Разбушевавшиеся националисты
21 октября полицейские задержали командира добровольческого батальона ОУН Николая Кохановского в Киеве около станции метро «Академгородок» за нанесение огнестрельного ранения командиру батальона «Один» Руслану Качмале, известному по позывному «Рэм».
23 октября суд должен был избрать меру пресечения задержанному, однако его адвокаты заявили о нарушении прав своего подзащитного и попросили время для изучения материалов дела. Тогда националисты начали развешивать флаги в зале заседания и требовать освободить командира добровольческого батальона ОУН. После того, ка судья решила перенести рассмотрение дела на утро следующего дня, активисты отказались покидать зал, а ночью сломали мебель в зале заседаний и соорудили из обломков баррикады, сорвали обшивку на одной из стен, а обнаруженный на ней портрет Ленина сожгли. Национальная полиция в Киеве возбудила уголовное производство по статье «Умышленное уничтожение или порча имущества». Кроме того, правоохранительные органы дадут правовую оценку сопротивлению сотрудникам полиции.
24 октября силовики взяли штурмом забаррикадированное помещение Святошинского суда и, применив газ, задержали около 30 человек, среди которых были корреспонденты информационного агентства УНИАН Сергей Лефтер и издания «Страна.ua» Кирилл Малышев, которые вели репортажи с места событий.
«ОУН будет продолжать борьбу с внутренней оккупацией. Это своевластие должно быть остановлено. Наконец-то должна быть восстановлена самостоятельная соборная украинская держава. ОУНовцы будут продолжать свою борьбу до падения режима Порошенко», — заявил Кохановский.
Судья освободил командира батальона ОУН в зале заседания в связи с истечением 72 часов с момента его задержания до момента избрания судом меры пресечения, а на следующий день его поместили под круглосуточный домашний арест, обязав носить электронный браслет слежения, и сдать паспорта.
В интервью изданию Ukraina.ru лидер Социалистической партии Илья Кива рассказал, что конфликт между фигурантами дела начался ещё во время их участия в боевых действиях в Донбассе. Когда подразделения комбатов расположились рядом друг с другом в районе донецкого аэропорта, Кохановский назвал Рэма трусом.
Мосийчук под прицелом
Поздно вечером 25 октября около здания телеканала «Эспрессо» в Соломенском районе Киева сработало взрывное устройство, установленное на припаркованном неподалёку мотоцикле, мощностью 400-600 граммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва пострадали депутат Верховной Рады Игорь Мосийчук, политолог Виталий Бала и 56-летняя местная жительница, а охранник парламентария и прохожий погибли на месте.
Украинские политики по традиции руководствовались не презумпцией невиновности, а принципом «семь бед — один ответ», то есть инцидент якобы не обошёлся без пресловутой «руки Кремля». Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко и раненный Игорь Мосийчук, не дожидаясь результатов расследования, обвинили Россию в организации взрыва, квалифицированного спецслужбами как теракт, другой советник главы МВД Украины Иван Варченко заявил, что у следствия якобы есть доказательства, указывающие на заинтересованность главы Чеченской республики Рамзана Кадырова в ликвидации украинского депутата. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко, в свою очередь, тоже не забыл упомянуть Москву в числе возможных организаторов, но при этом не исключил причастность политических оппонентов, в частности бывшего главу Администрации президента Украины Сергея Лёвочкина.
«Они ранили сейчас не просто народного депутата Мосийчука, они ранили зверя. Для них было бы лучше, чтобы я умер, потому что теперь я не остановлюсь ни перед чем и лично буду вести следствие и буду выносить приговор в этом деле», — пригрозил своим обидчикам Игорь Мосийчук.
Киевская прокуратура официально озвучила версии взрыва только на следующий день: покушение на Игоря Мосийчука или других присутствовавших в телестудии, политическая деятельность и общественная позиция парламентария, расправа с депутатом по личным мотивам.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал обвинения Киева очередным проявлением русофобии, захлестнувшей Украину: «Как всегда, абсолютно не обоснованное ни на чём, голословное истерическое обвинение из Киева, которое звучит не только в адрес Рамзана Кадырова, но и всех, кто занимает хоть какие-либо должности в Москве».
Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин призвал украинскую сторону предоставить факты и доказательства причастности Москвы к взрыву. По словам дипломата, если это пропаганда и дешёвое обвинение, которые не подкреплены конкретными сведениями и фамилиями, то это опять остаётся на совести тех, кто запускает такие шутихи в медийное пространство.
В интервью изданию Ukraina.ru бывший советник министра внутренних дел Украины Константин Стогний выразил своё мнение о произошедшем: «Мосийчук — даже не лидер партии, поэтому убийство по политическим мотивам здесь не годится. Самая логичная версия покушения на нардепа Игоря Мосийчука — передел сфер влияния. На Украине происходит то же самое, что было в 90-е. Россия тоже пережила этот период. Мы встречались сегодня с ветеранами оперативных служб и вспоминали криминальных авторитетов: Солоха, Москва, Князь, Рыбка, Череп… Они блистали в 90-е. И все уже мертвы. Сейчас Украина вернулась к тем временам. В России пережили и навели порядок, а мы опять наступили на те же грабли».
Юрист-криминолог Анна Маляр допустила, что целью организаторов взрыва был вовсе не Мосийчук, а погибший прохожий. Как выяснилось, это полковник милиции Михаил Мормель, которому пришлось уволиться из системы правоохранительных органов из-за проблем со здоровьем, полученных в ДТП во время службы.
Большой торг с крымскотатарским оттенком
25 октября стало известно, что президент России Владимир Путин по просьбе духовного лидера крымских татар Эмирали Аблаева подписал указ о помиловании членов запрещённого в РФ «Меджлиса крымскотатарского народа» Ахтема Чийгоза, осуждённого на 8 лет заключения с отбыванием наказания в колонии строгого режима за организацию беспорядков с Симферополе в феврале 2014 года, в результате которых погибли люди, и Ильми Умерова, приговорённого к 2 годам колонии-поселения за призывы, угрожающие территориальной целостности России.
По просьбе мужчин, их сначала привезли в Симферополь, а оттуда доставили самолётом в Анапу, откуда борт вылетел в Анкару. Как сообщил председатель меджлиса Рефат Чубаров, вечером 26 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял крымскотатарских активистов в своей официальной резиденции Ak Saray.
«Выбирая между Украиной и Турцией, Чийгоз и Умеров сознательно решили сначала отправиться в Анкару, тем самым показав, кто определяет их политическое поведение, а киевский режим для них является всего лишь проводником интересов других стран», — заявил заместитель главы комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Бальбек.
На брифинге в турецкой столице Ильми Умеров сказал, что рано или поздно попробует вернуться в Крым. В свою очередь, Бальбек отметил, что активисты меджлиса на правах помилованных президентом лиц могут приехать на полуостров и проживать там как обычные законопослушные граждане. При этом политик предупредил, что если Чигойз и Умеров продолжат свою антиобщественную и противозаконную деятельность, то второго освобождения от уголовной ответственности не будет.
27 октября в 7:00 помилованные активисты вылетели из Анкары в Стамбул, откуда добрались до киевского аэропорта «Борисполь». На пресс-конференции в украинской столице Умеров заявил, что вопрос о статусе Крыма и крымскотатарской автономии необходимо решать лишь в том случае, если Крым вернётся в состав Украины. В свою очередь, Чийгоз признался, что не надеялся оказаться на свободе так быстро.
Хотя истинные причины освобождения членов меджлиса остаются за кадром, очевидно, что это некая сделка между Россий и Турцией. Незамедлительный вылет Чигойза и Умерова в Анкару и встреча с главой государства — яркое тому подтверждение.
«Я думаю, что для России эти люди совершенно не имеют никакой особой ценности. При этом жест доброй воли со стороны России даёт возможность Эрдогану укрепить своё влияние на электорат, среди которого много этнических крымских татар, проживающих в Турции. Для России же усиление позиций Эрдогана выгодно, поскольку он и в дальнейшем сможет проводить политику сближения с Россией. В международной политике имеет большое значение продать нечто, что на самом деле не стоит дорого, получив за это какие-то серьёзные дивиденды», — пояснил в интервью изданию Ukraina.ru руководитель политического направления Центра по изучению современной Турции Юрий Мавашев.