Бывший журналист, а теперь — народный депутат Мустафа Найем снова зовет украинцев на акцию протеста.
«Завтра в 10:00 по стенами Генеральной прокуратуры состоится акция… Приходите. Мы все там будем», — призывал Найем 16 августа.
Прошлый его призыв к украинцам выйти и «отстоять права» окончился Майданом, сменой власти в стране и гражданским конфликтом.
На этот раз Найем хочет, чтобы украинцы защитили Национальное антикоррупционное бюро Украины, которое, по его информации, ожидают непростые времена.
«Генеральная прокуратура и СБУ готовят ряд уголовных производств в отношении работников Антикоррупционного бюро, в том числе из среднего руководящего звена. В частности, в ближайшее время готовится подозрение руководству подразделения детективов. Атака будет по всем фронтам — обвинения в противоправной деятельности, публичная дискредитация, саботаж, полная приостановка создания Антикоррупционного суда», — пророчил Найем.
На такие мрачные прогнозы его подвигла конфликт Национального антикоррупционного бюро Украины с Генпрокуратурой, который развивается при полном молчании первых лиц государства.
Антикоррупционеры «на подвале»
12 августа сотрудники Генпрокуратуры Украины обнаружили пост наблюдения за одним из прокуроров. Наблюдательный пункт находился в квартире в доме на улице Симона Петлюры 7/9. У ее дверей и схватили двоих сотрудников департамента оперативно-технических мероприятий НАБУ, которых позже ГПУ допрашивали 11 часов в подвале.
«Я повернулся. И он меня сильно стукнул в область челюсти и шеи ладошкой. В ушах аж зазвенело. Я начал падать и почувствовал еще удар в ребро… Когда я начал садиться, мне взяли пакет на ноги одели черный, и в черной бейсболочке который был говорит: «Ну что будешь говорить?». Говорю: «Ничего без адвоката не буду». Кто-то крикнул: «Все держим его». Видел, достал этот в кепочке нож. Накинулись, начали держать. И начал подносить нож к глазу», — рассказывал один из захваченных позже.
Как передают украинские СМИ, во время захвата у несчастливой квартиры находились и сотрудники управления «К» Службы безопасности Украины, которое занимается борьбой с коррупцией.
Одному детективу НАБУ удалось забаррикадироваться в квартире и вызвать подмогу. На место событий выехал спецназ НАБУ — тот самый, на представлении которого в свое время участвовал сам президент Украины Петр Порошенко.
Теперь уже спецназовцы НАБУ начали теснить «прокурорских». Дело чуть ли не дошло до перестрелки. Своего сотрудника антикоррупционерам удалось отбить.
Отношения между ведомствами накалились. В ГПУ обвинили НАБУ в незаконной слежке. В ответ в НАБУ возразили — все следственные действия сотрудники ведомства проводили в соответствии с решением суда. А конфликт с прокурорами назвали недопониманием.
«В результате возникла внештатная рабочая ситуация. После вмешательства руководителей Генеральной прокуратуры и Национального антикоррупционного бюро дальнейшей эскалации удалось избежать», — подчеркнули в НАБУ.
Однако пленения своих сотрудников антикоррупционеры не забыли.
«По данному факту Национальным антикоррупционным бюро возбуждены уголовные производства по ряду статей, в том числе, по факту незаконного похищения работников НАБУ, покушения на нарушение неприкосновенности жилища, злоупотребление властью и служебным положением сотрудниками Генеральной прокуратуры, и ряд других, в том числе, связанных с пытками», — рассказал днем позже глава НАБУ Артем Сытник.
А в ГПУ начали оправдываться с помощью видео, где под «Лунную сонату» Бетховена доказывали: сотрудники НАБУ устроили «беспредел». Видео так и назвали — «Произвол НАБУ».
Однако даже это видео выставляет сотрудников ГПУ не в лучшем свете.
Дурное влияние
Примечательно, что в конфликт, который состоялся в центре столицы и в котором были задействованы две, а то и три — силовые структуры — оказался фактически вне поля зрения властей. Президент страны Петр Порошенко его никак не прокомментировал. Молчит и генеральный прокурор Юрий Луценко, который выехал за рубеж так и не внеся ясность в произошедшее.
Особой пикантности ситуации предает тот факт, что слежку НАБУ вело за прокурором департамента по расследованию особо важных дел ГПУ Дмитрием Сусом. Именно Сус и задерживал технический персонал НАБУ.
Сус — фигура не рядовая. По информации LB.UA, главред которого Соня Кошкина вхожа во власть, этот следователь — приближенная фигура к народным депутатам из «Блока Петра Порошенко» Игорю Кононенко и Александру Грановскому. Коненко называют «правой рукой Порошенко» во фракции БПП. А Грановского — «куратором силовых структур». В первую очередь — судов и прокуратуры.
Примечательно, что именно из-за попыток Кононенко назначить своего замминистра экономики в отставку подал глава ведомства — литовский «варяг» Айварас Абромавичус.
По информации народного депутата Сергея Лещенко, группа Кононенко-Грановского, среди прочих силовых подразделений контролирует и управление «К» СБУ, которое и присутствовало при задержании сотрудников НАБУ.
«Кроме влияния на суды и прокуратуру, с недавних пор группировка Кононенко-Грановского также частично контролирует СБУ. В частности, антикоррупционное управления "К" Службы безопасности, которое возглавляет некий Демчина — человек из орбиты влияния Кононенко и Грановского», — заявил Лещенко.
Это подразделение Службы безопасности Украины недавно начало расследование против сотрудницы НАБУ за то, что та прочла лекции на мероприятиях одного из старейших социал-демократических фондов Германии — Фонда Фридриха Эберта.
Такое рвение СБУ уже вызвало осуждение украинских журналистов.
«В моей энциклопедии, в разделе "докопаться до мышей" появилась новая ссылка», — отмечает один из журналистов-расследователей Денис Бигус.
Причина, по которой на НАБУ ополчились люди, близкие к Порошенко, ясна — это одна из относительно неподконтрольных президенту структур.
Очевидно, что чрезмерного усиления украинского президента опасаются на Западе, потому в защиту НАБУ бросили «еврооптимистов» Найема и Лещенко, известных своими связями с Западом, из-за чего они заслужили репутацию «грантоедов» на Украине.
Примечательно, что тут Порошенко пошел по стопам столь нелюбимого им предшественника — Виктора Януковича. В июне 2013 года тот заявил, что в стране появится Государственное бюро расследований.
«Одним из важных вопросов институционного обеспечения реформирования правоохранительных органов является создание Государственного бюро расследований Украины. Указанный орган должен быть создан в такой форме, которая обеспечит надлежащий уровень его независимости, эффективности и профессионализма», — заявлял Янукович депутатам ВРУ.
Этот орган должен был заниматься расследованиями в отношении сотрудников милиции, прокуроров, сотрудников СБУ, судей и высших должностных лиц. Примечательно, что его создание поддержали в Amnesty International. Планировалось, что Госбюро подчинят президенту. В ГПУ, которую тогда возглавлял Виктор Пшонка, слова Януковича восприняли без энтузиазма.
Впрочем, потом началась борьба в Партии регионов и за ее пределами вокруг соглашения об ассоциации с ЕС, грянул Майдан, и Янукович вместе со Пшонкой бежали из страны.
Порошенко же довел создание подобной структуры до логического конца. Правда, в отличие от Януковича, который создавал эту структуру под себя, влияние на НАБУ у президента нет или почти нет. Причина — новый силовой орган создавался при активном участии американских спецов и американских же денег. Все, чего удалось добиться Порошенко, так это обезопасить от возможных нападок НАБУ лично себя. Но — не свое окружение.
В соответствии с законом, контроль за деятельностью НАБУ осуществляет Верховная Рада. Хотя президент и имеет право назначать и увольнять директора Национального антикоррупционного бюро, кандидатуры на пост директора структуры предлагает Конкурсная комиссия по результатам открытого конкурсного отбора. В состав комиссии входят по три человека от президента, Кабмина и ВРУ.
Таким образом, полного контроля над НАБУ президент не имеет. Судя по его молчанию о «войне ведомств», а также по тому, что Генпрокурор предпочел «сбежать» от конфликта НАБУ и ГПУ в Израиль, на днях на Украине попытались объяснить НАБУ, кто в стране главный. Пока «романтики-антикоррупционеры» это не поняли. Однако усилия СБУ и ГПУ рано или поздно могут увенчаться успехом.