Притом что националисты собрали на акцию, по разным оценкам, от 300 до тысячи человек, и на площади у Дворца спорта буквально рябило от партийных флагов, съезд партии «Доверяй делам» прошел удивительно спокойно и даже довольно комфортно.
Председателем партии был избран харьковский городской голова Геннадий Кернес, сопредседателем — одесский городской голова Геннадий Труханов. Наблюдатели сразу отметили, что съезд партии выдержан в ярко-зеленых тонах, аналогичных цветовой гамме президентской кампании Владимира Зеленского. Новая партия и не скрывает, что поддерживает нового главу государства и будет сотрудничать с ним в Верховной Раде.
Делегаты партии "Доверяй делам" избрали председателем политсилы мэра Харькова Геннадия Кернеса.
— Буквы (@Bykvu) 2 июня 2019 г.
Сопредседателем стал мэр Одессы Геннадий Труханов.https://t.co/D3Mszwxq1j pic.twitter.com/v5dsuLYuAh
Спокойная атмосфера в зале плохо сочеталась с яростью, плескавшейся прямо у его стен, — на акцию протеста вышли харьковские отделения «Фрайкора», «Традиции и порядка», «Правого сектора»* и «Национального корпуса». На этот раз националисты, не очень дружащие между собой ввиду идеологических и прочих различий, собрали свои силы в один разящий кулак. «Протесты в Харькове!.. Объединенные силы «Национального корпуса», «Традиции и порядка», «Фрайкора» и «Правого сектора» сбросили памятник Жукову», — написал в Facebook лидер «Традиции и порядка» Богдан Ходаковский, опубликовав и видео произошедшего.
Можно добавить, что на акции присутствовали члены партии «Демократическая секира», занимающей место где-то на стыке либерального (точнее даже либертарианского) и националистического политических спектров. Ее активисты последний год весьма активны на разных протестах в Харькове.
Нельзя не отметить, что все происходящее вызывало ощущение не реального противостояния двух сил, а хорошо продуманного спектакля.
Во-первых, зачем было проводить съезд партии в том же Дворце спорта, где 22 февраля 2014 года прошел хорошо известный Съезд депутатов и представителей власти разного уровня регионов Юго-Востока? Для того чтобы легче мобилизовать против «партии мэров» не только националистов (которым гораздо проще было объяснить, почему перед ними — «реванш пророссийских сепаратистов»), но и все промайданные силы Харькова?
И ладно бы еще тот съезд был демонстрацией антимайданных сил. Как вспоминают его участники, на том мероприятии (они называют его «съездом проигравших») царила атмосферы отчаяния, Виктор Янукович испугался местных майдановцев и бежал в Крым. И наверняка Кернес помнит чувства, которые испытывал в холодном зале, видя отсутствие свергнутого президента и слыша шум собравшейся рядом толпы противников.
Можно было бы предположить, что сейчас харьковский городской голова намерен преодолеть тогдашнее поражение, он больше не испытывает чувства страха и т.д. Но это явно не так. Страх никуда не ушел, потому что улицу с того самого времени по всей стране и в Харькове в том числе контролируют националисты. И поражение Порошенко тут ничего не изменило, скорее наоборот — с непопулярным в обществе к концу первого срока президентом как раз можно было договориться (пообещав поддержку), тем более против общего для него и Кернеса врага в лице Арсена Авакова и националистов.
Акція націоналістів та праворадикалів у Харкові pic.twitter.com/Clsfn5glF6
— Hromadske.UA (@HromadskeUA) 2 июня 2019 г.
Во-вторых, почему националисты, располагая большим количеством мобилизованных к Дворцу спорта бойцов, не попытались реально сорвать мероприятие, а занялись борьбой с памятником маршалу Георгию Жукову (на защите памяти которого Кернес как раз ведет с начала мая раскрутку своей партии)? Ведь возможностей для атаки на съезд было много — заранее окружить здание и не давать туда никому войти, штурмовать Дворец спорта и вступить в бой с полицией и Нацгвардией, закидать здание файерами и газовыми шашками. За прошедшие пять лет мы часто видели на Украине, как несколько десятков крепких ребят в камуфляже и балаклавах срывали мероприятия «сепаратистов» (от «Украинского выбора» и коммунистов до венгерских национальных организаций), а уж когда националистов собирались сотни, остановить их было практически невозможно.
У той же «Традиции порядка» имеется удачный опыт штурма в феврале Житомирской областной рады, у «Национального корпуса» — мартовских боев возле Администрации президента и на митингах Порошенко в регионах. В самом Харькове в апреле 2018 года националисты в меньшем составе штурмовали городской совет, срывая его заседания, и т.д. Но на этот раз ничего не произошло.
Вместо этого, побузив от души, тот же «Национальный корпус» опубликовал в своих Telegram-каналах (в Facebook их постоянно блокируют за экстремизм) заявление вождя партии Андрея Билецкого: «Национальный корпус» инициирует объединение патриотов, националистов и ветеранов в единый фронт… Вместе мы способны создать новую Украину — державу национального единства и социальной справедливости» (прозрачный намек на национал-социализм).
Все это похоже на договорной бой, который каждая из сторон использует для собственной раскрутки. Для Кернеса протесты националистов повышают резонанс в СМИ вокруг его партии как главного оплота антифашистских сил. А для националистов и неонацистов это еще одна возможность громко заявить о себе.
Но это видимая часть айсберга. Дело в том, что эти стороны реально ненавидят друг друга, а особенно Аваков и Кернес. Именно Кернес после победы в 2010 году над Аваковым на выборах мэра Харькова лишил будущего министра внутренних дел огромного бизнеса, по эмоциональной оценке Авакова, «сделал его нищим», а еще и заставил уехать на долгое время за границу, спасаясь от уголовного преследования. Такое не прощают, и после победы Евромайдана в Харькове 28 апреля 2014 года в Кернеса стрелял снайпер. Стрелок метил в сердце, но харьковский мэр выжил, хотя и стал калекой — передвигается в инвалидной коляске и при этом обвиняет в покушении Авакова.
Поэтому, если "договорняк" и случился, то не между Кернесом и Аваковым. А кто, кроме них, мог дать гарантии, что полиция не пропустит националистов на реальный штурм здания или не даст им напасть на делегатов? Такие гарантии в современной Украине мог дать только один человек, и это олигарх Игорь Коломойский.
«Та спілкувався, далі що?» — Геннадій Кернес про спілкування із олігархом Ігорем Коломойським та його причетність до створення партії «Довіряй ділам» pic.twitter.com/R2OSThRP8M
— Hromadske.UA (@HromadskeUA) 2 июня 2019 г.
Кстати, Коломойский не скрывает, что именно он стоит за «партией мэров», которая должна пройти в Верховную Раду, оторвав у «оппоблоковцев» часть электората Юго-Востока (не скрывал бесед с олигархом по этому поводу и Кернес, отвечая на съезде журналистам). Правда, запускалась партия тогда, когда предполагались выборы по новым правилам, только по партийным спискам. В той ситуации партия «крепких хозяйственников» стала бы идеальным местом для крупных бизнесменов из регионов, желающих пройти в парламент, обеспечив себе тем самым и инструмент для лоббизма, и иммунитет от уголовного преследования. Однако поскольку мажоритарные округа в итоге остались, то проще идти в Раду по ним, потому что вливать деньги в партию без рейтинга рискованно, а вот пройти по мажоритарке проще. А уж потом в самой Раде можно будет присоединиться к "партии мэров".
А создателям "партии мэров" тем не менее необходимо обеспечить новое политическое движение электоратом. Такой электорат есть, в сентябре 2018 года он, например, консолидировался на некоторое время вокруг внефракционного депутата от Харькова Евгения Мураева, создавшего партию «Наши»: людей привлекло в Мураеве именно то, что тот смело публично оппонировал Билецкому и майдановцам. В итоге созданная 26 сентября 2018 года партия без крупных спонсоров, согласно проведенному с 19 октября по 2 ноября совместному опросу Центра Разумкова, Социологической группы «Рейтинг» и Киевского международного института социологии, получила 3,0% от общего числа опрошенных, 3,9% от числа намеренных голосовать и 4,9% от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором, вплотную подойдя к 5%-ному проходному барьеру в Раду.
Раньше этот электорат (условно назовем его антифашистским) мог ситуативно голосовать за Партию регионов, но больше за коммунистов, «Родину» Маркова (в Одессе), Прогрессивную социалистическую партию Украины Наталии Витренко и тому подобные политические силы.
Ошибкой Мураева было то, что подобные партии надо создавать непосредственно накануне выборов, потому что такие политические проекты держатся только на эмоциях и недолговечны в плане консолидации электората. Победа такой партии требует наличия реальных местных структур, а также финансов и медийных возможностей больших, чем у недавнего владельца NewsOne. Но вот у Кернеса с Трухановым структуры и деньги есть, а медийку им обеспечит «1+1» Коломойского.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ.