Украинский профсоюз олигархов трясет. Почти все главные бизнесмены страны в настоящее время выясняют отношения в Высоком суде Лондона — между собой и с родным государством. Это олигархи Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, на чье имущество по иску Нацбанка Украины наложен всемирный арест. Это Вадим Новинский, который там же судится с Константином Григоришиным. А еще Ринат Ахметов, в отношении которого так же заявлен иск.
Да и сам Порошенко попал под бдительное око только пока германского правосудия. А это может привести к импичменту президента, скрывшего от украинских избирателей свои активы в Германии.
Впрочем, все, что происходит в Лондоне, Германии и Киеве отражает особенность украинского большого бизнеса, который стал олигархическим, в основном, за счет обмана, коррупции и откровенного мошенничества.
Ринат Ахметов: миллионы «из воздуха»
В последний день января в Киеве прошло малозаметное, почти техническое событие — мобильные операторы Украины выкупили у структур Рината Ахметова частоты для 4G-связи.
Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что главным бенефициаром этой истории стал украинский олигарх Ринат Ахметов. Которому эти частоты, что называется, даром были не нужны. Он даже ими никогда не пользовался, но в свое время он их удачно приобрел у государства за бесценок, затратив 6 миллионов гривен. А теперь продал за 500.
Можно было бы, конечно, говорить о гениальном бизнес-предвидении Ахметова, заранее предугадавшего, что со временем эти частоты станут востребованными и за них дадут большие деньги… В принципе, вероятно, так отчасти и было. Однако в этом деле есть несколько «но», сводящих к нулю «гениальность предвидения».
Дело в том, что сотовые операторы выкупали частоты у структур Ахметова по заранее назначенной цене. Фактически, они даже не выкупали их, а компенсировали Ахметову затраты на их содержание. Процедуру и сумму компенсации определял не рынок, а Кабинет Министров Украины, возглавляемый Владимиром Гройсманом. И именно премьер постановлением Кабмина от 4 июля 2017 года определил максимальную сумму компенсаций — 500 миллионов гривен.
А вот окончательно ее утвердила Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ) Украины. А комиссия, конечно, по такому делу заранее запросила анализ ситуации с частотами у экспертов. И экспертная комиссия, все проверив, выдала заключение, что компенсировать надо именно по максимуму — полмиллиарда гривен.
И тут самое интересное — экспертами, определявшими максимальную сумму компенсаций, были подчиненные Рината Ахметова. Так Ахметов, затратив 6 миллионов гривен, получил 500. И дело не в суммах — 500 млн грн — плевая цифра для Ахметова, дело — в пропорциях и наваре.
Куда больше Ахметов заработал на «Укртелекоме». Тут технология была такая. В 2011 году, тогда государство (президентом был Виктор Янукович) продало 92% акций «Укртелекома» компании ЕСУ. В свою очередь ЕСУ продала «Укртелеком» фирме Raga Establishment Ltd (сейчас — Epic Telecom Invest Ltd). После чего в 2013 году у компании Raga «Укртелеком» приобрел Ахметов за 860 млн долл. При этом по договору он же пообещал инвестировать дополнительно в развитие «Укртелекома» 450 миллионов долларов.
Однако, заплатил Ахметов всего 100 миллионов, а что касается инвестиций, то не вложил ни цента.
Правда, это не мешало все эти годы структурам Ахметова пользоваться «Уктелекомом», извлекая из него прибыль. И вот теперь, в Лондоне Raga Establishment Ltd хочет получить невыплаченные ей Ахметовым 760 миллионов долларов.
А украинские антикоррупционные органы вообще требуют от Генпрокуратуры национализировать «Укртелеком» и вернуть его государству, поскольку покупателем не были выполнены условия приватизации.
Однако Генпрокуратура с этим тянет. Потому что Ахметов давно уже договорился с президентом о разделе сфер влияния.
Игорь Коломойский: «кредиты кредиторов»
В свое время Коломойский со своим бизнес-партнером Боголюбовым создали самый мощный частный банк Украины — «Приват». Он имел самое большое количество отделений и самое большое количество вкладчиков — четверть страны держали деньги в этом банке.
Специалисты говорят, создать такой мощный банк — это счастье. Потому что государство будет его постоянно поддерживать кредитами. Ну, ведь в самом деле, если такой банк разорится, то разорится (останется без банковских вкладов, то есть средств к существованию) четверть населения страны. И государство постоянно закрывало глаза на плохое управление банком, выдавало кредиты, которыми руководство и его акционеры закрывали «дыры».
Однако в декабре 2016 года (к тому времени олигархи Порошенко и Коломойский окончательно разругались между собой) государство решило банк национализировать. О чем объявило его владельцам. А пока полгода шла процедура национализации, главные акционеры банка — Коломойский и Боголюбов — вывели практически все средства банка за границу. То есть вклады, которые были сделаны в «Приват» простыми гражданами Украины, стали личными средствами на заграничных счетах Коломойского и Боголюбова. Потом, вслед за деньгами туда же уехали и акционеры.
Поэтому после национализации банка государство получило пустышку — банк без денег, который снова пришлось наполнять за счет бюджетных средств.
И вот теперь в Лондоне Нацбанк Украины требует вернуть выведенные из Украины деньги «Приватбанка». А их, как подсчитали аудиторы и финансовые следователи, было выведено за границу на 5,5 млрд долларов.
Технология была еще проще, чем у Ахметова. Компании, аффилированные с главными акционерами, брали огромные кредиты в банке и отправляли их за границу, откуда они уже не возвращались. За что теперь расплачивается государство.
Почему в Лондоне, а не в Киеве
Вся эта борьба между украинскими олигархами развернулась в Лондоне, а не в Киеве, то есть не по месту преступлений, потому, что, во-первых, свои деньги украинские олигархи так же предпочитают держать за границей, преимущественно в Лондоне, где у многих их них есть недвижимость. А еще потому, что своим, украинским, судам они напрочь не доверяют. Как, впрочем, и президенту Порошенко.
«Многих Порошенко уже «достал», — утверждает бывший министр обороны Украины и лидер партии «Гражданская оборона» Анатолий Гриценко. — Он понадкусывал состояние каждого олигарха, но не съел никого».
На самом деле, победив в президентской компании в мае 2014 года, Порошенко в какой-то момент, будучи сам олигархом, решил стать этаким «королем олигархов» Украины. И потому, не забывая себя и свое окружение, начал прессовать Ахметова, Коломойского, Фирташа, позже Онищенко, других бизнесменов и бывших своих конкурентов, активно используя при этом и Генпрокуратуру и СБУ.
Однако, Ахметову, например, с ним удалось договориться в марте 2015-го. А Коломойскому — нет. И вот Ахметов получает свои 500 миллионов через Кабмин. А имущество и активы Коломойского под всемирным арестом. А сам он вынужден жить за границей и на Украину возвращаться при нынешней власти не собирается.
Впрочем, и у Коломойского были возможности и желание договориться. Так в конце прошлого года в Лозанне были замечены во время встречи Игорь Коломойский и ближайший партнер Порошенко генпрокурор Украины Юрий Луценко.
Но арест имущества и, видимо, удовлетворение иска на 5,5 млрд долларов все-таки состоятся. И здесь, даже если Коломойский и Порошенко теоретически договорятся, изменить уже ничего будет нельзя.
Потому что дела, попавшие, например, в английскую юрисдикцию, рассматриваются независимо от желания и договоренностей украинского президента. По понятиям, так, как привыкли обстряпывать свои дела украинские олигархи в Киеве, в Лондоне не получится. И не только в Лондоне.
Немецкая «вилка» для украинского президента
В небольшом немецком городе Эльстерауэ на востоке Германии находится завод по производству крахмала. Как утверждает немецкая газета DW, принадлежит заводик президенту Украины Петру Порошенко. Это же собственно выяснили и немецкие финансовые структуры, осуществляя контроль над предприятиями в соответствии с законом о прозрачности.
Этот закон определил, что все компании, работающие в Германии, должны раскрыть своих конечных бенефициаров. Однако Петр Порошенко этого делать не стал. И теперь ему в Германии грозит штраф в 100 тысяч евро, при повторном нарушении — 1 миллион. А дальше могут и завод забрать.
Однако Порошенко пока отмалчивается и свою собственность официально не признает.
И дело здесь даже не в штрафах. А в декларации. Потому что попал Порошенко в «вилку». Если не объявит себя хозяином завода в Германии, должен будет выплатить штрафы, а, скорее всего, и потеряет завод. А если объявит, то окажется под законом о сокрытии собственности и доходов на Украине, где, в поданных им декларациях об имуществе, такой завод не значится.
И в этом смысле, так и не став королем олигархов у себя на родине, Порошенко стал заложником Запада. Именно здесь, на Западе у него счета, предприятия, дорогая недвижимость. А так же, претензии финансовых структур — и за «панамское досье», в котором фигурирует Порошенко, и за имущество на Западе, которое он скрыл от своих избирателей, и, главное, быстро набирающее силу политическое разочарование западных партнеров.
«Когда они (олигархи и ближайшее окружение президента — ред.) почувствуют через свои аналитические подразделения, что шансов на победу в президентских выборах у Порошенко нет, то побегут, как крысы с корабля. Больше всего будут бежать с Банковой. Я общаюсь с разными людьми. Пока не видел никого, кто бы уважал президента. Даже те политики, которые есть в БПП, крутят дули на портрет Петра Алексеевича», — утверждает лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко.
По его словам, то, что Порошенко, например, удалось договориться с Ахметовым, ни о чем не говорит.
Компромат на Порошенко, который держат у себя его партнеры и конкуренты по бизнесу, в любой момент может быть опубликован.
И тогда быстро окажется, что «король-то голый».