Засушенный апельсин: "Королева бензоколонки" как воспоминание об идеальной УССР - 19.02.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Засушенный апельсин: "Королева бензоколонки" как воспоминание об идеальной УССР

© кадр из фильма "Королева бензоколонки"
Читать в
В СССР серьёзно относились к заветам вождей. Сказал В.И. Ленин, что важнейшим из искусств для нас является кино, и партия уделяла массу внимания кинематографии. При этом в кино можно было увидеть и позитивный пиар советской страны, и аккуратно встроенную идеологию. Чаще, конечно, получались лубочные "Кубанские казаки", но иногда и шедевры, в виде тоже лубочной "Волги-Волги" к "Королевы бензоколонки".
Премьера снятой в Киеве киноленты, которая навсегда вошла в антологию лучших советских комедийных фильмов, состоялась 18 февраля 1963 года в Москве. Она и сейчас пользуется зрительской любовью, и регулярно транслируется телеканалами различных бывших республик СССР.
В 1961 году молодой украинский режиссёр Николай Литус искал для экранизации хороший комедийный сценарий. Редактор киностудии Довженко Ариадна Степановна Король предложила ему почитать работу, написанную опытным кинодраматургом, сатириком из самого популярного украинского сатирического журнала "Перец" Петром Александровичем Лубенским. У того уже был успешный комедийный опыт, по его сценарию Сергей Параджанов снял неплохую комедию "Первый парень" (1958).
Как-то раз, проезжая мимо автозаправочной станции, Лубенский стал свидетелем малоприятной ситуации: в жаркий летний полдень перед заправкой скопилась целая колонна автомобилей, а заправщик, вместо того, чтобы делать свою работу, затеял с одним из шофёров ссору. От нечего делать опытный придумыватель историй стал варьировать ситуацию: а если бы этим заправщиком был не дебелый вредный мужик, а хрупкая симпатичная девушка? Доброжелательная, терпеливая, любезная. У всех было бы отличное настроение. Хорошо, а как она сюда попала бы? Мысль заработала, запульсировала, снежным комом пошли нарастать подробности, и вскоре Лубенскому уже было не до заправки. Так и родился сценарий, и автоматически появилось название – "Королева бензоколонки". Ну а как бы ещё шофёры относились к такой заправщице? Ну, конечно же, как к королеве.
История оказалась незатейливой, но её простота как раз и подкупала своей искренностью, отсутствием надуманности и фальши. Герои были отлично выписаны, и Литус сразу понял, кого и на какую роль позовёт. Он никого не пробовал на роль начальника заправки – сразу знал, что её будет исполнять одессит и талантливейший эстрадный сатирик Андрей Сова. Помните его коронную фразу: "не дожить мне до пенсии, уговорит и увезёт". Также сразу определился с ролью буфетчицы, которую исполнила знаменитая в то время комедийная актриса республики Нонна Копержинская. То, что священника сыграет Александр Хвыля, будущий главный Дед Мороз всего СССР, стало тоже ясно сразу. Его: "два по сто в одну посуду – к полумерам не привык", – знает, пожалуй, каждый отечественный любитель горячительных напитков… по крайней мере, родившийся в СССР. То же самое касается подавляющего большинства остальных актёров. Никто из них не проходил пробы, и попадание оказалось 100-процентным.
Вопрос возник только с исполнительницей главной роли. Мысль о Надежде Румянцевой возникла сразу – после прогремевших на всю страну комедий "Неподдающиеся" и "Девчата" она пользовалась невероятной популярностью, и роль под её характер подходила идеально, но… но Литусу не хотелось следовать штампам, а "открыть" свою актрису, при чём так, как действие происходило в Украине, из украинского театра. Однако десятки проб прошли зря – нужную девушку не удалось найти ни в украинских, ни в российских театрах. Подходящая кандидатура отыскалась… в Эстонии. Режиссёр удивил всех, когда пригласил на съёмки в Киев Терье Луик – непрофессиональную актрису, прославившуюся, благодаря эстонской комедии "Озорные повороты".
