Сама по себе дискуссия о референдуме была навязана в значительной степени украинскими СМИ. Именно они на протяжении апреля ударно рапортовали о подготовке референдума, который должен был состояться 9 мая. Никакого референдума не было, но, конечно, не потому, что о нём сообщило УНИАН.

Начнём с того, что в ДНР и ЛНР референдум отсрочен до освобождения всей их территории (они создавались и официально существовали в границах соответствующих областей). Это как минимум. Возможно, проведение референдума о присоединении с России будет отсрочено до завершения СВО — так или иначе, время военное, часть населения республик эвакуирована.

Политолог рассказал, когда Херсонская и Запорожская области станут частью России
Политолог рассказал, когда Херсонская и Запорожская области станут частью России
© РИА Новости, Константин Михальчевский / Перейти в фотобанк

Такая же проблема в Херсонской области, часть которой российскими войсками не контролируется, а тем более — в Запорожской и Харьковской областях, где до сих пор под управлением Киева находятся областные центры.

Впрочем, эти моменты имеют преимущественно технический характер. Главный вопрос — юридический: кто и на каком юридическом основании будет проводить референдум?

В Крыму, ДНР и ЛНР всё понятно — это признанные Россией суверенные государства со своей системой управления и своей законодательной базой. Соответственно, референдумы они проводят сами по своим законам.

Например, Верховный Совет Крыма и горсовет Севастополя 11 марта 2014 года приняли Декларации о независимости, а на основании результатов проведённого 16 марта референдумов (в которых было два альтернативных вопроса — о присоединении к России и о сохранении в составе Украины, последнюю норму поддержали 2,5% жителей Крыма и 3,4% — Севастополя) они были провозглашены независимыми государствами в этом качестве признаны Россией указом президента.

В Херсонской области никакой государственности нет. Там действует временная российская администрация, нет представительских органов и своих законов (у административных регионов Украины собственного законодательства нет: Украина — унитарное, а не федеративное государство).

Российское законодательство ответа на этот вопрос тоже не даёт. Закон №6-ФКЗ от 17.12.2001, регулирующий принятие в состав России новых территорий, предполагает возможность присоединения частей иностранных государств, но, в соответствии с ч. 1 ст. 6 этого закона «инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (…) является данное иностранное государство». В данном случае — Украина (мы полагаем, что любое демократически избранное руководство Украины не признало бы российского статуса Крыма).

Опыт переходов Эльзаса и Лотарингии из Франции в Германию и обратно тут тоже скорее бесполезен — принадлежность территорий определялась на основании межгосударственных договоров, местному населению предоставлялась право избирать гражданство (не всегда).

Какие же есть варианты?

1. Создать Таврическую народную республику (название ХНР зарезервировано за Харьковом ещё в 2014 году) — чтобы отделиться, принять закон о референдуме и его провести.

Учитывая опыт существования непризнанных ДНР и ЛНР и нежелание властей области вероятность такого шага невелика, хотя он наиболее простой и очевидный.

2. Войти в состав какого-то другого субъекта.

Наиболее очевидным является присоединение к ДНР и ЛНР, которые уже фактически «взяли шефство» над регионами. Поскольку Херсонская и Запорожская области будут входить в Россию в виде отдельных субъектов, то придётся вносить изменения в конституции ДНР и ЛНР с тем, чтобы они стали федеративными (это задерживает их собственные референдумы).

Херсонская область до конца года перейдет под законодательство РФ - власти
Херсонская область до конца года перейдет под законодательство РФ - власти
© Скриншот из видео Кирилл Стремоусов

Другой вариант — воссоздавать Новороссию в составе нескольких регионов (в том числе ДНР и ЛНР) и уже в ней проводить референдум. Этот вариант излишне сложен — зачем плодить сущности без особой необходимости?

Вариант с вхождением Херсонской и, возможно, части Запорожской областей в состав Крыма, видимо, уже исключён, хотя некоторое время о нём говорили вполне серьёзно. Очевидно, внезапное расширение одного из субъектов федерации тоже плохо согласуется с законодательством.

3. Искать какой-то другой вариант юридического обоснования вхождения в состав России. Скорее всего, с внесением изменений в №6-ФКЗ. Возможность проведения референдума и его статус — под вопросом.