Владислав Сурков сообщил, что из 29 американских предложений, переданных ему Куртом Волкером, Россия готова обсуждать три.
«Американские друзья передали свои предложения к нашему проекту резолюции Совбеза — двадцать девять абзацев. Три из них наша делегация сочла приемлемыми. Немного, конечно. Но все-таки три — не ноль. Лучше, чем ноль.
Представители России и США солидарны в главном — минские соглашения должны быть реализованы. Для этого необходимо ускорить выполнение политических обязательств Киева при одновременном укреплении безопасности в зоне конфликта», — сообщил об итогах встречи Сурков.
Ukraina.ru попросила украинского эксперта, а также представителей ДНР и ЛНР прокомментировать итоги вчерашних переговоров в Белграде.
Жесткая позиция России
Родион Мирошник, представитель ЛНР на переговорах в Минске, считает, что позиция России на этой встрече была достаточно жесткой.
«Идея, которую преследует Киев, и которая отчасти поддерживается США — взять за основу российскую резолюцию и полностью выхолостить и заменить то, что там представлено, на свои положения, обречена на провал.
Всё это и показала нынешняя встреча, которая состоялась в Белграде, когда из 29 американских предложений, большая часть которых явно была разработана в администрации президента Украины на Банковой. Волкер просто использовался последней как курьер.
Жесткость в позиции России заключалась в следующем: поменять основную задачу миссии ООН не получится. Москва на это не пойдет», — считает Мирошник.
Россия, напоминает представитель ЛНР, видела миссию ООН не как миротворческую, а охранную — то есть, направленную на обеспечение безопасности международных наблюдателей СММ ОБСЕ.
«В чем суть? СММ ОБСЕ постоянно жалуется, что ее наблюдатели, которые отказались от табельного оружия и вооружения своей миссии, подвергаются опасностям. Вот на это российской стороной и было предложено возложить охрану мониторщиков ОБСЕ на миссию ООН. Начали об этом говорить еще весной этого года, потом снова через какое-то время вновь вернулись к этой теме.
Это нужно было для того, чтобы СММ ОБСЕ осуществляли полноценный круглосуточный мониторинг действий на линии разделения. Вот это основная ключевая задача, которая ставилась перед резолюцией, которая была внесена Российской Федерацией», — напоминает Мирошник.
Он считает, что Киев ее тут же извратил: были предложения и о передаче под контроль границы, и о том, чтобы десятками тысяч военнослужащих исчислялась сама миротворческая миссия, и том, что она должна быть вооружена тяжелым вооружением.
Мирошник не сомневается в том, что американская и российская сторона настроены на продвижение вперед.
«Сегодня есть определенный тупик в минском, и в нормандском формате. Поэтому переговорный процесс между США и Россией есть основной канал, который может сдвинуть с мертвой точки застрявшие переговоры. Обе стороны заинтересованы в их продвижении.
Поэтому заявление или комментарий господина Суркова «Три лучше, чем ноль», говорит сам за себя. Позиция Российской Федерации не меняется — она остается жесткой. США же вынуждены искать компромиссные подходы, которые согласится обсуждать Россия. На сегодняшний момент еще не факт, что три американские предложения, о которых говорилось выше, точно приняты. Они приняты всего лишь для обсуждения.
И заявление, что до конца года будет еще одна встреча, говорит о динамичности переговоров, и о том, что обе стороны настроены на достижение определенного результата (отсюда и такое количество встреч). На следующую встречу стороны приедут с какими-то готовыми позициями, которые обсуждались вчера в Белграде», — прогнозирует Мирошник.
Путь к Большой сделке
Украинский политолог Андрей Мишин скептически относится к информации относительно последних переговоров Суркова с Волкером, которая появилась в СМИ, и не считает, что можно на ее основе что-либо прогнозировать, как стороны договорились решить вопрос по миротворцам ООН.
«У нас до сих пор не понимают, как работают переговорщики. Никакой настоящей информации, которая ведется за столом переговоров, выходить за пределы переговорной комнаты не может. Выходит, как правило, одна только дезинформация кого-то из заинтересованных лиц, а, на самом деле, все по-другому.
Единственное, чтобы я посоветовал, так это то, что на все эти контакты между американцами и россиянами надо смотреть шире. Ведь очевидно, как бы иронично не относится к подобному взгляду, но сейчас все движется не просто к глобальным договоренностям по Донбассу, но и к Большой сделке и к формированию нового мирового порядка, как бы не говорили, что теперь все это невозможно. Вслух все это говорить не могут ни Трамп, ни Путин.
Так что я смотрю на переговоры Суркова с Волкером с точки зрения умеренного оптимизма: процесс урегулирования по Донбассу все-таки идет. Раз для консультаций выделены специальные люди, значит, они важны для России и США», — не сомневается Мишин.
По мнению Мишина, сегодня от реальных переговоров по поводу Донбасса отстранены европейские деятели. Увы, но от реальных переговоров отстранена и Украина. Теперь Донбассом занимаются главный региональный игрок — Россия, и главный глобальный — Америка.
«Нам, украинцам, правительства этих стран говорят, что уже принято по поводу нашей судьбы и судьбы Донбасса.
В Украине многие думают, что когда Волкер говорит о миротворцах ООН по всей территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей и на границе с Россией, то это окончательная позиция. Однако это не так. Это просто позиция, с которой можно начать торговаться. Как оно в итоге будет на самом деле — увидим», — уверен Мишин.
Американцы готовы к диалогу с Россией
Советник главы ДНР Александр Казаков также прокомментировал Ukraina.ru итоги встречи.
Прежде всего, он остановился на том, почему в прессу попало так мало информации.
«Пункт первый, об итогах говорить нельзя, потому что итогов нет. Это очередная остановка на длинном пути. Пункт второй, информации, как и с предыдущих встреч, выдается минимальное количество. И это, наверное, хорошо. Я в свое время консультировал переговорщиков с Японией по проблеме Курил и советовал закрыть информацию от журналистов о том, о чем они говорят, так как если в паблик протечет информация, то огромная масса агрессивно настроенных журналистов, экспертов и публики завалят ваши переговоры. Так что я считаю абсолютно правильным закрытый характер консультаций Суркова с Волкером».
По словам Казакова, в связи с этой встречей можно сделать несколько выводов.
«Киев исключен как субъект международной политики из процесса переговоров. Поэтому, когда Климкин или кто-то еще из украинской власти самонадеянно говорит: наша с американцами и немцами резолюция…. Нет никакой субъектности и инициативы у Киева в вопросе урегулирования в Донбассе. Сказали им американцы: работайте внутри российской резолюции по миротворцам, они и подчинились. Сами американцы работают внутри российской резолюции.
Просто если появится англо-французский, например, проект резолюции, то будет взаимное ветирование резолюций, и разговор на этом закончится. А если минский формат не работает, то открываются двери для возобновления полномасштабного конфликта. Сурков подтвердил, что американцы работают по российскому проекту резолюции», — констатирует Казаков.
Советник главы ДНР считает, что раз встреча в Белграде длилась всего несколько часов, то КПД от нее довольно невысокий.
«Это говорит о том, что позиции все-таки очень сильно отличаются друг от друга. И тут мы можем суммировать то, что нам известно. Первое, американцы работают по российскому проекту. Второе, американцы не дают этому процессу вставлять палки в колеса. Третье, американцы не поддерживают европейские инициативы, с которыми бы те могли выйти в Совбез ООН. То есть американцы готовы вести диалог по вопросу урегулирования в Донбассе. Причем диалог предметный и предполагающий какой-то результат», — не сомневается Казаков.