  - РИА Новости, 1920, 30.01.2023
"За комедию больше не возьмусь!": 100 лет главному комедийному режиссёру СССР Леониду Гайдаю
Только на съёмочной площадке Литус понял, что "дал маху" – актриса была красивая, талантливая, но… её темперамент был слишком эстонским, а требовалась настоящая "зажигалка". Что самое интересное, в кадре актриса нужной живости не показывала, зато вне его – это был настоящий ураган. Луик оказалась заядлой спорщицей. На каждое замечание режиссёра, у неё появлялось своё мнение, которое она, вместо того, чтобы выполнять полученные установки, яростно отстаивала.
Тут ещё вдобавок пошли проливные дожди, и съёмки пришлось остановить. Пока съёмочная группа ждала подходящей погоды, дирекция киностудии отсмотрела готовый материал и пришла к выводу, что комедия не "вытанцовывается" – слишком интеллигентна, слишком спокойна главная героиня. Она вызывает максимум улыбку, а не смех. А снята уже была примерно 1/6 фильма. В результате проект заморозили – для Литуса это была катастрофа, а Луик, с её уверенностью в собственной гениальности, оказалась повергнутой в шок.
На этом плохие новости для режиссёра не закончились. По причине допущенной в подборе актёров явной ошибки его решили заменить опытным специалистом Алексеем Александровичем Мишуриным. Новому режиссёру в дирекции сказали, что картину нужно срочно спасать: летел план, под угрозой были премии, близилось лето 1962 года – время, когда появится натура, а Литуса – гнать.
Однако отстранить начинающего режиссёра от картины, означало навсегда испортить ему жизнь, Мишурин на такое не пошёл. Он внёс небольшие коррективы, и получавшаяся какой-то производственной историей лента, вдруг превратилась в лёгкую комедию. На площадку Мишурин привёз целую группу помощников, операторов, звукорежиссёров, а также актёров. Из фильма "Неподдающиеся" он целиком взял всю "засветившуюся" в нём троицу исполнителей ролей главных героев – российских актёров Надежду Румянцеву, Юрия Белова и Алексея Кожевникова. Решение оказалось беспроигрышным.
Затем режиссёры приступили к поиску натуры. Они объездили всю Украину, и остановили свой выбор на Пирятине. Рядом с настоящей заправкой киношники построили свою: четыре топливные колонки, одна масляная и небольшая конторка.
Заправка была настолько похожа на настоящую, что нередко шофёры останавливались на ней, чтобы заправиться. Над одним из них съёмочная группа решила подшутить. Румянцева решительно подошла к машине и сказала: "а Вашу машину я заправлять не буду – машина грязная, шофёр не брит". Водитель сначала оторопел, потом стал возмущаться, кричать. Тут появился, "включивший" начальника бензоколонки Андрей Сова: "правильно грубит, по инструкции требует". Водитель стал орать ещё громче, и тут по его плечу кто-то похлопал, да не рукой, а жезлом. Тот обернулся, за спиной у него оказался актёр Павел Винник в образе инспектора ГАИ. Тут водитель и оторопел. Вскоре, однако, актёры объяснили ему, что происходит, и незадачливый водитель только рассмеялся в ответ.
Вечера на хуторе близ Диканьки
Почему главный советский киносказочник снимал гоголевскую Украину на Русском Севере
Шутка так понравилась режиссёром, что они тут же её "экранизировали".
Вошла в сценарий и ещё одна связанная с бутафорской заправкой история. Однажды на неё заехал "Москвич" хозяин которого потребовал его срочно заправить. Румянцева как раз хотела перекусить апельсином, который только собиралась очистить от кожуры, и заметила, что она не заправщица, и что водителю не мешало бы почаще ходить в кино. Тот не нашёл ничего умнее, как обозвать отлынивающую от работы горе-"заправщицу" фитюлькой и потребовал жалобную книгу. Однако вскоре он всё-таки узнал в замарашке известную актрису, извинился и попросил автограф. Румянцева автограф давать отказалась, но подарила апельсин. Водитель "Москвича" сказал: "есть не буду – засушу на память". Фраза тут же очутилась в сценарий, её произносит герой Юрия Белова.
Кстати, в фильме он водит настоящее автотранспортное украшение картины – существовавший в единственном экземпляре экспериментальный автобус Львовского автобусного завода ЛАЗ "Украина-1". Его обтекаемые формы выгодно отличались от обычной продукции завода. Он снабжался такими необычными для отечественного автотранспорта того времени агрегатами, как пневматическая подвеска, телескопические амортизаторы двухстороннего действия, гидроусилитель руля, пневмогидравлический привод тормозов, электропневматический привод КПП и ручной тормоз барабанного типа. В роскошном салоне располагались 36 комфортабельных сидений самолётного типа с индивидуальной подсветкой и отличной обзорностью через панорамные, заходящие на крышу, окна.
Ну что ж, заправка была готова, можно было приступать к съёмкам, но возникла проблема с размещением актёров и съёмочной группы – свободных гостиниц в Пирятине не было. Пришлось всех селить у местных жителей. Контакты с ними стали причиной многих курьёзов. Юрий Белов очень любил огурцы, и местные ребятишки, которые постоянной стайкой "дежурили" у площадки, об этом быстро прознали. Теперь они от него не отставали: "Дядя Юра! Дядя Юра! У Васьки огурцы есть!" "А у меня конфеты!" "Ну да? Давай меняться!" Эти детишки оказались полезными помощниками. Например, они замазывали грязью "буханку"-кинопередвижку, которую по сюжету Людмила Добрыйвечер отказывается заправлять, а потом мыли, и всё это не бесплатно – каждый получил по мороженому, а вся "банда" 8 рублей.
Кстати, фамилия героини фильма самая настоящая. Исполнитель в "Неуловимых мстителях" роли Бубы Касторского – киевлянин Борис Сичкин – в книге своих воспоминаний рассказывает о популярном в Киеве 20-х боксёре с такой фамилией. Он отличался фирменной "фишкой" – держал руки внизу, не защищаясь, но был настолько вёрткий, так ловко перемещался, что противник не мог по нему попасть. Правда однажды кто-то всё-таки попал, да так ловко, что угодил прямо в сонную артерию. От этого боксёр упал и проспал трое суток. По Киеву среди любителей бокса пошли смешки: "недолго музыка играла, недолго фраер танцевал". Возможно автор сценария слышал о нём, а может на его жизненном пути встречались другие люди с такой фамилией – сейчас уже, к сожалению, доподлинно не узнать.
"Пропавшая грамота". Почему главную новогоднюю премьеру украинского кино "положили на полку"
Помогали местные "аборигены" и дельным советом. Когда снималась сцена первого приезда Добрыйвечер на заправку, петух, который должен был её приветствовать задорным кукареканьем, кукарекать категорически отказывался. Дрессировщица пробовала стимулировать его и так, и эдак – ни в какую. Тогда один из местных зевак предложил напоить птицу самогоном. К совету прислушались, поставили пернатому "актёру" блюдечко с "огненным" напитком (его не видно в кадре). После обильного возлияния тот так раскричался, что возникла новая проблема – как его угомонить. Но её-то как раз решить было гораздо проще.
Возникали на площадки и конфликты, при чём не между режиссёрами, как этого можно было бы ожидать, и не в съёмочной группе, а среди актёров. Приехавшая московская троица вела себя вызывающе, утверждала, что её пригласили в Киев, как "ремонтную бригаду" – спасать фильм. Кому такое может понравиться?
