https://ukraina.ru/20220524/1034021609.html
Как новые регионы будут входить в состав России: вопросы и варианты
Как новые регионы будут входить в состав России: вопросы и варианты - 13.07.2022 Украина.ру
Как новые регионы будут входить в состав России: вопросы и варианты
Заявление замглавы Херсонской военно-гражданской администрации Кирилла Стремоусова о желании населения области войти в состав России и о проведении референдума снова поднимает тему о порядке вхождения новых регионов в состав России. Возникает целый ряд вопросов не только политического, но и юридического характера
2022-05-24T15:20
2022-05-24T15:20
2022-07-13T11:11
эксклюзив
россия
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103402/17/1034021714_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_084ac83b2fbfb2cdc5b69b8d718ec4a9.jpg
Сама по себе дискуссия о референдуме была навязана в значительной степени украинскими СМИ. Именно они на протяжении апреля ударно рапортовали о подготовке референдума, который должен был состояться 9 мая. Никакого референдума не было, но, конечно, не потому, что о нём сообщило УНИАН.Начнём с того, что в ДНР и ЛНР референдум отсрочен до освобождения всей их территории (они создавались и официально существовали в границах соответствующих областей). Это как минимум. Возможно, проведение референдума о присоединении с России будет отсрочено до завершения СВО — так или иначе, время военное, часть населения республик эвакуирована.Такая же проблема в Херсонской области, часть которой российскими войсками не контролируется, а тем более — в Запорожской и Харьковской областях, где до сих пор под управлением Киева находятся областные центры.Впрочем, эти моменты имеют преимущественно технический характер. Главный вопрос — юридический: кто и на каком юридическом основании будет проводить референдум?В Крыму, ДНР и ЛНР всё понятно — это признанные Россией суверенные государства со своей системой управления и своей законодательной базой. Соответственно, референдумы они проводят сами по своим законам.Например, Верховный Совет Крыма и горсовет Севастополя 11 марта 2014 года приняли Декларации о независимости, а на основании результатов проведённого 16 марта референдумов (в которых было два альтернативных вопроса — о присоединении к России и о сохранении в составе Украины, последнюю норму поддержали 2,5% жителей Крыма и 3,4% — Севастополя) они были провозглашены независимыми государствами в этом качестве признаны Россией указом президента.В Херсонской области никакой государственности нет. Там действует временная российская администрация, нет представительских органов и своих законов (у административных регионов Украины собственного законодательства нет: Украина — унитарное, а не федеративное государство).Российское законодательство ответа на этот вопрос тоже не даёт. Закон №6-ФКЗ от 17.12.2001, регулирующий принятие в состав России новых территорий, предполагает возможность присоединения частей иностранных государств, но, в соответствии с ч. 1 ст. 6 этого закона «инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (…) является данное иностранное государство». В данном случае — Украина (мы полагаем, что любое демократически избранное руководство Украины не признало бы российского статуса Крыма).Опыт переходов Эльзаса и Лотарингии из Франции в Германию и обратно тут тоже скорее бесполезен — принадлежность территорий определялась на основании межгосударственных договоров, местному населению предоставлялась право избирать гражданство (не всегда).Какие же есть варианты?1. Создать Таврическую народную республику (название ХНР зарезервировано за Харьковом ещё в 2014 году) — чтобы отделиться, принять закон о референдуме и его провести.Учитывая опыт существования непризнанных ДНР и ЛНР и нежелание властей области вероятность такого шага невелика, хотя он наиболее простой и очевидный.2. Войти в состав какого-то другого субъекта.Наиболее очевидным является присоединение к ДНР и ЛНР, которые уже фактически «взяли шефство» над регионами. Поскольку Херсонская и Запорожская области будут входить в Россию в виде отдельных субъектов, то придётся вносить изменения в конституции ДНР и ЛНР с тем, чтобы они стали федеративными (это задерживает их собственные референдумы).Другой вариант — воссоздавать Новороссию в составе нескольких регионов (в том числе ДНР и ЛНР) и уже в ней проводить референдум. Этот вариант излишне сложен — зачем плодить сущности без особой необходимости?Вариант с вхождением Херсонской и, возможно, части Запорожской областей в состав Крыма, видимо, уже исключён, хотя некоторое время о нём говорили вполне серьёзно. Очевидно, внезапное расширение одного из субъектов федерации тоже плохо согласуется с законодательством.3. Искать какой-то другой вариант юридического обоснования вхождения в состав России. Скорее всего, с внесением изменений в №6-ФКЗ. Возможность проведения референдума и его статус — под вопросом.
