10 апреля 1944 года – день освобождения Южной Пальмиры, как ещё называют Одессу, от фашистской оккупации. В честь праздничной даты в Александровском саду собрались те, кто посчитал нужным отдать дань памяти воинам Красной армии, освободившим Одессу, вспомнить этот памятный в истории города день и возложить цветы к стеле «ОДЕССА» на аллее Городов-героев у Кремлёвской стены.
«Мы пришли поздравить друг друга с праздником первого освобождения Одессы-мамы от европеизаторов!» – пояснил один из одесситов.
В том, что предстоит и второе освобождение, никто из пришедших не сомневается – все искренне в это верят, надеются и ждут долгожданного часа.
К стеле Города-героя (кстати, первого в истории СССР, получившего Звезду Героя и Орден Ленина) пришли депутаты Одесского городского совета, журналисты-одесситы, активисты движения «Антимайдан» на Куликовом поле, непосредственные участники событий 2 мая 2014 года и выжившие в тот день в подожжённом «правосеками» Доме профсоюзов. Почти все они находятся в России, по сути, в политической эмиграции. Также к одесситам присоединился известный журналист из Великобритании Грэм Филлипс.
Британца с Одессой связывают особые отношения, а потому у него, как признался Филлипс изданию «Украина.Ру», «очень много причин, чтобы прийти в этот день в Александровский сад»:
«Я долго жил в Одессе – почти год, с апреля 2013-го по апрель 2014-го. Снимал там фильм, у меня очень много хороших друзей – замечательных одесситов и одесситок. Я очень эмоционально к этому отношусь. Раньше это была мечта для меня – чтобы жить в Одессе, в этом прекрасном городе с такой богатой историей! Правда, я не был в Одессе 2 мая, потому что ещё раньше, в апреле уехал в Донбасс. А сегодня я пришёл сюда, в Александровский сад, чтобы отдать дань памяти тем, кто освобождал Одессу от фашистов 72 года назад».
Фото: Александр Полищук
Как уже писала «Украина.Ру», в самой Одессе в этот праздничный день события развивались совсем не празднично: с разгромом мемориала памяти жертв 2 мая на Куликовом поле, с нападениями на активистов, с избиением «правосеками» участников митинга…
Вот как о происшедшем на Куликовом поле и Аллее Славы 10 апреля, в 72-ю годовщину освобождения Одессы написала непосредственная участница происшедшего:
«"Кто скажет, на войне не страшно, тот ничего не знает о войне".
Но на настоящей войне у тебя есть оружие, которым можно защищаться. А тут… Моника достает из сумки деревянную колотушку, завернутую в кулек, а Ксюха показывает тщательно заточенные ногти. Девчонки мои, девчонки…
А у них – биты, накачанные в тренировочных лагерях мускулы и желание убивать.
Ни по какому каналу не покажут, как вчера одесситки сумками колотили напавших на них нациков и кричали: "Как вы уже надоели!"
Может, кто-то слышал разухабистую песенку "Одесситка – вот она какая". Вот какие они, одесситки периода хунтовской оккупации!
Когда-нибудь, после Победы, феномен Куликова поля войдет в учебники истории. Яростный протест Одессы, протест женщин и пенсионеров. Мужчины среди нас тоже есть, но их немного. Потому что опасно. Мужчин почти сразу арестовывают. У них тоже ненависти накопилось немеряно – мы вчера поняли это, когда увидели, с каким энтузиазмом менты п…ли нациков.
Одесские мужчины выйдут, когда придет время. Пока оборону держит Куликово поле.
Страшно ли нам? Очень! Честно скажу: идя на обычный митинг к Дому профсоюзов, не знаешь, вернешься ли домой.
А вчера, когда на нас неслась толпа, готовая убивать, мы все замерли, но не двинулись с места.
Потом все признались, что во рту пересохло – это давал о себе знать адреналин. У кого-то сердце схватило, у кого-то почки заболели.
Я сегодня проснулась в половине шестого, как от толчка. И полились слезы. Просто водопадом. И мне ни фига не стыдно в этом признаться. И слава Богу, что полились – так выходил стресс.
Страшно ли нам? Да!
Пойдем ли опять на Куликово? Да вообще без вариантов!
Вспоминаю рассказ Галины Запорожцевой. Несколько женщин в Донецке спросили батюшку, уезжать ли им в Россию. Он ответил: "Господь приготовил вам венцы, а вы хотите от них отказаться?"
Мы не отказываемся от своих венцов, и к религии это не имеет отношения. Нам посланы испытания, и мы их пройдем. Мы в долгу перед нашими дедами и прадедами. И понимаем их, как никогда. Они тоже боялись. Но они принесли нам Победу. Теперь наша очередь!»