Назарбаев выступил посредников в переговорах Порошенко с Путиным
Не найдя прямого выхода на Владимира Путина украинский президент решил действовать в обход. Удивительно, после того, как 11 августа он поручил министру иностранных дел организовать телефонные переговоры с Владимиром Путиным, а заодно — с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом. Прошло несколько дней, но официального подтверждения, что телефонные переговоры состоялись, так и не последовало. С российским президентом их и быть не могло после заявлений последнего о переходе Украины к практике террора, а с лидерами Германии и Франции, если и были, то не самые приятные — народу сказать нечего.
И все же одни международные переговоры у Порошенко в эти дни состоялись. Выслушать его согласился Нурсултан Назарбаев. Причем не только выслушать, но и выступить в роли посредника между Порошенко и Путиным. «Недавно Порошенко мне звонил…что принять статус Донбасса и второго региона, который там есть, не позволяет (отсутствие) у него большинства в Раде», — сказал Назарбаев в сегодняшней беседе с Путиным. Судя по всему, президент Казахстана не очень вникал во внутриукраинские перипетии, какие там регионы и чего хотят ему не суть важно, но свою роль переговорщика он выполнил исправно.
Устами Назарбаева Порошенко хочет донести Путину, что, мол, зря он так и об Украине, и о Минском процессе. Что он, Порошенко, рад бы воплотить Минские соглашений от первой до последней буквы, но парламент популистов не дает. И что он, Порошенко, всего лишь заложник ситуации, а никакой не саботажник и тем более — террорист. Сам решится на такой отчаянный шаг Порошенко, конечно, не мог. Использование Назарбаева в качества переговорщика — жест отчаяния. А довести украинского президента до отчаяния могут в Вашингтоне, Берлине и Париже.
И даже с учетом того,что Порошенко получил одобрение от вице-президента США Байдена, то во много судьба Украины — в руках Брюсселя, и людей, которые определяют его политику — Меркель и Олланда. И эти люди очень недовольны происходящим в Украине. Объяснения по поводу Крыма их явно не удовлетворили, иначе — прозвучали бы некие слова поддержки. Ситуация усугубляется проблемой саботажа реформ (недавний пример с запуском системы электронного декларирования доходов), а также хаоса во властной вертикали (вылившееся в публичную плоскость противостояние Генпрокуратуры и Национального антикоррупционного бюро).
Петр Порошенко прекрасно осознает: если он утратит возможность коммуникации с Москвой, он станет бесполезен. Судьба Украины будет решать без него, на переговорах между Путиным, Меркель, Олландом и Обамой (или тем, кто придет ему на смену уже в ноябре этого года). А у украинского президента — и без того кризис легитимности. Он уже сейчас — далеко не самый популярный политик в Украине. А его изоляция на международной арене лишний раз покажет его слабость. А слабый президент — последнее что нужно коллапсирующей Украине.
СБУ пошло по-беспределу
Задержание сотрудниками СБУ журналиста и блогера Мирославы Бердник — лишнее напоминание о методах работы с «нелояльными» гражданами в современной Украине. Выход из СИЗО оправданного судом журналиста Руслана Коцабы, обвиненного в госизмене и уклонении от мобилизации, ничему не научил. Как никуда не исчезло и «телефонное право», за которое столько раз бывшие оппозиционеры критиковали режим Януковича.
Так, на днях по звонку от советника министра внутренних дел Антона Геращенко у адвоката Татьяны Монтян и журналиста Владимира Бойко пограничники отобрали загранпаспорта. Без объяснения причин, без документарного оформления задержав их на несколько часов.
Так же сейчас состоялась «профилактическая беседа» сотрудников СБУ с Мирославой Бердник, пожилой больной женщиной. И так безо всяких обвинений и решений суда спецслужбисты провели в квартире Бердник обыск, изъяли компьютер и электронные носители информации. Под вечер Бердник все же отпустили.
Примечательно, что такие неформальные, а, проще говоря, незаконные способы взаимодействия СБУ с гражданами поддерживают многие украинцы. Страна накачана антироссийской риторикой, и любой человек, обозначенный как «сепаратист» может стать объектом уголовного преследования. Пусть и не совсем законного, зато поддержанного толпой.
Конфликт силовиков вышел на публику
Прошло больше недели, как противостояние между Генпрокуратурой в новосозданными Национальным антикоррупционным бюро, перешло в открытую, а главное — публичную плоскость. Киевляне стали свидетелями силового противостояния между двумя силовыми службами в центре Киева, которое едва не дошло до перестрелки. Президент молчит. Премьер-министр молчит. Генпрокурор в Израиле, и тоже молчит.
Предположить, что столь жесткая реакция прокуроров на слежку за собой со стороны антикоррупционеров делалась без ведома президента, было бы странно. Формально НАБУ — единственный силовой орган, не считая МВД, который президент почти не контролирует. Эта структура была встроена в украинскую систему власти при активном участии Госдепартамента США. Специализация НАБУ — резонансные антикоррупционные дела.
Таким образом НАБУ наступает на интересы старых прокурорских дважды. Во-первых, кандидатов, на которые дана санкция на преследование, из числа видных политиков и бизнесменов — не так много. Условный «Онищенко» появляется не каждый день, а значит драка будет за каждого «Пашинского». Ведь такие дела — престиж силовой структуры и галочка в отчетности.
Во-вторых, не исключено, что НАБУ дана санкция на поиск коррупционеров среди самих силовиков, в том числе среди прокуроров. Причем санкция дана отнюдь не Луценко и не Порошенко. Иначе не было бы истории с посаженными на подвал прокуроскими сотрудниками НАБУ, столкновения спецназа НАБУ с бойцами из Генпрокуратуры. Начальнику бюро Сытнику дают понять, что поле его игры строго ограничено интересами президента и его окружения, в которое входит и генпрокурор Юрий Луценко. Иные сигналы посылают из-за океана. Так рождается конфликт.