Премьер-министр Дмитрий Медведев 25 декабря подписал постановление о расширении санкционных списков против украинских политиков и организаций.
Во второй санкционный пакет вошли более 200 физических и юридических лиц. Первая волна санкций в начале ноября 2018 года затронула 390 физических и юридических лиц из Украины. Банковские счета и имущество попавших под санкции политиков и компаний на территории России подлежат блокировке. Им запрещено выводить капиталы за границы РФ.
Расширяя санкции против Украины, Россия лишь отвечает на недружественную политику, которую проводит украинское руководство, заявил изданию RT член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов.
Депутат отметил, что России приходится применять санкции против Украины, так как Киев все более агрессивно ведет себя с соседним государством, нарушает права российских компаний, действующих на территории Украины.
Причины введения второй волны санкций
По мнению украинского политтехнолога Андрея Золотарева, новые санкции не связаны с военным положением на Украине. Введению ограничений способствовала попытка объединения партии «За жизнь» и «Оппозиционного блока» Виктором Медведчуком, в результате чего ряд депутатов покинули фракцию «Оппоблока» в Верховной Раде Украины.
«Мы на протяжении четырех месяцев наблюдаем интересные процессы среди оппозиции, претендующей на голоса Юго-Востока Украины. Оппоненты называют ее пророссийской, хотя это в принципе неверно. Это пропагандистский ярлык. Но суть в том, что с этого времени началась объединительная деятельность Виктора Медведчука. К сожалению, она оказалась деструктивной, поскольку мы видим сближение «газовой» части «Оппоблока» с Медведчуком, что привело к расколу политсилы. Те же процессы поглощения и слияния, которые вы видели в «За життя» («За жизнь». — Ред.), привели к исходу депутата Евгения Мураева, который оказался в санкционном списке», — сообщил эксперт изданию Украина.ру.
Ряд руководителей, мэров, депутатов попали в этот список, потому что они играют на руку Порошенко и работают в интересах его избирательного штаба, дробят протестный потенциал и протестный электорат, заявил изданию «Царьград» бывший спикер парламента Новороссии Олег Царев.
Несколько мэров юго-востока Украины присягнули Порошенко на верность и пообещали использовать весь свой админресурс для того, чтобы он был президентом. А дробление оппозиционных сил на отдельные политические проекты приведёт к тому, что оппозиционный кандидат не получит шансов выиграть у Порошенко, считает политик.
Основные мишени
По мнению Золотарева, части «Оппоблока», которая демонстрировала готовность пойти на компромисс с президентом Украины Петром Порошенко, ранее был дан сигнал, который не был услышан, теперь настал черед санкций.
Прицел на парламентские выборы
Золотарев считает, что это игра властей России в долгую с прицелом на парламентские выборы. Действия правительства РФ ориентированы на то, чтобы в Верховной Раде оказалась значительная депутатская группа, фракция, нацеленная на смену политики в отношениях России и Украины, во главе которой будет Виктор Медведчук.
Сам список глобально не изменит ситуацию в отношениях между странами, скорее это тактический ход перед выборами.
«В российских СМИ доминируют позитивные оценки Медведчука, Бойко, Левочкина, Рабиновича, нежели ахметовской части «Оппоблока». Я не думаю, что это как-то кардинально скажется на экономических отношениях, тем более что товарооборот между Украиной и Россией растет, больше покупает Украина. И понятно, что у Украины существует критическая зависимость от российского импорта по таким сегментам, как нефтепродукты. Этот санкционный список, мне кажется, кардинально не изменит ситуацию. У него совершенно очевидный политический подтекст», — добавил политолог.
Будет третья волна санкций
Курс Украины в ближайшее время не изменится, рассказал «Комсомольской правде» политолог Александр Асафов. Вторая волна российских ограничений была ожидаемой, но за ней последуют третья и последующие.
При этом, по словам Асафова, включения определенных лиц в санкционный список недостаточно, так как ни один из предполагаемых фигурантов не оформляет свою собственность на себя лично. Есть офшорные компании, родственники-номинальные владельцы.
По словам Царёва, чтобы американцы применили какие-нибудь санкции, им просто нужно знать, кто фактический владелец компании, тогда они в полной мере применяют. Вот если будет задействован такой подход, тогда с российскими санкциями будут считаться.
По его словам, только в Крыму полторы тысячи объектов, которые принадлежат украинским политикам и силовикам. Первая волна санкций никаких неудобств этим людям не доставила.
«Никаких неудобств, жалоб по этому поводу, дискомфорта никто не испытывал. Вы ведь не слышали о том, что у кого-то были проблемы по бизнесу, чтобы у кого-то наложили арест на имущество в России, в Крыму, какие-то сделки заблокировали», — напомнил Царёв.