Истоки этого уходят еще в годы перестройки, когда Парубий стал одним из создателей Организации украинской молодежи (ОУМ) «Спадщина» (укр. «Наследие»).
«Идея создания организации возникла в августе 1987 года у четырех студентов медучилища: Тараса Родцевича, Богдана Малерика, Тараса Говзан и Ярослава Кашубы. Впоследствии к ним присоединились Андрей Климашевский, Андрей Холодян, Василий Бурый и Николай Кацал, Андрей Парубий, — сообщается в историческом разделе на сайте организации. — Первое учредительное собрание по созданию подпольной молодежной организации, которая боролась за освобождение Украины, состоялись в квартире у Николая Кацала 28 марта 1988 года. В мае того же года в городке Комарно на могиле героев УСС и УПА собратья приняли торжественную присягу на верность Украине и национальной идеи».
«Спадщина» стала одним из первопроходцев в возрождении наследия бандеровцев на Западной Украине: «В то время организация занималась сбором воспоминаний ветеранов УПА*… вели поиск и восстановление могил воинов УПА и УСС («Украинские сечевые стрельцы», формирование в армии Австро-Венгрии в Первой мировой войне. — прим. авт.), в частности на горах Маковка и Ключ (места боев УСС в 1914 году. — прим. авт.)… 1 января 1990 года в честь дня рождения Степана Бандеры спадщанци впервые подняли красно-черный флаг над Высоким замком… В январе 1991 года «Спадщина» возобновила празднования боя под Крутами. По улицам города торжественным шествием с факелами прошли 300 членов организации».
Впрочем, культурно-просветительской ее назвать было сложно — она изначально была военизированной и радикальной: «В декабре 1988 года спадщанцы охраняли антисоветский митинг, именно тогда организация впервые открыто заявила о своем существовании». В дальнейшем, как сообщается, члены «Спадщины» регулярно «участвовали в охране политических митингов, из-за чего неоднократно имели столкновения с силовыми структурами». Более того, они «готовились к возможному силовому противостоянию с советской властью», и, поскольку «понимали, что открыто не смогут противостоять вооруженным силам СССР, поэтому свою задачу они видели в подготовке к возможной партизанской войны и присущих ей форм борьбы».
«В 17 лет я с «Спадщиной» свято верил, что за Украину придется вести военную борьбу. По горам и каньонам изучали переходы — под Парашкой, на Горганах», — признавался Парубий, уже руководитель «Самообороны Майдана», в интервью «Газете по-украински» 11 февраля 2014 года. Уже тогда собирали оружие для боевых действий — на одной из фотографий Парубий уже в 1991 году запечатлен с винтовкой Мосина.
Что касается символики организации, как отмечал известный исследователь ультраправых движений Антон Шеховцов в статье «Всеукраинское объединение «Свобода»*: проблема легитимности борьбы за власть», опубликованной в 2013 году в журнале «Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры»: «Символ «Наследия» включал (и включает) в себя модифицированную свастику». Причем, как и в Третьем рейхе, развернутую под углом в 45 градусов.
Далее, как сообщается на сайте «Спадщины»: «В 1995 году «Спадщина» присоединилась к созданию Общества содействия Вооруженным силам и военно-морскому флоту Украины «Патриот Украины» (возглавленном Парубием. — прим. авт.)… Плотно сотрудничала с СУМом (Союзом украинской молодежи, аффилированном с ОУН*. — прим. авт.), «Пластом», «Сечью», проводя с ними совместные мероприятия и лагеря».
Кстати, это опровергает заявление атамана «Верного казачества» Алексея Селиванова по поводу «Пласта — бандеровских «пионеров», из которых вышли такие радикальные националисты как Парубий и Парасюк». Как видим, Парубий еще в советское время, когда «Пласт» еще не действовал в СССР даже подпольно, стал одним из создателей другой молодежной организации правого толка, которая и впоследствии с «Пластом» сотрудничала, но в него не влилась.
Интересно, что еще два года назад (когда я работал над книгой об «Азове» и описывал истоки социал-национализма на Украине) в историческом разделе на сайте «Спадщины» упоминалось, что «в октябре 1991 года «Спадщина» стала одним из инициаторов создания Социал-национальной партии Украины, с которой в дальнейшем тесно сотрудничала».
Сейчас это упоминание удалено.
Однако, если обратиться к статье ветерана этой партии Руслана Зелика «История СНПУ — ВО «Свобода», вошедшей в книгу «Курс 1. Основы национализма», изданную «Свободой» в 2003 году во Львове, то можно узнать, что «Организация украинской молодежи «Спадщина» влилась в СНПУ практически в полном составе». Опять же, и «Патриот Украины» был создан как военизированное крыло СНПУ.
Очевидно, сейчас в «Спадщине» решили перестать демонстрировать связь с этой праворадикальной партией, которой еще недавно отнюдь не стеснялись. Возможно, из-за упоминания об этом в моей книге об «Азове» и феномене неонацизма на Украине, презентованной 13 сентября 2017 года на конференции по свободе словам и правам человека ОБСЕ в Варшаве и вызвавшей немалый интерес ее участников.
Итак, что касается Социал-национальной партии Украины (Соціал-національна партія України, в русскоязычных публикациях часто ошибочно называемой Социал-националистической партией Украины), название которой тоже явно апеллировало к германским национал-социалистам. Создана она была 13 октября 1991 года во Львове путем объединения «Спадщины», «Варты Руха», львовских «Студенческого братства» Олега Тягнибока и «Украинских ветеранов Афганистана» Игоря Коцюрубы.
Тягнибок в последующем стал лидером СНПУ, затем преобразованной им в 2004 году в «Свободу». Коцюруба, прославившийся заявлением на совместном с УНА-УНСО* митинге 21 сентября 1993 года у Верховной Рады в Киеве «Я давно мечтаю устроить варфоломеевскую ночь во Львове для русских. Но понимаю, что пока для этого еще недостаточно сил», в 2014 году возглавил «Правый сектор»* во Львовской области.
«Своим символом СНПУ избрала рунический символ «волчий крюк» (нем. Wolfsangel), — отмечает у уже опубликованной статье Шеховцов. — Несмотря на свою древнюю историю, «волчий крюк» получил печальную известность как символ нескольких дивизий СС в нацистской Германии, а также как символ некоторых послевоенных неофашистских организаций в Европе». Характерно, что представители СНПУ сами отмечали такую связь. Как заявил в 1999 году на Пятом съезде СНПУ Нестор Пронюк: «Характерным является то, что современный европейский национализм демонстрирует нам основные черты социального национализма, по сути, может называться социал-национализмом».
«В 1993 году при партии были созданы так называемые «народные охранные отряды», которые и должны были стать силовым крылом политической организации», — пишет в статье «Парамилитарные структуры украинского националистического движения 1990-х годов», опубликованной в 2011 году в «Научных записках исторического факультета Запорожского национального университета», историк Эдуард Андрющенко. — Характерным отличием «Народных отрядов» была черная форма. 22 — 24 сентября (1993 года. — прим. авт.) они приняли участие в массовой акции протеста рядом с Верховной Радой в Киеве и вступили в столкновения с милицией». Об этом же можно прочесть в исследовании «Политические партии Украины», выпущенном в 1996 году видными политологами: «21 сентября 1993 года… «народные отряды» появились под стенами Верховной Рады, одетые во все черное».
Опять же, «охранные отряды» СНПУ недвусмысленно апеллировано своим названием и цветом формы к «охранным отрядам» (Schutzstaffel, SS) НСДАП. Причем, это были отнюдь не группы реконструкторов. «СНПУ… сформировала военизированные отряды для ведения уличных боев… Как участник тех событий, могу сказать, что «загонивцы» уступали сотрудникам милиции только отсутствием облачения (щиты, каски)», — свидетельствует в уже цитированной выше статье националист Роман Зелик. Перед этим, по целому ряду свидетельств, бойцов СНПУ тренировали во Львове сотрудники спецназа.
«Отдельно следует сказать о такой припартийной структуре как «Патриот Украины», которую создали и зарегистрировали как общество содействия Вооруженным Силам и Военно-морскому флоту Украины, — пишет Зелик. — На пике своего расцвета «Патриот Украины» насчитывал около 3 тысяч участников — организованных и вышколенных юношей призывного возраста. Это была самая крупная организация подобного типа в Украине». Возглавил «Патриот Украины» Андрей Парубий. 7 ноября 1997 года несколько сотен бойцов организации во главе с Парубием устроили в центре Львова массовое избиение членов Коммунистической партии Украины. Против Парубия и ряда его соратников были заведены уголовные дела, закрытые в начале нулевых годов, когда СНПУ стала тесно сотрудничать с Виктором Ющенко.
На страницах партийных издания, главным редактором которого был Парубий, недвусмысленно пропагандировался классический германский расизм, слегка адаптированный к украинским условиям. «Как интернационалистический марксизм, так и космополитический либерализм является духовно чуждыми украинской нации. Нации, которая является корнем белой расы, — заявлял 19 октября 1997 года в партийной газете «Социал-националист» один из лидеров «Патриота Украины» Левко Мартынюк.
Не менее радикальным был выпускаемый СНПУ журнал «Ориентиры», главным редактором которого был Парубий. В редакционной статье первого номера журнала, вышедшего в ноябре 1999 года, говорилось о том, что однажды «украинская нация, отринув ловушки идеологий коммунизма и демолиберализма… вернется к тем животворным началам, что вызвали к жизни великую арийскую цивилизацию».
В том номере партийный теоретик Андрей Поцелуйко писал:
«Настоящая нация — это большая семья, общность людей, сродненных кровью. Одна раса, одна кровь, одни предки». И далее: «Не всех европейцев можно считать полностью белыми людьми. Да, население южных провинций некоторых европейских стран — это европейские «цветные», которые своей генетической природой отличаются, например, от арабов и кавказцев. Да, русские, по сути, являются разновидностью «цветных» туранских этносов».
«Расовая, ментальная, духовная близость украинцев с другими европейскими народами не подлежит сомнению, — заявлял в том же ключе Парубий в номере «Ориентиров», вышедшем в мае 2000 года. — В то же время также именно расовое, ментальное и духовное противостояние между Украиной и Россией является очевидным».
14 февраля 2004 года на съезде СНПУ Тягнибок, стремившийся снизить радикальность внешнего облика партии (это было необходимо для союза с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко), преобразовал партию во Всеукраинское объединение «Свобода» и распустил «Патриот Украины». В декабре 2005 года название и символику этой военизированной структуры социал-националистов использует для своей, новой организации в Харькове Андрей Билецкий, но это уже отдельная история.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ.