Каждая из сторон настаивает на своей трактовке событий и пунктов Соглашений. Например, Украина обвиняет Россию в «невыполнении Минских соглашений», хотя в документе нет обязательств России. И Россия выступала при подписании Соглашений гарантом на стороне самопровозглашенных ДНР и ЛНР их выполнения.

Зато Украина, у которой есть целый набор обязательств по реализации политической части Соглашений, действует ровно наоборот. То есть вместо их реализации принимает «закон о деоккупации», которым фактически объявляет войну России и делает бессмысленным дальнейшие переговоры в минском и нормандском формате.

Есть и другие игроки. Например, ЕС и США, которые со своей стороны также принимают участие в разрешении конфликта. Но каждый по-своему. И у каждого есть свой интерес и своя правда.

Обстоятельства и обязательства

Ровно три года назад, 12 февраля 2015 года, руководители стран «нормандской четверки» — российский президент Владимир Путин, немецкий канцлер Ангела Меркель, французский президент Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко в Минске подписали Соглашения, определяющие шаги по прекращению вооруженного гражданского конфликта на востоке Украины.

При этом необходимо учесть, что ровно в этот момент под Дебальцево на территории Украины армии ДНР и ЛНР взяли в «котел» крупную войсковую группировку Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Коалиция в Германии: Минск в обмен на санкции
Коалиция в Германии: Минск в обмен на санкции
© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанк

В преддверие военного разгрома с последующим крахом режима Порошенко приехал подписывать Соглашения в Минск. В обмен на остановку всех военных действий с 00 часов 15 февраля, президент Украины обещал:

— предоставить особый статус мятежным территориям Донбасса в Конституции страны;

— объявить амнистию для всех участников конфликта;

— принять закон и провести на Донбассе выборы местных органов власти.

Кроме того, предполагалось, что после остановки боевых действий в зоне конфликта будут:

— отведено с обеих сторон за линию разграничения тяжелое вооружение;

— проведен обмен пленных и заложников по принципу «всех на всех»;

— с территории Донбасса будут удалены все иностранные вооруженные силы;

— после проведения на Донбассе местных выборов Украина установит полный контроль над российско-украинской границей.

Парламент Украины объявил России войну
Парламент Украины объявил России войну
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

В настоящий момент не выполнен ни один из перечисленных пунктов. В некоторой степени производится обмен военнопленными, волнообразно проходит отвод тяжелого вооружения, работают совместные трехсторонние комиссии, которые вырабатывают меры по преодолению конфликта. Закон об особом статусе Донбасса был принят парламентом, но в действие не вступил, а амнистию президент Порошенко объявил только для тех, кто участвовал в гражданском конфликте со стороны Украины. Социальные пособия гражданам Украины, проживающим на территории мятежного Донбасса, выплачиваются украинским правительством, но и здесь возникает масса проблем и задержек.

Очевидно, что, подписывая Соглашения, Порошенко выторговывал себе время для передислокации войск и спасения своего режима от позорной капитуляции.

Позиция ДНР и ЛНР

На территории Донбасса за три года сформировалась своя структура управления территориями, бизнес, производство, управление коммунальным хозяйством, вооруженные силы и спецслужбы. Все это действует не идеально, но в условиях по сути непрекращающихся военных действий достаточно эффективно.

Желания возвращаться в современную Украину у большинства жителей Донбасса нет, поскольку украинская власть не гарантирует им безопасного и мирного возвращения.

Местные органы власти на Донбассе не вполне легитимны, так как полноценных выборов в мятежных республиках не проводилось. Но эти выборы могут быть проведены (и их проведение планируется по местным законам). Остановка в этом сегменте только за тем, что проведением выборов без принятого закона Киевом Донбасс нарушает Минские соглашения. Но и Киев с принятием соответствующих законов не спешит.

Поэтому вопрос легитимности местных органов власти остается открытым. Хотя система управления действует, коммунальное хозяйство функционирует, налоги собираются.

Позиция Германии, Франции и США

Европейский союз вместе с США, применившие санкции к России за «аннексию Крыма» и «оккупацию Донбасса», на самом деле начинают постепенно разочаровывается в украинских партнерах. Во всяком случае власти Германии и Франции и, прежде всего, их дипломатические ведомства неоднократно заявляли, что ожидают от Украины более активных действий по реализации политической части Соглашений.

Совершенно очевидна и позиция США, которые поначалу дистанцировались от украинского конфликта и даже не принимали участие в переговорах в «нормандском формате». Но сейчас, представитель Госдепа Курт Волкер участвует в специальном формате переговоров по Донбассу с помощником президента России Вячеславом Сурковым. Стороны обсуждают ввод на Донбасс контингента миротворцев ООН, которые будут по российской версии находиться на линии конфликта, а по версии США на всей территории Донбасса, против чего выступает российская сторона. Но в целом, США как будто за мирное разрешение ситуации.

