Новый языковой законопроект, взамен документу Колесниченко-Кивалова, в украинский парламент внесли в конце января 2017 года. Автором выступил депутат от «Народного Фронта» Николай Княжицкий, соавтором — представительница «Самопомощи» Ирина Подоляк. С того времени закон слегка переработали, но основные его позиции остались на месте.
«Закон Княжицкого» выглядит откровенно радикальным. Больше всего экспертов и общество волнует вопрос языковых инспекций: предусматривается учреждение Национальной комиссии по стандартам госязыка. Ее состав формирует Кабинет Министров (5 делегатов), Высшая квалификационная комиссия судей (1 делегат), Национальная академия наук (3 делегата).
Комиссия, в частности, утверждает изменения к орфографии, определяет требования к уровню владения языком госслужащими. Методы проверки разрабатывает Центр украинского языка, где чиновники и сдают экзамены.
Мало того, учреждается должность Уполномоченного по защите украинского языка. Он будет иметь в своем распоряжении 27 инспекторов.
Поднял на щит
Большие вопросы вызывает и то, как закон об украинском языке грозит проникнуть в общественную жизнь.
«Есть такое общее правило: законодательные нормы должны приниматься в том случае, если они не вызовут впоследствии социальных конфликтов. То есть миссия права в том, чтобы сглаживать противоречия. И Конституция Украины, ее статья 10 в этом контексте во многом их сглаживает. А цель этих языковых законопроектов, мне кажется — усилить радикализацию в обществе», — считает украинский политолог Алексей Якубин.
Он отметил, что президент страны Петр Порошенко начал свою избирательную кампанию, поднял на щит армию, язык и веру. И каждый из пунктов Порошенко последовательно развивает. Теперь время украинского языка: неслучайно законопроект по языку придерживали почти два года.
Якубин отмечает, что законопроект об украинском языке вытащили за шесть месяцев до президентских выборов и сознательно поставили на повестку дня в четверг, 4 октября. Ведь как раз в этот же день Рада проголосовала законопроект о продлении особого статуса неподконтрольного Киеву Донбасса. Языком легко «перебить» в информационном пространству болезненную для властей тему.
«Первая цель — попытка Порошенко оседлать тему языка и предстать перед людьми защитником языка на фоне обвинений его в коррупции и махинациями с ГТС, как об этом заявила недавно Юлия Тимошенко, которая также говорит о неподъемных коммунальных тарифах и ликвидации «Нафтогаза». Вторая цель — прикрыть резонансные голосования по продлению особого статуса ОРДЛО (Отдельные регионы Донецкой и Луганской областей — Прим. Ред.). Да, он не действует до проведения выборов на неподконтрольных Украине территориях. Но на нем настаивают западные партнеры, которые видят в нем реализацию Минских соглашений», — сказал эксперт.
Якубин прогнозирует, что прения в Раде вокруг языка будут проходить сложно: политические силы будут меряться документами и пытаться присвоить себе лавры главных защитников национального языка.
Аналитик не исключает, что проголосуют за самый абсурдный законопроект, чтобы затем самые жесткие и нелепые нормы подправить.
В целом же принятие языкового законопроекта усилит раскол внутри страны. Но это как раз и есть одна из целей Порошенко: манипулировать украинским языком в рамках избирательной гонки. Он предлагает мнимый выбор: или за меня, или за «агентов Кремля» и тех, кто против нашего языка.
Прибалтийский путь
Мировое сообщество вряд ли позитивно оценит гуманитарные порывы украинских депутатов, считает Якубин. По его словам, Венгрия и Польша, которые вместе с другими странами ЕС, Венецианской комиссией и ПАСЕ недовольны образовательной реформой в Украине, ущемляющей язык нацменьшинств, в очередной раз убедятся, что украинское государство и не думает соблюдать права человека.
Зато уже сейчас понятно, что если на Украине появятся языковые инспекторы, они будут ориентироваться на опыт Прибалтийских стран. Известно, что тамошние комиссии «кошмарят» иностранных предпринимателей. В том числе, конечно, русскоязычных.
А еще языковой закон могут использовать как дополнительный рычаг давления на неправильные, «пророссийские» и «прокремлевские» СМИ на Украине. Во вторник, 2 октября, украинский Нацсовет по телерадиовещанию предупредил, что согласно новым требованиям к средствам массовой информации в эфире допускается не больше 10% иностранных реплик. За нарушение — штраф до 25% лицензионной выручки.