из армии без каких-либо ран.
В Раде Найем выступал с критикой всех и вся. В том числе и руководства собственной фракции. Несмотря на это, он не покидал свою фракцию до конца февраля 2019 года, когда грянул оборонный скандал, сделавший бренд БПП предельно токсичным для любого политика. Только тогда Найем вместе с Лещенко и Залищук вышли из фракции.
«Пока народные депутат Лещенко, Найем и Залищук пребывали во фракции «Блок Петра Порошенко» — над ними смеялись. Когда же они, проведя почти пять лет под флагами Петра Алексеевича, объявили о выходе из фракции — их начали презирать. Ведь раньше все думали, что они — политические проститутки. А оказывается — просто б…и», — прокомментировал этот выход киевский журналист Владимир Бойко.
На досрочные выборы 2019 года Найем не пошел. Он заявил, что не нашел единомышленников, в составе политсилы которых смог бы пройти в Раду. Те, кто ему был интересен как союзники, баллотировались по мажоритарным округам.
«Баллотироваться по мажоритарному округу и в очередной раз оказаться в парламенте без команды — считаю неправильным. Мандат любой ценой мне не интересен», — рассказал в блоге Найем.
При этом он заявил, что хотел бы поработать в исполнительной власти.
«Почти два года своей работы в парламенте я посвятил реформе патрульной полиции. Эти время мне дорого особенно. Я объездил практически всю страну, многие месяцы провел в постоянных командировках между Ужгородом, Краматорском, Северодонецком и Мариуполем. В этих городах и сегодня продолжают работать несколько тысяч патрульных, которые три года назад надели мундир в том числе благодаря и моим усилиям. Проблемы, неудачи и успехи полиции стали большой частью моей работы. Я хотел лучше разобраться в этом вопросе и в этом году заочно окончил юридический факультет. Уже тогда я понял, что меня больше привлекает работа в исполнительной власти, где есть четко очерченная зона ответственности и полномочия <…> Я никуда не ухожу и буду искать возможность применить себя в правоохранительной сфере и в реконструкции и восстановлении прифронтовой зоны, а возможно, когда-нибудь и на деоккупированных территориях», — заявлял он 21 июня.
С той поры прошло почти два месяца, и на работу Найем не торопится. 6 августа он описал случай в пункте аренды фототехники.
«Жду, когда меня заменят, и я уже выйду на другую работу <…> Народный депутат. Можете записать еще «фрилансер-государственник», — рассказал он, как объяснял сотруднику сервиса, какое у него теперь место работы.
А вот у его друзей из антикоррупционного трио планы иные.
Трамповский вражина
Еще не то что до парламентских, а и до президентских выборов 2019 года было понятно, куда уйдет после Верховной Рады работать народный депутат Сергей Лещенко. Он вернется в профессию. Трамплином в парламент для Лещенко стала карьера в «Украинской правде», где работал и Найем.
В последний год своего депутатства Лещенко стал все чаще появляться в эфире украинских телеканалов как ведущий передач, посвященных борьбе с коррупцией. Речь идет, в частности, о передаче «Честная политика» на канале «24». Однако полностью отказываться от борьбы за депутатский мандат, подобно Найему, он не стал, а принял решение баллотироваться по одному из мажоритарных округов украинской столицы.
«Я выдвигаю свою кандидатуру по подольскому округу 220. Чтобы защитить Киев от застройщиков», — пояснил свое решение Лещенко.
Тем временем над ним сгущались тучи. Пытающийся усидеть на своей должности генеральный прокурор Юрий Луценко съездил в США, где предоставил американским журналистам данные о вмешательстве администрации 44-го президента США Барака Обамы в украинскую политику и попытках связанных с ней украинских политиков повлиять на президентские выборы в США. Среди таких политиков был назван в первую очередь Лещенко, который в 2016-ом году обвинил советника и руководителя избирательной кампании нынешнего главы США Дональда Трампа Пола Манафорта в коррупции.
После визита Луценко адвокат Трампа Рудольф Джулиани назвал Лещенко врагом американского президента. Возможно, именно это помешало Лещенко баллотироваться в Раду по списку партии «Слуга народа», хотя еще в марте 2019 года он на короткий период стал советником будущего президента Владимира Зеленского.
Сейчас Лещенко храбрится и рассказывает, как читает книги, описывающие, насколько все плохо в команде Трампа, и пытается выгородить себя.
«Уход Манафорта был предрешен задолго до черной бухгалтерии Партии регионов. На этом настаивала семья Мерсер. Трамп был недоволен Манафортом, настаивая, что привлек его только для победы на праймериз. Манафорт знал о статье Нью-Йорк Таймс накануне взрыва этой информационной бомбы, но так и не предупредил Трампа. И, если посмотреть на ситуацию в целом, то приходим к парадоксальным выводам: Трамп выиграл выборы только благодаря уходу Манафорта, а вскрытие его имени в черной бухгалтерии помогло Трампу избавиться от него», — пишет он в одной из последних записей, анализируя книгу Боба Вудворда «Страх», посвященную американскому президенту и его ближайшему окружению.
Показательный факт: Лещенко читает книгу не в оригинале, а в переводе на русский язык. Выпустило этот перевод издательство «Альпина Бук».
Будущая британская подданная
Соратница Лещенко и Найема — Светлана Залищук, которой молва долгое время приписывала отношения с одним из друзей, тоже пыталась попасть в Верховную Раду как самовыдвиженец по мажоритарному округу. Правда, в отличие от Лещенко, она шла не по столичному округу, а по округу в своем родном Жашкове, что в Черкасской области.
Но родные места не помогли Залищук. Она проиграла кандидату от «Слуги народа» Сергею Нагорняку. 22 июля она поблагодарила всех, кто ее поддержал, и рассказала о дальнейших планах.
«Обещаю, что мой опыт не пропадет. Применю его другим способом — в исполнительной власти или в общественной сфере. Готова помогать достойным депутатам в новом созыве, которые нуждаются в поддержке, и искренне желаю, чтобы новая Рада была лучше, чем предыдущая. Это нужно стране. Люди спрашивают, что буду делать дальше. Прежде всего поеду к мужу, которого не видела больше месяца. А продолжение следует…» — отметила она.
В 2018 году 35-летняя Залищук вышла замуж за 47-летнего британца Уэйна Джордаша, который к тому времени был королевским адвокатом, управляющим партнером британской правозащитной группы Global Rights Compliance, консультировавшей украинское правительство в том числе и по вопросам, связанным с Донбассом.
Спустя двадцать с лишним дней после прощания с избирателями Залищук все еще наслаждается отдыхом, но уже готова к активным действиям.
«Остро осознала, насколько важно в жизни чувство равновесия и баланса. Радикальный трудоголизм атрофирует способность принимать жизнь вне графика. Так же, как радикальное безделье атрофирует другие важные способности. Хотя должна признаться, что лично я очень соглашаюсь с Маргарет Тэтчер, которая когда-то говорила, что, оглядываясь и вспоминая самые важные вещи в жизни, ни разу не думала об отпуске. Вот и я восстановлена морем, и уже очень хочется делать что-то интересное», — написала она в Facebook 16 августа.
Вполне вероятно, что Залищук найдет себя в правозащитной деятельности. Здесь пригодится и ее опыт, и знания и умения ее мужа. В любом случае, будущая британская подданная вряд ли останется не при деле.
Ее неудача, а также проигрыш Лещенко и невыдвижение Найема свидетельствуют: украинский народ устал от «еврооптимистов» и борцов с коррупцией. Майдан, одними из застрельщиков которого и было это «трио», сделал так, что поводов для оптимизма у рядового украинца все меньше.