Главным событием уходящей недели, несомненно, стала инаугурация Дональда Трампа. Она прошла на фоне массовых протестов, организованных противниками и сторонниками Трампа.
Дональда Трампа привел к присяге председатель Верховного суда США Джон Робертс. Трамп стал 45-м президентом США, сменив на посту главы государства Барака Обаму. В своей инаугурационной речи Трамп заявил, что американцы приступают к восстановлению США. Теперь США, по словам Трампа, будут прежде думать о себе, а не о других странах.Соответственно, начнется процесс возвращения рабочих мест в Америку.
Изменится и подход к безопасности. Если раньше США, по словам Трампа, защищали границы других государств, забыв о своих, то теперь все будет иначе.
Основные фондовые индексы США замедлили темпы роста на фоне инаугурационной речи избранного президента США Дональда Трампа.
Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер назвал избрание Трампа концом сложившегося миропорядка. Штайнмайер считает, что после избрания Трампа президентом внешняя политика США будет менее предсказуема.
Представители ДНР и ЛНР надеются на то, что с приходом Трампа урегулирование конфликта в Донбассе сдвинется с мертвой точки. Пока что этого не происходит — Олланд, Меркель и Путин констатировали очередное обострение в Донбассе.
Нормандская тройка
19 января канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и президент России Владимир Путин в телефонном режиме договорились продолжить встречи «нормандской четверки».
Обсуждение шло с учетом итогов берлинского саммита в «нормандском формате», который прошел в октябре прошлого 2016 года. Стороны выразили неудовлетворенность ситуацией с урегулированием украинского кризиса.
Участники переговоров констатировали обострение обстановки вдоль линии соприкосновения в Донбассе, а также недостаточную результативность работы в контактной группе. Стороны отметили важность наращивания совместных усилий по деэскалации напряженности на юго-востоке Украины и обеспечении выполнения положений «Минска-2», в том числе скорейший обмен пленными по принципу «всех на всех».
Также Путин, Олланд и Меркель условились придать дополнительный импульс деятельности в рамках «нормандской четверки» по Украине. В этой связи на ближайшее время запланировано проведение ряда совместных мероприятий на различных уровнях.
В беседе также затрагивалась тема Сирийской арабской республике. Путин проинформировал Меркель и Олланда о подготовке к межсирийской встрече 23 января в Астане, а также о шагах по реализации договоренностей России, Ирана и Турции о прекращении огня в САР.
Однако пока урегулирование ситуации в Сирии и на Украине буксует, в мире возникают новые очаги напряженности. Одним из них стала Гамбия, в которую накануне инаугурации президента США Дональда Трампа вторглись войска соседнего Сенегала.
Во имя демократии
Интервенция получила одобрение Совета Безопасности ООН. Поводом для вторжения стали идеалы демократии. Президент Гамбии Яйя Джамме, бессменно правивший Гамбией более двух десятилетий, 1 декабря прошлого года проиграл выборы кандидату от оппозиции Адаме Барроу с отрывом около 10% голосов. Сначала Джамме признал свое поражение, а потом, как настоящий хозяин своих слов, взял их обратно, заявив о массовых нарушениях на выборах.
Сразу несколько африканских государств предъявили ультиматум посягнувшему на демократию президенту. В том числе и Сенегал — единственное государство, с которым Гамбия имеет общую границу.
В пятницу, 20 января, Сенегал сообщил, что его войска вторглись на территорию Гамбии. Контингент армии включил сухопутные, воздушные и морские силы. Свои войска также направила и Нигерия, крупнейшее и наиболее влиятельное из государств региона.
Операция носит название «Восстановление демократии», в ней задействованы около 7 тыс. военных западноафриканских стран. Интервенты наносили удары по объектам военного значения. По их данным, с сопротивлением они не сталкивались.
Уже на следующий день, 21 января, Джамме еще раз отыграл назад. Он заявил, что добровольно решил покинуть свой пост.
«Сегодня я, находясь в здравом уме, принял решение отказаться от звания лидера этой великой нации и выражаю бесконечную благодарность всем гамбийцам», — сказал он в эфире местного телеканала.
Уже 22 января он покинул территорию родной страны, сделал остановку в Гвинее, после чего направился в Экваториальную Гвинею. Впрочем, чем там будет заниматься дальше бывший бессменный лидер африканского государства, не так уж и важно.
Гораздо интереснее то, как быстро новому президенту Гамбии Адаме Барроу удастся навести порядок в стране. То, с какой скоростью плодятся в мире очаги напряженности, не может не вызывать опасений. Особенно на фоне значительного роста продаж вооружений по всему миру.