Суперспецслужба, которая скорее де факто, чем де юре, станет обеспечивать и контролировать правопорядок в стране, исполнение законов, следствие, хозяйственные и имущественные споры, внесение изменений в Конституцию, и т.д. — своеобразное ЧК-НКВД-КГБ. Эти функции теперь уже реально переходят к Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ). При этом осуществлять эти функции, что и не скрывает руководство ведомства, ГПУ будет под внешним управлением — т.е. специалистов из США.
Скандал вокруг ГПУ, от которого пострадало СБУ
Реформирование правоохранительной деятельности в стране ГПУ начала со Службы безопасности Украины (СБУ), руководитель которой был освобожден от должности всего несколько дней назад решением парламента страны по представлению президента Порошенко.
Напомню, что руководитель СБУ «провинился» в том, что 12 июня заявил о причастности бывшего заместителя генпрокурора Украины Анатолия Даниленко к «крышеванию» нефтебазы «БРСМ-Нефть», которая накануне сгорела в Киевской области (погибли 5 человек, 20 пострадали).
Заместитель генерального прокурора, который в октябре прошлого года фактически способствовал преступной деятельности, является фигурантом уголовного производства, я называю эту фамилию — это гражданин Украины 1963 года рождения, его фамилия Даниленко.
«Чтобы никто не сомневался, эти же показания в материалах СБУ передаются сегодня здесь в этом здании (генпрокуратуры, — ред.)», — заявил Наливайченко.
И почти через неделю 18 июня по представлению президента Порошенко в отставку был отправлен именно Валентин Наливайченко, вынесший сор из правоохранительной избы. Что происходит с бывшим замгенпрокурора и происходит ли вообще что-то, пока остается неизвестным.
Конечно, все это можно было бы воспринимать, как некую месть за то, что одна спецслужба (СБУ) влезла в епархию другой (ГПУ) и что здесь развивается трафаретный конфликт между спецслужбами по принципу противостояния КГБ-МВД в СССР. При этом выигрывает ГПУ, поскольку генеральный прокурор страны Виктор Шокин — кум и близкий друг президента Петра Порошенко. Однако, последующие события показали, что случай с Валентином Наливайченко — всего лишь частность, фрагмент более фундаментального замысла главы государства и его администрации.
Странный скандал вокруг КС
Почти одновременно с отставкой Наливайченко «черную метку» в виде "подозрения о злоупотреблении властью" (есть такой термин в украинском уголовном производстве) получил председатель Конституционного суда (КС) Украины Юрий Баулин. Главу КС обвинили в том, что он и возглавляемый им суд содействовали бывшему президенту Украины Виктору Януковичу в антиконституционном захвате власти выразившемуся в расширении полномочий тогдашнего главы государства. При этом необходимо добавить, что четверо судей КС уже были допрошены в ходе следствия в ГПУ и дали свои показания.
И здесь сразу несколько вопросов:
- Почему дело об «узурпации власти бывшим президентом Януковичем» с помощью членов КС возникло не сразу после его отставки, а более чем через год после этого события, когда все виновные в «злочинствах режима» уже были названы и либо попали под следствие, либо выехали из страны?
- Каким образом председатель КС Юрий Баулин может быть причастен к «злоупотреблению властью» при расширении полномочий президента, если на момент принятия такого решения он не был не только руководителем суда, но даже его заместителем? То есть руководили процессом совсем другие люди? Или не руководили? И всем заправлял в КС на тот момент простой судья Баулин?
- Почему ответственность за расширение полномочий бывшего президента предъявляется только членам КС, если решение о расширении этих полномочий принимал парламент страны (депутатом которого на тот момент был, кстати, и нынешний президент Украины Петр Порошенко)?
- И, наконец, какова правовая основа этого обвинения, если в феврале 2014 года парламент страны принял решение о возвращении к Конституции —2004 года, то есть, по сути, все эти полномочия президента, которыми парламент его ранее наделил, а КС утвердил это решение, с него были сняты? Иными словам, самого расширения прав президента, то есть нарушений Конституции на момент предъявления претензий председателю КС Юрию Баулину уже не было.
Думается, искать ответы на вопросы, которые возникают в данной ситуации совершенно бессмысленно. Да и задаю я их скорее себе и читателям. Тем же, кто принимает решения на Украине, эти вопросы не нужны.
Просто потому что они действуют по совершенно иной логике — не с точки зрения здравого смысла и норм права, а в системе укрепления административной вертикали. А эта административная логика предполагает сведение всех рычагов управления спецслужбами, правоохранительными органами, судебными институтами любого уровня и квалификации в одни руки — президента.
То, что фактически этими «руками закона» в стране стал генеральный прокурор Виктор Шокин, то есть кум президента — не случайность, а важная закономерность. Очевидно, что президент Петр Порошенко понимает, насколько сложно управлять такой страной, как Украина, где указы одного из его предшественников (и тоже кума Порошенко) президента Виктора Ющенко мог отменить судья любого районного суда.
Вот и решил Петр Порошенко всю правоохранительную систему страны постепенно сосредоточить в руках наиболее доверенного ему человека — генерального прокурора Виктора Шокина.
Как чиновник из аппарата администрации президента руководил судебными органами
То, что события в стране развиваются (с той или иной долей вероятности) именно в этой логике, говорит следующий факт.
22 июня Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин заявил во время брифинга в УНИАН, что вносит в Верховную Раду представление о снятии судейской неприкосновенности, задержании и аресте председателя Апелляционного суда Киева Антона Чернушенко.
В пресс-службе Генпрокуратуры, как сообщает Фокус.UA, добавили, что Главным следственным управлением ГПУ осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве по факту незаконного вмешательства должностными лицами Апелляционного суда Киева в работу автоматизированной системы документооборота суда, по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 376-1 УК Украины. В ходе досудебного расследования указанного уголовного производства 19 июня Генпрокуратурой совместно с СБУ проведен обыск помещений Апелляционного суда Киева.
«По результатам обыска были изъяты денежные средства, серверы и компьютерное оборудование, на котором находится база автоматизированной системы документооборота суда, а также установлены систематические факты незаконного вмешательства в автоматизированные системы суда со стороны должностных лиц суда, в том числе судей», — объяснили в ГПУ. По данным Шокина, в рабочем кабинете председателя Апелляционного суда Киева Антона Чернушенко в ходе обыска было изъято 6,5 тыс. долларов.
На следующий день, на брифинге в редакции «Украинской правды» Антон Чернушенко заявил, что заместитель главы Администрации президента Алексей Филатов неоднократно давал ему указания, какие именно решения должен принять суд. По его словам, это было прямое вмешательство в судебную деятельность.
«Меня вызывали неоднократно в Администрацию президента и давали конкретные указания по принятию решений. Такие вызовы осуществлял Филатов», — сообщил председатель Апелляционного суда Киева.
Чернушенко отметил, что, в частности, от него Филатов требовал принять решение об аресте имущества «Укргаздобычи». Он подчеркнул, что законных оснований для наложения ареста на имущество «Укргаздобычи» не было. По словам председателя суда, это дело «Укргаздобычи» уже изъято из производства Апелляционного суда.
Вполне возможно, что на следующей неделе, когда возобновит свою сессионную работу парламент страны, Антон Чернушенко будет уже находиться в следственном изоляторе ГПУ.
Кто будет контролировать контролеров
То, что судебная система Украины является одной из самых несовершенных и коррупционных в Европе, ни для кого не секрет. Как и вся правоохранительная система страны. За последние 2 недели мы узнали от руководителей различных ведомств, что бывший замгенпрокурора «крышевал» незаконный бизнес (сгоревшую нефтебазу «БРСМ-Нефть»), председатель Конституционного суда «злоупотреблял властью», председатель Апелляционного суда Киева осуществлял незаконное вмешательство в автоматизированную систему документооборота суда, а заместитель руководителя Администрации президента, курирующий судебные органы, осуществлял незаконное вмешательство в судебную деятельность.
Правда, пока из реально пострадавших в этой судебно-криминальной коллизии — только Валентин Наливайченко. Но именно решение об освобождении его от должности и является тем самым ключом, который открывает двери в замысел президента и его ближайшего окружения.
- Все главы судебных и правоохранительных органов Украины были назначены на свои посты не нынешним президентом, а его предшественниками. А поскольку от их решений и действий зависит очень многое и в политике, и в бизнесе, и в перераспределении и переоформлении прав собственности, президент решил поменять чужих на своих.
- Поскольку за всеми, даже «своими», нужен строгий и неусыпный контроль, выполнять эту контрольную функцию будет «самый свой из своих», то есть Виктор Шокин (кум, друг и многолетний советник олигарха Порошенко).
- Теперь очередь за МВД. Если сможет в ближайшие дни министр Арсен Аваков доказать свою лояльность президенту, то удержится в кресле главы этого ведомства, если нет, окажется там же — в следственном изоляторе ГПУ. И, таким образом, на его место будет назначен человек Порошенко.
И, наконец, самое последнее. А кто же будет, так сказать, наблюдать за наблюдателями? То есть, кто же будет контролировать контролеров, а именно ГПУ? Это тот самый вопрос, который бесконечно мучил генералисимуса Сталина, выстроившего примерно такую же правоохранительную систему в Советском Союзе, которую сейчас с поправкой на демократические времена возводит Петр Порошенко. Сталин и был самым главным контролером контролеров.
Порошенко, по словам Виктора Шокина, поручил эту функцию… американским спецслужбам.
Как сообщает Фокус.UA, генпрокурор Украины Виктор Шокин попросил американских коллег помочь в проведении объективного расследования уголовного производства, связанного с заявлением уже бывшего главы СБУ Валентина Наливайченко о фактах коррупции со стороны бывших должностных лиц Генпрокуратуры. Как видно, сами прокурорские чины с такой задачей самоочищения, по мнению главы этого ведомства, не справятся.
Замгенпрокурора Давид Сакварелидзе заверил, что в ведомстве хотят «провести беспристрастное и эффективное расследование резонансного дела, о результатах которого будет проинформировано общество».
Напомню, что нынешний загенпрокурора Украины Давид Сакварелидзе — бывший прокурор города Тбилиси, член команды экс-президента Грузии Саакашвили.
На самом деле, в том, что делает сейчас президент Украины Петр Порошенко, при всех «минусах», скандальных разоблачениях и громких обвинениях, есть своя неумолимая и понятная логика. Прогнившая насквозь система судебного делопроизводства (например, в кабинете одного из районных судей г. Львова несколько лет назад при обыске обнаружили более миллиона долларов наличными) требует серьезной перестройки, очищения от влияния олигархов, политиков, чиновников, диктующих судьям решения по телефону. Необходимо, что очевидно, перестраивать и систему СБУ и МВД, которые являются скорее органами политической пропаганды, чем органами, обеспечивающими общественную и государственную безопасность страны.
Но где взять людей, которые смогут осуществить процесс очищения, если все прогнило сверху донизу? Ответ на этот вопрос для Петра Порошенко является одним из самых главных. Поэтому появляются заезжие молодцы из Грузии, а «руками закона» президента становится близкий ему Виктор Шокин. Больше, видимо, президент никому в своей стране на этом направлении не доверяет — либо очень свой (Шокин), либо очень чужой для всех (Сакварелидзе), то есть никак не повязанный олигархами кумовством и деньгами. Это как будто вполне логично для переходного периода, в котором сейчас находится страна.
Но вот появление в стенах ГПУ американских экспертов, которые должны провести «объективное расследование», все-таки говорит о том, что у этой вертикали будет совсем другая голова. Не президентская.