Уход с украинского рынка
Поздно вечером 27 марта произошло событие, которого так ждали радикалы — Сбербанк подписал соглашение о продаже 100% акцией украинской «дочки» консорциуму инвесторов, в который входит латвийский банк Norvik Banka и частная компания из Белоруссии. Эти предприятия принадлежат подданным Великобритании Григорию Гусельникову и Саиду Гуцериеву соответственно, они же российские бизнесмены.
Как сообщили источники издания «Коммерсантъ», Сбербанку пришлось снизить стоимость акций украинских активов из-за нападения радикалов на отделения и ограничительные меры, введенные президентом Украины в отношении пяти банков с российским государственным капиталом. По имеющейся информации, сумма сделки составила $130 млн, что сопоставимо с капиталом украинского подразделения Сбербанка за период с января по сентябрь прошлого года — $144 млн.
В интервью изданию Ukraina.ru экономический эксперт Андрей Блинов рассказал о двух вариантах продажи активов: ибо конечная покупка, которую стоит понимать как приобретение проблемного бизнеса российского государства частным российским бизнесом, либо как промежуточную покупку фактически «прокладкой» и в перспективе цель — перепродажа другому бизнесу.
По словам эксперта, Национальный банк Украины, который должен выдать одобрение для завершения сделки, оказался в затруднительном положении. Финансовый регулятор не охотно проводит непонятные с рыночной точки зрения операции, как в нынешней ситуации. Активы Norvik Banka оцениваются в сумму чуть выше $1 млрд, а Сбербанка — в полтора раза больше. Иными словами, меньший банк покупает больший банк. При этом ведомство осознает, что одобрение сделки по продаже активов Сбербанка — это возможность для банковской системы Украины избежать паники и массового оттока депозитов, а, следовательно, усугубления проблем в финансовом секторе страны.
«Второй важный момент, связанный с НБУ, заключается вот в чем: есть информация, что по Сбербанку открыт наибольший объем кредитной линии — от $1 млрд до $1,4 млрд и, как мы помним, Нацбанк во исполнение воли СНБО, принял решение, что дивиденды, роялти, такие кредитные линии нельзя возвращать материнским российским банкам. Здесь очень интересная интрига этой сделки: будет ли в качестве исключения при продаже банка разрешено вывести этот $1 млрд из страны. На сегодняшний день Сбербанк является докапитализированным, ему вливания в капитал не нужны», — добавил Блинов.
Около 30% капитала банковской системы Украины приходится именно на российские банки. По оценке Национального банка Украины, в «дочках» российских банков хранятся вклады на сумму 21 млрд гривен, из которых Фонд гарантирования вкладов компенсирует клиентам только 8,5 млрд гривен. Активы украинской «дочки» не превышают 1% в общем объеме материнской структуры Сбербанка. Украинские клиенты, наоборот, столкнутся с серьезными проблемами: банк обслуживает около 1 млн физических и 37 тысяч юридических лиц, учреждение входит в топ-4 по кредитованию украинского бизнеса. Кроме того, финансовое учреждение предоставляет около 2 млн рабочих мест для местного населения.
Уже на следующий день после заключения договоренности о продаже украинских активов Сбербанка радикалы разблокировали все отделения банка. Однако никто не гарантирует, что акция крайне правых сил не разгорится в новой силой, — их главное требование о закрытии российских банков не выполнено.
«Проблемы могут быть и с получением одобрения Национального банка Украины — на Сбербанк претендовали, в том числе и представители окружения украинского президента, которые в могут попытаться заблокировать сделку, если их не устроят условия», — заявил в интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Золотарев: Радикалы сыграли в пользу Сбербанка
Дипломатический статус не помог
В ночь с 28 на 29 марта генеральное консульство Польши в Луцке подверглось обстрелу из гранатомета. В результате инцидента фасад здания получил повреждения, пострадавших нет. Проверки украинских специалистов показали, что причиной взрыва стал ракетный запуск.
«Это был настоящий теракт. Хотели убить людей», — заявил руководить дипломатического представительства Кшиштоф Савицки в комментарии изданию «Волынь 24».
Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело по статье «Террористический акт». Кроме того, правоохранительные органы отрабатывают версию о том, что выстрел совершили из-за предпринимательской деятельности собственника помещения, где расположено консульство
«В Луцке никогда не было проблем с поляками. Польская община уже давно инкорпорирована в городскую жизнь. Отношения к полякам в Луцке намного лучше, чем, например, в Галичине, поэтому я считаю, что это какая-то провокация, которую можно рассматривать в свете местных политических событий. В Луцке сейчас идут выборы мэра. Предыдущий мэр Николай Романюк умер и сейчас там идут баталии с мобилизацией всех сил, и соответственно это можно оценить как некую конкурентную борьбу и грязную политическую игру», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru политолог Константин Бондаренко.
Нападение на здание консульства осудили члены польской диаспоры Львовской области, перекрывшие международную трассу Львов-Варшава в знак протеста против нарушения прав представителей этнической группы на Украине. Для получения разъяснений об инциденте МИД Польши вызвало посла Украины Андрея Дещицу.
«За этим стоят силы, которые не заинтересованы в хороших украинско-польских отношениях. Без сомнения, это — Россия. Очевидно, что нападений на памятники оказалось мало. Однако тогда не удалось поссорить украинцев и поляков, и сейчас наступила новая фаза атак на консульства и дипломатические отношения», — заявил дипломат.
Ответ официального представителя МИД РФ Марии Захаровой на такое громкие обвинения не заставил себя долго ждать: «Божественно. Я бы ещё добавила, что Россия, используя гибридные технологии, способствовала направлению Дещицы послом в Польшу для подрыва авторитета Украины в глазах поляков».
Дипломатические представительства Польши на Украине неоднократно становились объектами для бесчинств местных радикалов. В начале февраля вандалы забросали здание генерального консульства Польши во Львове бутылками с красной краской и оставили на заборе надпись «Наша земля — 1». Позже члены общественной организации «Черный комитет» вывесили на заборе посольства Польши в Киеве портрет лидера украинского националистического движения Степана Бандеры.
«В связи с тем, что власть демонстрирует неспособность противостоять правым радикалам, они и дальше будут вести себя все более вызывающе. Сейчас антипольские настроения на Волыни разогреваются некоторыми антипольскими акциями украинских националистов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что всегда найдется украинский радикал, который решит пострелять по польскому консульстству. Если власть не покажет свою способность приструнить этих ребят, не дать националистическим настроениям развиваться, то такие тенденции будут усиливаться. Стреляли по консульству в Луцке, а будут стрелять по посольству в Киеве, так что нас ожидают веселые времена», — уверен директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поляки: если в Луцке «рука Кремля», куда смотрит Киев?
29 марта Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство России о рассмотрении дела о долге Украины на сумму $3 млрд по ускоренной процедуре, то есть без проведения полномасштабного судебного разбирательства, которое предусматривает прение сторон и изучение политических аспектов. Кроме того, судья Уильям Блэр отклонил возражение украинской стороны о том, что выделение кредита было инструментом политического давления. Теперь Киев собирается подавать апелляцию, а вынесенное решение по просьбе украинских юристов заморожено до следующего заседания, которое состоится не раньше конца апреля.
Министерство финансов РФ расценило постановление Высокого суда Лондона как обязывающее Украину выплатить России долг по еврооблигациям в полном объеме. По словам представителей ведомства, суд признал отсутствие у ответчика каких-либо аргументов, опровергающих доводы истца о наличии долга по еврооблигациям.
«Украина изначально имела не так много шансов на выигрыш. Решение о рассмотрении дела по ускоренной процедуре означает, что Украина не получит временной отсрочки. Это было важно, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к вопросу о задолженности перед РФ. Теперь Киеву нужно готовиться к судебному решению не в его пользу», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Официальная позиция Киева заключается в том, что предоставленный кредит был политическим и возвращать его должны члены предыдущего правительства, которые заключали эту сделку. Украинские политики также настаивают, что долг в размере $3 млрд имеет статус коммерческого и, соответственно, на него распространяются условия программы реструктуризации международных кредиторов. Однако Совет директоров МВФ поддержал позицию России и признал этот займ суверенным.
Даже в случае победы Россия рискует долго не увидеть полагающиеся ей $3 млрд основного долга и начисленных процентов, а причина банальна — отсутствие средств у Киева. Государственный долг Украины достиг $70,1 млрд, то есть по $4438 на каждого работающего жителя. Рассчитывать на помощь международных кредиторов в ближайшее время не стоит: МВФ перенес заседание по вопросу о выделении транша Киеву на сумму $1 млрд и вернется к нему 3 апреля, Всемирный банк принял решение рассмотреть возможность выдачи Украине $150 млн для долгосрочного финансирования экспортно ориентированных малых и средних предприятий страны не 31 марта без обсуждения, а на заседании Совета директоров 2 мая в обычном порядке.
«Если придется платить, то денег нет. Сейчас чистые золото-валютные резервы страны составляют $4 млрд. Если отдать $3 — останется $1. Украина или вообще не будет платить или останется без денег. Если даже МВФ даст $1 млрд, то их нельзя использовать на погашение долга. Есть вероятность, что примут решение о выделении транша 3 апреля, но это не поможет. Теоретически Украина может обратиться в МВФ с просьбой отдельно дать ей $3 млрд, чтобы отдать долг России, но это маловероятно», — пояснил экономист Александр Охрименко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Долг до Лондона доведет: битва выиграна, война еще впереди