"Бумбараш": трагикомедия Гражданской войны - 02.05.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

"Бумбараш": трагикомедия Гражданской войны

© PicasaКадр из фильма "Бумбараш"
Кадр из фильма Бумбараш
Читать в
Гражданская война – вещь жуткая, однако сама по себе ситуация слома привычного жизненного уклада создаёт множество комических ситуаций. Вспомните действительно смешные эпизоды "Белой гвардии" и "Бега". Ну а фильм "Бумбараш", снятый именно в жанре трагикомедии, ещё и полюбился зрителю.
"Бумбараш" вышел на экраны 1 мая 1972 года. Изначально картина подверглась жёсткой цензуре, и её даже хотели запретить к показу. Однако, у нее появился влиятельный заступник, контр-адмирал Тимур Аркадьевич Гайдар, сын знаменитого Аркадия Гайдара, по произведениям которого и сняли "Бумбараш".
Фильм решили делать на Киевской киностудии им. Довженко. Сначала режиссером картины назначили Абрама (Аркадия) Ароновича Народицкого, а сценаристом – Евгения Николаевича Митько. Но так как Абрам Аронович в начале 20-х сам воевал с повстанцами в Тамбовской области, то он видел фильм как исторический, серьёзный, снятый по классической схеме. Однако, когда черновик сценария представили на худсовете киностудии, её членам такой подход к материалу не понравился. В результате в режиссерскую группу ввели ещё одного режиссёра, недавнего выпускника ВГИКа, Николая Георгиевича Рашеева. В результате получился прекрасный дуэт, подаривший нам замечательный, веселый и одновременно очень грустный фильм "Бумбараш".
Основой для сценария послужили произведения Аркадия Петровича Гайдара: неоконченная повесть "Талисман", более известная под названием "Бумбараш", очерковая повесть "В дни поражений и побед", а также опубликованные в газетах рассказы о Лёвке Демченко: "Лёвка Демченко", "Конец Лёвки Демченко" и "Гибель 4-й роты". Авторский коллектив решил сохранить сатирический дух произведений Гайдара, а чтобы подчеркинуть его дух решил включить в фильм несколько песен, для написания которых пригласили барда Юлия Кима. Только на то время Ким был не в ладах с властью, а потому в титрах он значится как Юрий Михайлов.
Изначально на главную роль Бумбараша пригласили, и даже начали снимать Михаила Ивановича Кононова. Но, Евгений Митько уже несколько лет сотрудничал с "Театром на Таганке", и предложил Николаю Рашееву посмотреть актера театра Валерия Сергеевича Золотухина. На тот момент он уже был известен по работе в фильме Владимира Назарова "Хозяин тайги" (1968). Там он исполнил главную роль старшины милиции Василия Фокича Серёжкина.
  - РИА Новости, 1920, 26.10.2019
Гражданская война на Украине в кадрах топ-10 советских фильмовЛюбой двоечник советской школы назовет свою десятку фильмов про гражданскую войну, из-за которых он пропустил половину уроков. Скорее всего, среди них будут "Чапаев", "Неуловимые мстители", "Бумбараш" и другие развеселые хиты. Но отличник должен знать и другой кинематограф, который определял исторический дискурс задолго до эры телевидения
Рашеев сходил в театр, посмотрел на игру Золотухина на сцене, пообщался с ним и пригласил на пробы. Однако как раз в то время Валерий Сергеевич ждал утверждения на главную роль в фильме Абрама Матвеевича Роома "Преждевременный человек" (1971). Для Золотухина роль Якова Богомолова в этом фильме была куда предпочтительнее, он мечтал о ней. Когда пришло время ехать в Киев на пробы, он съездил, но отыграл кое-как, и в результате утверждён не был. И тут вмешался "его величество случай".
Вернувшись в Москву, Золотухин обнаружил телеграмму с оповещением о том, что на роль Якова Богомолова его тоже не утвердили – ее получил Игорь Владимирович Кваша. От таких новостей Золотухин впал в депрессию и запил. Через 3 дня он понял, что остался без подработки, так как режиссер "Театра на Таганке", Юрий Петрович Любимов, актёрам своей труппы разрешал сниматься только в летний период, и время уходило. Недолго думая, он позвонил Рашееву и уговорил провести с ним повторные кинопробы.
В этот раз Золотухин выложился по полной и, так как предполагалось, что главный герой будет петь, то Золотухин, по совету сценариста, взял гармонь и запел. После этого его сразу же утвердили на главную роль Семёна Бумбараша.
Другой курьёз с подбором актёров произошёл при выборе исполнительницы роли Атаманши – Софьи Николаевны Тульчинской. Дело в том, что сценарий изначально писался под Екатерину Сергеевну Васильеву, которую Рашеев знал еще со времен ВГИКа. Однако, главный редактор киностудии им. Довженко очень хотел, чтобы эту роль исполнила его супруга. Спорить с большим начальством режиссёрам было не резон, и все решили, что пусть их рассудят кинопробы и худсовет.
В назначенный день Васильева пришла на кинопробы, ознакомившись с текстом, только спросила: "А, она, что с прибабахом?", после чего блистательно отыграла на камеру. Затем пригласили 2-ю соискательницу на роль Соньки, провели съемку. Результаты показали главному редактору студии и спросили: "худсовет проводить будем?", на что тот ответил: "не надо, и так все ясно". Так Екатерину Васильеву утвердили на роль Атаманши.
«Белая гвардия» Михаила Булгакова: об удачах и провалах экранизацийВ этом году исполняется 128 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Дата не круглая, но творческое наследие писателя остаётся чрезвычайно актуальным. Ведь миллионы жителей Украины уже пять лет живут, подобно булгаковским Турбиным…
Локацию для съёмок группа искала по следующим критериям: чтобы там были заброшенная деревня, необозримые просторы вокруг и заброшенная железная дорога. Это всё удалось найти в районе котлована при строящейся Каневской гидроэлектростанции. По странному стечению обстоятельств именно в этих местах 26 октября 1941 года погиб автор произведений, по которым и снимался "Бумбараш", Аркадий Гайдар. Кстати, то, что там похоронен Гайдар, несколько раз мешало съёмочному процессу – в самый ответственный момент звучал паровозный гудок, которым машинисты приветствовали Героя.
Начались съёмки. И практически с первого эпизода чуть не произошел несчастный случай. Снимали начало фильма, где Бумбараш летит на воздушном шаре. Для съемок использовали подъёмный кран, в какой-то момент его машинист не справился с управлением, и кран стал падать. Золотухин не растерялся и успел выпрыгнуть из корзины избежав травм.
В другой раз снимали эпизод, где Атаманша вальяжно на свежем воздухе принимает ванну, а температура воды поддерживается горящим под ванной костром. Во время съёмок у Валерия Золотухина случился перерыв, и он развлекал народ. Помощник режиссера, поставленный следить за огнем, отвлекся и упустил момент, когда огонь через чур разгорелся. Васильева несколько раз кричала о том, что вода перегревается, но осталась неуслышанной. Возникла дилемма: то ли ей свариться заживо, то ли выпрыгивать из ванны в естественном виде. В результате Васильева выбрала второй вариант. Всё ограничилось незначительными ожогами.
При съемках финальной сцены картины также не обошлось без происшествий. Когда Гаврила, брат Бумбараша в исполнении Юрия Смирнова, выстрелил и "убил" Варвару, Наталью Дмитриеву, холостой заряд повредил актрисе руку: в холостом патроне нет пули, а гильза завальцована "звёздочкой", при выстреле фрагменты гильзы иногда обрывает и на расстоянии 10-15 метров они могут нанести ощутимые травмы.
  - РИА Новости, 1920, 10.02.2019
Фильм «Щорс». Как Сталин продвигал украинскую культуруВ 1939 году, 80 лет назад, на экраны Советского Союза вышла кинолента о легендарном украинском герое Гражданской войны
Для съёмок массовки удалось нанять всего 30 человек, а требовалось значительно больше. Поэтому, при съёмках входа в село "белых", "красных" и "зелёных" массовку приходилось постоянно переодевать то в белых, то в красных, то в зелёных. Слава Богу, костюмов хватало.
Кроме того, для съёмок нужно было много лошадей. Председатель колхоза помогать киногруппе не спешил, и тогда к нему отправили переодетого в милицейскую форму Валерия Золотухина. Он выдал себя за оперуполномоченного из Киева, которого отправили разобраться, почему кинематографисты, снимающие кино о Гражданской войне, не получают должной помощи. Ещё одним послом от киногруппы стал актёр Роман Ткачук, который был очень популярен благодаря участию в "Кабачке „13 стульев“". В результате лошадей собрали со всей округи.
Так же стоит отметить, что фильм снимали поздней осенью, до Украины уже добрались заморозки, а Бумбараш по сюжету в одной из сцен отсиживается в болоте. Нужно ли говорить, что за время съемок актер продрог до костей, и его всего облепили пиявки.
В конце концов, съёмки завершились без жертв, съемочная группа вернулась в Киев без потерь. Режиссеры смонтировали ленту, настало время пройти оценочную комиссию. И вот тут-то у них начались неприятности. 24 марта 1972 года на премьерном показе "Бумбараша" в Доме кино его увидел один из членов Политбюро, который заявил, что фильм будут транслировать только через его труп, и уехал в отпуск. Создатели картины не преминули этим воспользоваться. В результате фильм комиссию прошел с ходу, правда, из него вырезали ту сцену, где Бумбараш "облегчается" по малому, чтобы заставить воздушный шар взлететь выше.
Александр Довженко - РИА Новости, 1920, 30.01.2018
Забытые и проклятые: Довженко и его фильм «Арсенал»С большой помпой на Украине отметили столетие боестолкновения возле станции Круты — одного из наиболее мифологизированных событий отечественной истории
Уже на следующий день после премьеры первой серии "Бумбараша" грянул гром. Узнав, что из фильма вырезали сцену "облегчения" главного героя, возмутился наследник автора произведения, сын Аркадия Гайдара – Тимур, который в то время работал в газете "Правда". Он позвонил председателю Гостелерадио Сергею Лапину и высказал ему всё, что думает по этому поводу. Обескураженный Лапин клятвенно пообещал восстановить справедливость и вернуть фильму первоначальное состояние. И не обманул: с тех пор "Бумбараш" показывают без купюр.
В редакцию телевидения направился целый поток гневных писем от участников Октябрьской революции и Гражданской войны. Писали, что: "создатели картины попрали коммунистические идеи и извратили события юности бойцов с контрреволюцией". Требовали расстрелять всех, кто снимался и кто создал картину.
Положение спас сын Аркадия Гайдара, сказав, что "Бумбараш" – единственный удачный фильм, снятый по прозе его отца. Ну а за Валерием Золотухиным надолго и прочно в народе прилепилось прозвище "Бумбараш".
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала