Можно любить или не любить сталинскую архитектуру, но о том, что на момент распада СССР Крещатик представлял собой один из лучших архитектурных комплексов 1/6 части суши и был достоин войти в число объектов мирового значения, никто спорить не решается.
Другое дело, что в мэрии Киева в конце прошлого года решили разработать документацию для преобразования главной улицы столицы Украины.
Желающих поучаствовать в процессе, разумеется, всегда хватало. Например, не так давно изучался проект возведения на Европейской площади 41-этажного небоскреба Дональда Трампа.
Идея, правда, принадлежала не ему, а киевскому миллиардеру-застройщику Марку Гинзбургу, известному тем, что он совершил первую в мире официальную продажу квартиры за криптовалюту, а также организацией встречи человекоподобного робота Софии с премьер-министром Гройсманом.
Идея Гинзбурга понравилась Трампу. Он согласился поучаствовать, но только при условии, что проект разработает его архитектор Норман Фостер, автор знаменитого лондонского «огурца». Однако этот вариант не устраивал киевскую мэрию, желавшую провести всенародный конкурс украинских компаний. В результате творческого состязания архитектор Трампа проиграл, а после начавшегося финансового кризиса проект и вовсе сошел на нет, хотя в его подготовку уже было инвестировано около 37 млн долларов. Общая стоимость строительства оценивалась в 300-400 миллионов евро дополнительных инвестиций.
«Он поменял работу и изменил номер телефона», — говорит Марк Гинзбург в последнее время, отвечая на вопросы журналистов, интересуется ли еще Трамп небоскребом на Крещатике.
Уже после Трампа, в 2015 году, на этом же месте запланировала строить 160-метровый небоскреб компания «Грааль», которую украинские СМИ связывают с экс-министром образования Дмитрием Табачником. Предполагалось, что 47 этажей здания займут пятизвездочный отель и офисы класса А. Стоимость проекта вместе с четырехэтажным подземным паркингом, вытянувшимся до самого майдана Незалежности, оценивалась примерно в 500 миллионов долларов.
На ее месте бывший главный архитектор Сергей Бабушкин, в чьи обязанности когда-то входила защита исторического облика города, предлагал построить 210-метровый небоскреб. Это сооружение было бы в четыре раза выше окружающих его зданий, если принять во внимание и высоту самого холма, на котором должна была возникнуть многоэтажка. Против такой высоты выступил даже заказчик.
«210 метров да еще на холме над Майданом — это уж слишком!» — говорил гендиректор ООО "НРК" Алексей Тарасов в одном из интервью.
По замыслу архитектора небоскреб в виде флага Украины должен был состоять из 67 надземных и 7 подземных уровней, на 50-м этаже планировалась смотровая площадка, а венчал бы строение гигантский трезубец.
Все-таки некоторых «потерь» Крещатику за период независимости избежать не удалось. Изменил цвет сгоревший в 2014 году Дом Профсоюзов — оригинальные бежевые керамоблоки были заменены на новые материалы. Преобразования должны были оказаться еще более существенными, ведь компания «Декарт студио» предлагала полностью реконструировать здание в стиле кубизм с колоссальным белым трезубцем на фасаде. Цельность ансамбля Крещатика в таком случае была бы разрушена окончательно и бесповоротно.
Сегодня в Киеве статус объекта всемирного наследия UNESCO имеют только Софийский собор и Киево-Печерская лавра, что совсем не много для города с 1500-летней историей.
Разумеется, столица не может обойтись без своих небоскребов в современном стиле. Но все же правильно возводить их за пределами исторического центра, и уж точно не на его руинах.
«Битва небоскребов», а точнее их застройщиков с историческим центром столицы Украины продолжается. Кто выйдет победителем из этой схватки, пока не ясно. Все находится в руках самих киевлян.