https://ukraina.ru/20220513/1033957330.html
https://ukraina.ru/20220511/1033940211.html
россия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103402/17/1034021714_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_320c3a1affcc779eb4acd49a636f5c60.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
эксклюзив, россия
Как новые регионы будут входить в состав России: вопросы и варианты
15:20 24.05.2022 (обновлено: 11:11 13.07.2022) Заявление замглавы Херсонской военно-гражданской администрации Кирилла Стремоусова о желании населения области войти в состав России и о проведении референдума снова поднимает тему о порядке вхождения новых регионов в состав России. Возникает целый ряд вопросов не только политического, но и юридического характера
Сама по себе дискуссия о референдуме была навязана в значительной степени украинскими СМИ. Именно они на протяжении апреля ударно рапортовали о подготовке референдума, который должен был состояться 9 мая. Никакого референдума не было, но, конечно, не потому, что о нём сообщило УНИАН.
Начнём с того, что в ДНР и ЛНР референдум отсрочен до освобождения всей их территории (они создавались и официально существовали в границах соответствующих областей). Это как минимум. Возможно, проведение референдума о присоединении с России будет отсрочено до завершения СВО — так или иначе, время военное, часть населения республик эвакуирована.
Такая же проблема в Херсонской области, часть которой российскими войсками не контролируется, а тем более — в Запорожской и Харьковской областях, где до сих пор под управлением Киева находятся областные центры.
Впрочем, эти моменты имеют преимущественно технический характер. Главный вопрос — юридический: кто и на каком юридическом основании будет проводить референдум?
В Крыму, ДНР и ЛНР всё понятно — это признанные Россией суверенные государства со своей системой управления и своей законодательной базой. Соответственно, референдумы они проводят сами по своим законам.
Например, Верховный Совет Крыма и горсовет Севастополя 11 марта 2014 года приняли Декларации о независимости, а на основании результатов проведённого 16 марта референдумов (в которых было два альтернативных вопроса — о присоединении к России и о сохранении в составе Украины, последнюю норму поддержали 2,5% жителей Крыма и 3,4% — Севастополя) они были провозглашены независимыми государствами в этом качестве признаны Россией указом президента.
В Херсонской области никакой государственности нет. Там действует временная российская администрация, нет представительских органов и своих законов (у административных регионов Украины собственного законодательства нет: Украина — унитарное, а не федеративное государство).
Российское законодательство ответа на этот вопрос тоже не даёт. Закон №6-ФКЗ от 17.12.2001, регулирующий принятие в состав России новых территорий, предполагает возможность присоединения частей иностранных государств, но, в соответствии с ч. 1 ст. 6 этого закона «инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (…) является данное иностранное государство». В данном случае — Украина (мы полагаем, что любое демократически избранное руководство Украины не признало бы российского статуса Крыма).
Опыт переходов Эльзаса и Лотарингии из Франции в Германию и обратно тут тоже скорее бесполезен — принадлежность территорий определялась на основании межгосударственных договоров, местному населению предоставлялась право избирать гражданство (не всегда).
1. Создать Таврическую народную республику (название ХНР зарезервировано за Харьковом ещё в 2014 году) — чтобы отделиться, принять закон о референдуме и его провести.
Учитывая опыт существования непризнанных ДНР и ЛНР и нежелание властей области вероятность такого шага невелика, хотя он наиболее простой и очевидный.
2. Войти в состав какого-то другого субъекта.
Наиболее очевидным является присоединение к ДНР и ЛНР, которые уже фактически «взяли шефство» над регионами. Поскольку Херсонская и Запорожская области будут входить в Россию в виде отдельных субъектов, то придётся вносить изменения в конституции ДНР и ЛНР с тем, чтобы они стали федеративными (это задерживает их собственные референдумы).
Другой вариант — воссоздавать Новороссию в составе нескольких регионов (в том числе ДНР и ЛНР) и уже в ней проводить референдум. Этот вариант излишне сложен — зачем плодить сущности без особой необходимости?
Вариант с вхождением Херсонской и, возможно, части Запорожской областей в состав Крыма, видимо, уже исключён, хотя некоторое время о нём говорили вполне серьёзно. Очевидно, внезапное расширение одного из субъектов федерации тоже плохо согласуется с законодательством.
3. Искать какой-то другой вариант юридического обоснования вхождения в состав России. Скорее всего, с внесением изменений в №6-ФКЗ. Возможность проведения референдума и его статус — под вопросом.