Почему Волкер и Сурков не смогут найти взаимопонимание по Донбассу
Почему Волкер и Сурков не смогут найти взаимопонимание по Донбассу
© Sputnik | Перейти в фотобанк

Между тем у Германии и отчасти у Франции есть позиции, по которым они существенно расходятся в вопросе украинского конфликта с США.

Дело — в газе

Основная экономическая функция Украины в Европе — транзитная. Через украинскую газотранспортную систему (ГТС) в Европу попадает значительный, более 50 процентов, объем российского газа. Конфликт на территории Восточной Украины делает эти поставки проблемными. И уже несколько раз поставки газа приостанавливались из-за внутреннего конфликта на Украине и конфликта между Россией и Украиной. В связи с этим, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в Европу, Россия построила обходной газопровод — Северный поток. В настоящее время, вместе с Германией Россия начала строительство «Северного потока-2», после ввода в действие которого необходимость в ГТС Украины фактически отпадет (2019 год).

Премьер-министр Польши: «Северный поток-2» угрожает безопасности Центральной Европы
Премьер-министр Польши: «Северный поток-2» угрожает безопасности Центральной Европы
© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанк

У США, начавших несколько лет назад разработку технологии добычи сланцевого газа, сейчас есть возможность добывать его в промышленных объемах для поставок сжиженного газа в Европу. Однако, он дороже российского природного. Поэтому США, предлагая Европе свой газ, были заинтересованы в конфликте на Донбассе, что делало менее стабильной ситуацию с поставками российского газа в Европу, а сейчас, так же как и Украина, США заинтересованы в прекращении, а лучше всего, запрете со стороны  ЕС строительства «Северного потока-2». Потому что в этом случае потребность Европы в сжиженном газе из США резко возрастет.

И это является одной из экономических причин конфликта на Донбассе и продолжение (из-за Донбасса) действия экономических санкций в отношении России. Которые ограничивают возможности России в создании независимой от Украины ГТС.

Позиция России

С политической и гуманитарной точек зрения Россия не может отступить от своих обязательств перед ДНР и ЛНР. Прежде всего потому, что на территории мятежного Донбасса проживает около 2 миллионов русских граждан, крепко связанных родственными, дружественными и бизнес-связями с Россией. Много беженцев из Донбасса находится на российской территории. Очевидно, что приход в Донбасс ВСУ и добровольческих батальонов с вооруженными радикалами приведет к массовым зачисткам сторонников России в этом регионе. То есть к гуманитарной катастрофе.

Феномен украинского нацизма: маска, ставшая лицом
Феномен украинского нацизма: маска, ставшая лицом
© РИА Новости, Александр Натрускин | Перейти в фотобанк

При этом российское руководство считает, что ДНР и ЛНР должны находиться в составе Украины, но в соответствии с Минскими соглашениями, иметь особый статус, закрепленный в Конституции, определяющий их более независимое от Киева юридическое положение.

Позиция Украины

Украинская власть внутренне амбивалентна, поскольку вынуждена учитывать не только внешние обстоятельства (требование европейских партнеров выполнять Минские соглашения), но и внутреннюю политическую ситуацию, во многом определяемую радикалами и националистами, которые требуют как раз обратного — отказа от Минских соглашений и военного разрешения конфликта на востоке страны.

Кроме того, в настоящее время украинская власть понимает, что должна остановить своим противодействием планы России и ее европейских партнеров по строительству обходных газопроводов. В этом смысле планы руководства Украины совпадают с планами политиков и бизнес-кругов США.

В этой ситуации украинское руководство, отчаявшись добиться реализации своих планов дипломатическими методами, приняло авантюрное решение, приняв закон о реинтеграции, который на самом деле стал «законом о деоккупации». Этим законом, который принят парламентом, но еще не подписан президентом, Украина фактически хоронит Минские соглашения, объявляя Россию «оккупантом» и делая ее главным субъектом выполнения Минских соглашений.

«Я считаю, что тот, кто сделает первый шаг по слому минских договоренностей, совершит колоссальную ошибку, — заявил 11 февраля глава МИД РФ Сергей Лавров. — Собственно говоря, киевские власти находятся в одном шаге от этой ошибки». В данном случае, решение украинских властей может привести к фактическим похоронам Минских соглашений.

А иного плана урегулирования гражданского конфликта на востоке Украины в настоящее время нет.