В список вошли свыше тысячи имен сотрудников спецслужб. Инициировал публикацию нынешний министр обороны Антоний Мацеревич, а непосредственно осуществил Институт национальной памяти.
Этот шаг вызвал в Польше скандал, так как благодаря этому были раскрыты имена и тех разведчиков, которые служили верой и правдой не только ПНР, но и Третьей Речи Посполитой уже после падения коммунистического режима.
Вообще Мацеревич славится, мягко говоря, экстравагантными поступками и высказываниями. Мацеревич считает, что за Волынской резней 1943 года, которую устроили полякам украинские националисты, стояла Россия, а Варшавское восстание он назвал крупнейшей битвой времен Второй Мировой войны, которая задержала продвижение Красной армии на Запад, что спасло от советской оккупации многие страны Европы.
Так положено по закону
Польский журналист Томаш Мацейчук, придерживающийся право-националистических взглядов, не стал драматизировать шаг Института национальной памяти и министра Мацеревича.
«Согласно польским законам Институт национальной памяти обязан рассекретить документы коммунистических спецслужб. Людям, которые были связаны со спецслужбами ПНР или СССР, это, конечно, не нравится. Никто не хочет получить клеймо агента коммунистов. Могут ли такие люди подать в суд? В этом нет смысла. Все происходит по закону. Такой путь прошли Чехословакия и Германия.
Остается вопрос: а нужно ли все это сегодня Польше? Мне кажется, что Польша никакой пользы от этого не получит, но закон есть закон, и, к сожалению, его надо соблюдать», — полагает Мацейчук.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Операция «Висла»: был ли геноцид украинцев
Рассекречивание агентов благо
Поддерживает действия Мацеревича и другой антикоммунистический польский журналист — Якуб Корейба.
«Для того чтобы стать нормальным европейским государством Польше необходимо избавиться от постколониального наследия — поскольку на протяжении 45 лет основные государственные институты обслуживали интересы другого государства.
Понятно, что они вырастили поколение людей, у которых есть проблемы с четким определением своего отношения к национальным интересам Польши. Эти люди вряд ли имеют квалификацию для того, чтобы занимать ответственные государственные посты», — думает Корейба.
«С момента воссоздания независимости в 1989 году так называемый закрытий каталог Института национальной памяти являлся инструментом грязной политической борьбы. Причем компромат был использован как внутренними, так и внешними силами. Это недопустимо и, по сути, ставит под вопрос суверенитет государства.
Поэтому рассекречивание стало единственным возможным шагом выбить это оружие из рук тех, кто с его помощью подрывал государственный строй. Доступ к этой информации должны иметь все граждане, а не только пенсионеры-силовики и их московские кураторы, которые вовремя (до падения коммунизма) успели отксерить себе самые интересные бумаги», — уверен Корейба.
Польская разведка помогла американцам
Польский журналист левых взглядов Мачей Вишнёвский считает, что публикация списков разведчиков компрометирует польское государство.
«На самом деле инициаторы обнародования имен польских разведчиков еще социалистической Польши подвергли опасности, в том числе и тех разведчиков, которые и сегодня находятся в строю. Они служили при ПНР, а потом плавно перешли на службу постсоциалистической Польше. Раскрывая их имена, мы этих людей попросту выдаем. Я просматривал эти списки. Там есть люди моложе меня, значит, они не пенсионного возраста. Значит, они вполне возможно еще продолжают служить в разведке», — считает Вишневский.
Журналист указал на то, что польская разведка времен ПНР имела большую разветвленную сеть агентов на Ближнем Востоке, в том числе и в Ираке.
«Она очень хорошо работала в этой стране, кстати. Я точно знаю, что ваши спецслужбы — КГБ и ГРУ — были благодарны нашим ребятам за ценную информацию. Потом вся эта агентура — об этом я хочу напомнить западным товарищам — стала работать на США. Благодаря польским разведчикам в 1991 году после первой войны с Саддамом удалось вытащить пятерых очень ценных американских агентов из Ирака», — напомнил Вишнёвский.
По его словам, публикация списков теперь поставила многих агентов польских спецслужб перед угрозой физического уничтожения.
«Если мы сейчас публикуем данные наших агентов спецслужб, причем с фамилиями оперативников, то очень после этого легко вычислить все его агентурные связи: куда он ездил, с кем встречался и сотрудничал. Также легко вычислить и местных агентов, и информаторов. Этим людям сейчас угрожает смертная казнь. Причем не только людям, которые помогали нам, но и их семьям», — возмущен Вишневский.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мачей Вищнёвски: Польша не готова принять беженцев из Украины — «Медиапоток»
Это измена
У польского журналиста нет никакого рационального объяснения действиям польских властей в лице министра обороны. Он полагает, что ответ может дать только психиатрия.
«Когда Мацеревич спросили: а понимает ли он, что его действия угрожают национальной безопасности, он ответил, что да, знает, но, мол, ведь надо уничтожить фиктивные элиты в польских спецслужбах, банках, государственных учреждениях и так далее. Идеологизация умов, которые нами сейчас правят, дошла до такой степени, что это просто лишило их разума. На самом деле, то, что они сделали, это измена. Это вред для польского государства», — считает Вишнёвский.
Отвечая на вопрос Ukraina.ru, могут ли раскрытые польские разведчики подать в суд на Мацаревича и польское государство, он ответил, что это возможно, но он считает такой шаг маловероятным.
«Просто представ перед судом, надо будет объяснять ему, что случилось, и при этом разглашать государственную тайну. Освободить их от ее соблюдения может только министр внутренних дел. Но он не пойдет на это, потому что будет защищать своего коллегу по правительству», — констатировал Вишнёвский.