Как новые регионы будут входить в состав России: вопросы и варианты - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как новые регионы будут входить в состав России: вопросы и варианты

© РИА Новости . Александр Гальперин / Перейти в фотобанкПразднование Дня воссоединения Крыма с Россией
Празднование Дня воссоединения Крыма с Россией - РИА Новости, 1920, 24.05.2022
Читать в
ДзенTelegram
Заявление замглавы Херсонской военно-гражданской администрации Кирилла Стремоусова о желании населения области войти в состав России и о проведении референдума снова поднимает тему о порядке вхождения новых регионов в состав России. Возникает целый ряд вопросов не только политического, но и юридического характера
Сама по себе дискуссия о референдуме была навязана в значительной степени украинскими СМИ. Именно они на протяжении апреля ударно рапортовали о подготовке референдума, который должен был состояться 9 мая. Никакого референдума не было, но, конечно, не потому, что о нём сообщило УНИАН.
Начнём с того, что в ДНР и ЛНР референдум отсрочен до освобождения всей их территории (они создавались и официально существовали в границах соответствующих областей). Это как минимум. Возможно, проведение референдума о присоединении с России будет отсрочено до завершения СВО — так или иначе, время военное, часть населения республик эвакуирована.
Ситуация на границе Крыма с Украиной - РИА Новости, 1920, 13.05.2022
Политолог рассказал, когда Херсонская и Запорожская области станут частью РоссииХерсон и часть Запорожской области присоединятся к России, как это было ровно сто лет назад, но после окончания спецоперации, сказал политолог и экономист Андрей Суздальцев в интервью Украина.ру
Такая же проблема в Херсонской области, часть которой российскими войсками не контролируется, а тем более — в Запорожской и Харьковской областях, где до сих пор под управлением Киева находятся областные центры.
Впрочем, эти моменты имеют преимущественно технический характер. Главный вопрос — юридический: кто и на каком юридическом основании будет проводить референдум?
В Крыму, ДНР и ЛНР всё понятно — это признанные Россией суверенные государства со своей системой управления и своей законодательной базой. Соответственно, референдумы они проводят сами по своим законам.
Например, Верховный Совет Крыма и горсовет Севастополя 11 марта 2014 года приняли Декларации о независимости, а на основании результатов проведённого 16 марта референдумов (в которых было два альтернативных вопроса — о присоединении к России и о сохранении в составе Украины, последнюю норму поддержали 2,5% жителей Крыма и 3,4% — Севастополя) они были провозглашены независимыми государствами в этом качестве признаны Россией указом президента.
В Херсонской области никакой государственности нет. Там действует временная российская администрация, нет представительских органов и своих законов (у административных регионов Украины собственного законодательства нет: Украина — унитарное, а не федеративное государство).
Российское законодательство ответа на этот вопрос тоже не даёт. Закон №6-ФКЗ от 17.12.2001, регулирующий принятие в состав России новых территорий, предполагает возможность присоединения частей иностранных государств, но, в соответствии с ч. 1 ст. 6 этого закона «инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (…) является данное иностранное государство». В данном случае — Украина (мы полагаем, что любое демократически избранное руководство Украины не признало бы российского статуса Крыма).
Опыт переходов Эльзаса и Лотарингии из Франции в Германию и обратно тут тоже скорее бесполезен — принадлежность территорий определялась на основании межгосударственных договоров, местному населению предоставлялась право избирать гражданство (не всегда).
Какие же есть варианты?
1. Создать Таврическую народную республику (название ХНР зарезервировано за Харьковом ещё в 2014 году) — чтобы отделиться, принять закон о референдуме и его провести.
Учитывая опыт существования непризнанных ДНР и ЛНР и нежелание властей области вероятность такого шага невелика, хотя он наиболее простой и очевидный.
2. Войти в состав какого-то другого субъекта.
Наиболее очевидным является присоединение к ДНР и ЛНР, которые уже фактически «взяли шефство» над регионами. Поскольку Херсонская и Запорожская области будут входить в Россию в виде отдельных субъектов, то придётся вносить изменения в конституции ДНР и ЛНР с тем, чтобы они стали федеративными (это задерживает их собственные референдумы).
Херсонская область до конца года перейдет под законодательство РФ - властиХерсонская область планирует до конца года полностью перейти под законодательство Российской Федерации. Об этом 11 мая в комментарии журналистам сообщил заместитель главы военно-гражданской администрации региона Кирилл Стремоусов
Другой вариант — воссоздавать Новороссию в составе нескольких регионов (в том числе ДНР и ЛНР) и уже в ней проводить референдум. Этот вариант излишне сложен — зачем плодить сущности без особой необходимости?
Вариант с вхождением Херсонской и, возможно, части Запорожской областей в состав Крыма, видимо, уже исключён, хотя некоторое время о нём говорили вполне серьёзно. Очевидно, внезапное расширение одного из субъектов федерации тоже плохо согласуется с законодательством.
3. Искать какой-то другой вариант юридического обоснования вхождения в состав России. Скорее всего, с внесением изменений в №6-ФКЗ. Возможность проведения референдума и его статус — под вопросом.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала