Адмирал Владимир Комоедов: Британский флот в Черном море погибнет по принципу Тараса Бульбы
16:11 02.10.2023 (обновлено: 10:27 28.11.2023)
© РИА Новости . Владимир ФедоренкоВладимир Комоедов интервью
Российский военачальник, политик, в прошлом командующий Черноморским флотом ВМФ России, адмирал Владимир Комоедов в интервью изданию Украина.ру объяснил, как Россия хитро разделается с Британским флотом в Черном море
Великобритания изучает, какую роль ее флот может сыграть в Черном море для «защиты» коммерческих судов от России. Об этом накануне заявил министр обороны страны Грант Шэппс в интервью газете The Telegraph.
— Владимир Петрович, насколько реальны перспективы, что Британия введёт свой флот в Чёрное море?
— Пока говорить рано: через сутки можно будет сказать, это пустые разговоры или серьёзные намерения, после которых начнутся какие-либо маневры Британии.
Кроме того, Турция закрыла все проливы для прохода военных кораблей, в том числе наших. [В марте прошлого года Турция официально информировала Россию и Украину, что применит статью 19 конвенции о запрете на проход военных кораблей через Дарданеллы и Босфор]. Как там могут пройти англичане с учетом этого, пока неясно.
— Юридически, с точки зрения международного морского права, Британия имеет право отправить флот в Черное море?
— Да, это возможно. Но чужие корабли в соответствии с Конвенцией Монтрё, заключенной в 1936 году, могут находиться в Черном море не более 21 суток и иметь водоизмещение менее 30 тысяч тонн.
Если вы помните, американцы ходили там под предлогом визита в Румынию, Болгарию, Грузию — как будто «одной натовской крови».
2 ноября 2022, 13:58
Владимир Комоедов: кто он— В каком случае Турция все же может нарушить конвенцию Монтрё?
— Вряд ли она будет нарушать принятые соглашения и договоренности в рамках Монтрё. Но турки могут растянуть это на длительный период: один английский корабль зашел-вышел, потом другой пришел. Будет присутствие не Англии как страны, а просто судна.
Однако не так-то легко и просто бороздить просторы Черного моря: там везде плавают украинские мины — их даже до Босфора доносит.
Поэтому будьте внимательны, англичане. Тарас Бульба говорил: «Я тебя породил, я тебя и убью». Тут немного иначе, но примерно в том же ракурсе: Запад породил Украину, а она мины расставила, которые могут убить европейцев.
— Каково сегодня состояние Британского флота? Опасен ли он для наших морских сил?
— Я уже говорил в одном из наших интервью, что от Великобритании осталась лишь «Британия» — англичане совсем потеряли свое лицо. Ведь была самая колониальная страна, львица, владычица морей…
Конечно, у британцев есть флот, он боеготов в тех пределах, которые страна имеет. Мой личный опыт показывает, что они сильные моряки, воевать умеют, но на море — хамы.
Расскажу историю из личного опыта, когда я служил на Балтике: мой корабль стоял в дозоре в районе проливной зоны. Мимо проходил английский корабль. Наши как положено его поприветствовали, отдали воинскую честь, а в ответ лицезрели голые пятые точки двух англичан.
Капитан сказал мне, что не знал, как реагировать на это. А у меня возникла дерзкая идея, что надо было это хамство сфотографировать и распечатать с наложенным портретом английской королевы. Чтоб не повадно было.
Мне, единственное, никак не удается понять, откуда столько злобы и русофобии в отношении нас со стороны Британии. У нас через царские семьи кровь намешана, в том числе в роду Романовых.
Ведь англичане нам в свое время помогли отвоевать Крым! Екатерина II отправила эскадру к полуострову, у которой был длительный переход из Балтики в Чёрное море.
Наш линкор «Европа» потерял рулевое управление, и именно англичане предоставили доки, чинили наши корабли и так далее. Впоследствии это судно участвовало в Чесменском сражении, где Россия получила уникальную победу на море.
Русский флотоводец Федор Ушаков и британский вице-адмирал Горацио Нельсон сражались на Средиземном море против общего врага — Франции. И положительно друг к другу относились, хоть и хотели превосходства своего флота. Это глубокая история.
— Есть ли у Черноморского флота военные возможности сдержать британцев? Мы имеем право топить их корабли?
— Любой военный корабль обладает иммунитетом. Любое нападение на корабль — это нападение на государство, которому он принадлежит. Это начало войны.
Я думаю, мы будем поступать умнее: будем вести активную разведку; возможно, будем применять силы подавления [атакующих средств противника]. Напомню, что англичане с американцами через космос наводят подаренные украинским силам морские и воздушные дроны на наши объекты.
Сейчас есть большая опасность со стороны подводных дронов противника. Чтобы обнаружить аппарат таких размеров, необходимо затратить много сил. Технические возможности у нас, конечно, есть, но они точечные — не площадные.
— Как можно улучшить наши возможности по обнаружению таких аппаратов?
— Нужно развивать науку — объявить полную боевую готовность для всех исследователей и учебных. Опять-таки, история не учит, а преподает уроки — а мы плохие ученики.
Вспомните, когда гитлеровцы применили бесконтактные магнитные мины по Севастополю (в первый период войны, в 1941 году), у нас не было средств борьбы с ними.
Тогда в Севастополь прибыла группа учёных под руководством Анатолия Александрова, а позже к ним присоединился физик Игорь Курчатов. Он создал метод противоминной защиты — размагничивание кораблей.
[По некоторым данным, в помощь советским учёным Великобритания командировала своих специалистов, которые уже несколько лет пытались решить ту же проблему].
Поэтому сейчас нам нужно сделать то же самое — привлечь российское научное сообщество к тому, чтобы создать эффективное средство для обнаружения подводных дронов из пластика, которые плывут на дальние расстояния на электродвигателях — бесшумно, невидимо.
Главное, чтобы было выдано целеуказание на оружие: чтобы вражеские ракеты не попадали в наши доки и корабли, по штабу Черноморского флота — как недавно в Севастополе нанесли удар английскими ракетами Storm Shadow. Кстати, представьте: в этом пожаре сохранилась икона, подаренная мною штабу Черноморского флота «от семьи генерала В. П. Комоедова». Обгорела лишь её рамка — английские ракеты не смогли святыню уничтожить.
Эта икона с чудесной историей. Она была освещена еще в бытность Патриарха Кирилла митрополитом Смоленским и Калининградским. И позже даже мироточила.
Мне, помнится (я уже там не работал), позвонил капитан первого ранга из Черноморского штаба и сказал: «Товарищ командующий, ваша икона мироточит! Она издает такой аромат, что весь штаб Черноморского флота, все 4 этажа окутаны запахом мирры».
Тогда был какой-то христианский праздник, и я ответил: «Видимо, это святой адмирал Ушаков нам подает свой сигнал».
Эта икона с чудесной историей. Она была освещена еще в бытность Патриарха Кирилла митрополитом Смоленским и Калининградским. И позже даже мироточила.
Мне, помнится (я уже там не работал), позвонил капитан первого ранга из Черноморского штаба и сказал: «Товарищ командующий, ваша икона мироточит! Она издает такой аромат, что весь штаб Черноморского флота, все 4 этажа окутаны запахом мирры».
Тогда был какой-то христианский праздник, и я ответил: «Видимо, это святой адмирал Ушаков нам подает свой сигнал».