«Перемирие» с ИГ
Запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство» на этой неделе, несмотря на всю декларируемую бескомпромиссность своей борьбы, вынуждена была прекратить огонь. Соответствующий режим начал действовать на границе Ливана и Сирии в районе Арсаля.
Заявление о прекращении огня выпустили Вооруженные силы Ливана. Позже стало известно, что бои против террористов прекратила и Сирийская арабская армия и движение «Хезболла», которые ранее вместе с ливанцами пытались выбить террористов из района.
Причина прекращения огня — переговоры с целью обмена пленными по схеме «все на всех».
Ливанская армия начала операцию против ИГ неделю назад. Целью операции было освободить от ИГ пограничные с Сирией территории в горных района Раас-Баалбек и Аль-Каа. В минувший вторник командование ливанских Вооруженных сил заявило, что были освобождены 100 из 120 захваченных квадратных километров территории.
Террористы попытались противостоять наступлению ливанской армии, прибегнув к привычной им тактике террора. Они попытались устранить одного из высокопоставленных офицеров ВС Ливана, однако их планы были вскрыты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российские военные провели уникальную операцию в Сирии
«В процессе наблюдения за террористическими ячейками и в рамках операции на опережение сотрудники специального отдела арестовали боевика ИГ* по прозвищу Хасан Хамед Аль-Хасан, который занимался в группировке вопросами безопасности и логистики и был уполномочен группой главарей ИГ* подготовить убийство одного из высокопоставленных офицеров ливанской армии», — сообщили ливанские военные.
По их данным, для достижения цели террорист собрал группу боевиков, обеспечил себя необходимым оружием и взрывчаткой, а так же вел наблюдение за домом намеченной жертвы.
Примечательно, что в данном случае ИГ* вынуждено было пойти на уступки и поступило ровно так, как требовали его противники. В частности, ранее лидер «Хезболлы» Саид Хассан Насралла объявил, что сделки с террористами не будет до тех пор, пока они не выдадут правительству всех похищенных ими ливанских солдат.
«Можем вести переговоры на территории Сирии по просьбе боевиков… Огонь не будет прекращен до достижения договоренности. И предмет переговоров — достижение целей, которые заключаются в уходе ИГ* из этого района (сирийско-ливанской границы) и получение информации о судьбе похищенных ливанских солдат, а также освобождение их», — заявил Насралла.
При этом Ливан и «Хезболла» ощущают на себе давление со стороны США. Так, представитель США при ООН Никки Хейли обвинила командира миротворческой миссии ООН в Ливане Майкла Беари в том, что тот не замечает, как «Хезболле» поставляется оружие на Юге Ливана. Однако сам Беари заявил, что доказательствами подобного не располагает, а если бы располагал, то это стало бы известно миротворцам.
Произошедшее в Ливане среди прочего демонстрирует, что еще один из районов под контролем ИГ* прекращает свое существование. При этом террористов вынудили пойти на те действия, которых от них и ожидали их противники. Впрочем, не ясно, будет ли подобная практика применяться в других районах Сирии. Примечательно, что с инициативой перемирия выступили бойцы ИГ*, которые ранее подчеркивали свою бескомпромиссность.
Обратная Реконкиста
Летом (по другим данным поздней весной) 722 года у деревни Ковадонга в Астурии войско во главе с королем вестготов Палайо разбило превосходящие силы Омейядского халифата. Эта битва считается началом Реконкисты — отвоевания пиренейскими христианами земель, занятых мусульманами.
Спустя без пяти лет тринадцать веков — летом 2017 — запрещенная в России террористическая группировка «Исламское Государство» — заявила о том, что «Аль-Андалус (один из регионов Испании — Андалусия — ред.) станет тем, чем был — землей халифата».
«Испанские христиане, не забывайте о крови мусульман, пролитой во время испанской инквизиции. Мы отомстим вам за ваши убийства, совершаемые вами в Исламском государстве», — заявил один из террористов в видеообращении, которое мигом распространили испанские СМИ.
Мужчина, лицо которого открыто, называет себя Абу Лаис Аль-Курдуби — Абу Лаис «Кордовец», по его словам, джихад не имеет границ. Он призвал соратников совершать джихад там, где они находятся.
Позже журналисты выяснили, что настоящее имя террориста с открытым лицом — Мухаммед Ясин Ахрам Перес. Мать его — потомственная испанская католичка, отец — марокканец, ранее принимавший участие в джихадистской деятельности.
Это — первое видео запрещенной в РФ группировки на испанском языке. Свое обращение террористы записали после терактов в Барселоне и Камбрильсе, во время которых погибли около 15 человек и были ранены свыше сотни людей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Полиция застрелила «смертника» в Барселоне
После наезда на людей в Барселоне и ножевой атаки на прохожих, аналогичные теракты участились и в других странах Европы — Финлянди, Бельгии, Великобритании. В последней джихадист пытался ранить мечом четырех полицейских. Позже в полиции Великобритании заявили о задержании сообщника террориста.
Испанское заявление ИГ* означает очередную угрозу для Европы. Ранее террористы не так рьяно вспоминали о существовании мусульманских эмиратов на Пиренейском полуострове в Средневековье.
С другой стороны, после успехов сирийских войск, ВКС РФ, ливанской и иракской армий, а также ряда групп вроде «Хезболлы» в борьбе с ИГ*, становится понятным, почему террористы усилили свою деятельность в Европе: они пытаются показать своим соратникам, что по-прежнему «на коне», хотя фактическое положение дел свидетельствует об обратном. Размер территорий под контролем ИГ* уменьшается. Впрочем, расслабляться пока рано, что и показали теракты в Европе.
Судьба Украины решается в Минске
Во время прошедшей недели была предпринята попытка решить еще один болезненный вопрос для всего европейского континента, да и для мира в целом. В Минске встречались Спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер и помощник президента России Владислав Сурков.
По словам Суркова, переговоры проходили конструктивно.
«Мы согласились, что текущая ситуация на юго-востоке Украины не может устраивать ни конфликтующие стороны, ни внешние силы, содействующие урегулированию. Дискуссия велась в тоне взаимного уважения и заинтересованности, честно, серьезно, без иллюзий и предвзятости», — отметил Сурков.
При этом, по его словам, и США, и РФ не ставили Минские соглашения под сомнения.
В то же время Волкер констатировал, что соглашения, важность которых сложно переоценить, довольно слабо выполняются.
«Минские соглашения очень важны и их необходимо реализовать, но сейчас мы очутились в тупике. Просто застряли в круге. Нам нужно освежить оценку, как-то увеличить безопасность для проживающих на Украине людей. <…> (На переговорах с Сурковым — ред.) я чётко дал понять, что мы полностью поддерживаем «нормандский формат» и Минские соглашения», — поделился Волкер с журналистами.
В Донбассе же, по словам Волкера — гуманитарная катастрофа.
Однако позже Волкер конкретизировал цели США по Украине. Это, по его словам, «восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины», что вряд ли вызовет особый энтузиазм в ЛНР и ДНР.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вашингтон и Москва: перезагрузка Минска
Как отмечают наблюдатели, на самом деле в США понимают, что Украина из ценного актива постепенно превращается в обузу.
«Для Вашингтона, подключившегося к переговорам, Украина продолжает оставаться геополитическим козырем в сложных торгах с Россией, но война не принесла ожидаемых результатов. Москва не увязла в ней по уши, на что, видимо, делался расчет, российская агрессия из аксиомы превратилась в теорему, все более настоятельно требующую доказательств. Более того, благодаря Майдану Кремль сбросил ношу, которую тащил все двадцать с лишним лет после развала Союза — он перестал кормить Украину при помощи кредитов и дешевых энергоносителей, взяв под покровительство куда менее затратные народные республики. Бремя финансовой поддержки легло на поддержавшие революцию достоинства Европу и США. Этот сомнительный и дорогостоящий подарок, похоже, поднадоел новым его владельцам и сейчас они совсем не против того, чтобы насилие на Украине, так и не подорвавшее российские позиции, было свернуто, поскольку уже нет усиливать пружину военной агрессии Киева», — пишет в статье для Ukraina.ru журналист Андрей Бабицкий.
Поэтому Украину пока «поставят на ограничитель», блокируя эскалацию конфликта.
Примечательно, что и Волкер, и Сурков подчеркнули важность прекращения огня. А буквально сразу же после их встречи проводится телефонный разговор в «нормандском формате», а после в Минске Трехсторонняя контактная группа договаривается об очередном — на этот раз — «школьном» перемирии.
Фактически, встреча Суркова и Волкера закрепила то, что все и так знали: судьба конфликта в Донбассе, да и всей Украины в целом, не решается в Киеве или другом украинском городе. Украинским политикам отведена роль исполнителей решений «старших партнеров».
Характерно в этой связи частичное смягчение милитаристского накала в речи президента Украины Петра Порошенко ко Дню Независимости Украины.
Тем не менее, Украина по-прежнему наращивает силы на линии соприкосновения, а «горячие головы» среди украинских политиков все так же предлагают решить вопрос силой, поставив партнеров перед фактом уже после случившегося. Однако скоро осень — явно неблагоприятная пора для ведения активных боевых действий. Сумеет ли украинская власть удержаться от авантюры, чреватой многими смертями, покажет ближайшее будущее. Пока же, судя по всему, намерений атаковать ЛНР и ДНР у Украины нет. Однако и операция «Буря» началась в сентябре 1995 года внезапно. А именно эту операцию очень часто ставят в пример украинские «ястребы».
*ИГ — «Исламское государство» — террористическая организация, запрещенная в РФ.