Первой показала характер Нонна Копержинская – она сначала не только в кадре недолюбливала Румянцеву, но и в жизни. В разговорах за спиной приезжей актрисы она в первую очередь вспоминала, что та слишком великовозрастная, чтобы играть 17-летнюю, Румянцевой действительно исполнилось 31, но Копержинская была всё равно старше её на 10 лет, на главные роли её, как ни мечталось, не брали, так что оставалось только злословить.
Однако, Нонна Кронидовна хоть и была женщиной ревнивой к чужой актёрской славе, но при всём при этом невероятно талантливой. Она умела с пользой для дела применить свою эффектную далёкую от канонических стандартов красоты пышную внешность. Когда ей принесли её актёрский наряд, и начали рассуждать, что надо где-то приталить, показать фигуру, она спокойно сказала: "вот это, парни, как есть, так и снимайте. Потому что, когда ещё я училась в театральном институте, так вот это говорили, что кавалеры берут своих дам за талию. А я своему партнёру Грише говорила: "Гриша, ищи. Если найдёшь, будет твоя". Так что талии нет – утверждайте без талии".
В конце концов Копержинская переборола своё чувство зависти, и даже сдружилась с Румянцевой. Она её первая поддержала, когда пришло известие об аресте мужа. В самый разгар съёмок Надежде Васильевне позвонили из Киева – на её имя пришла срочная телеграмма: "арестован муж". В полном отчаянии она сбежала со съёмочной площадки и собралась ехать спасать супруга. Режиссёры с ужасом думали о том, что снова придётся останавливать съемки и искать главную героиню. Однако вскоре вскрылось, что телеграмма была розыгрышем за гранью фола, устроил который… московский актёр Юрий Белов. Копержинскую пришлось сдерживать, чтобы она не набила ему морду. Когда Румянцева приехала в гостиницу ей показали телеграмму, к которой прилагались цветы. Этими цветами, вернувшись на площадку, она и отхлестала Белова по физиономии. Вот тут её уже никто не сдерживал.
  - РИА Новости, 1920, 06.01.2023
Сильные женщины и слабые мужчины. Чему учит классика советского киноЕсть популярное суждение, что с годами старые советские фильмы становятся только лучше. И дело не только в "выдержке"
Но случались на площадке и совсем безобидные курьёзы. При съёмках эпизода, когда два горе-бюрократа, Борщ и Лопата в исполнении Виктора Мягкого и Николая Яковченко (помните папу Прони Прокоповны из "За двумя зайцами"?), доказывая крепость конструкции, прыгают по аварийному мосту, тот сразу развалился. Николай Фёдорович выбрался из воды и, отплёвываясь с укоризной высказал съёмочной группе: "що ж вы, хлопци, нэ попэрэдылы, що мисток провалыться? Я ж плаваты не вмию". Кстати, водоросли себе на голову, чтобы выглядело посмешнее в кадре, когда его герой выбирается из воды, он себе пристроил сам.
Импровизацией был и непонятно тараторящий балабол – водитель машины-яйцевоза. Его роль исполнил не профессиональный актёр, а администратор площадки, который и в жизни разговаривал почти так же, как и его герой. Услышав его манеру общения, Мишулин сразу предложил ему сыграть в эпизоде. Ну кто же от такого откажется? Вы бы отказались?
Литус был против того, чтобы ради каких-то сиюминутных сомнительных находок на площадке, в сценарий вносились правки. Но он был вторым режиссёром, так что окончательное решение всё равно оставалось за Мишуриным. Он вставил в сценарий все удачные смешные находки, и в том числе согласился на предложение Румянцевой посадить священника, героя Хвыли, на милицейский мотоцикл. Никто и представить себе не мог, к каким проблемам это приведёт.
В телевизионной программе "Снимается кино" показали материал со съёмочной площадки "Королевы бензоколонки". В сюжете транслировался эпизод, где старший лейтенант ГАИ на мотоцикле отвозит батюшку, чтобы тот догнал свой автобус. На следующее утро после трансляции на площадке появились милиционеры, старший из которых в звании полковника озвучил претензию: "как такое может быть?! У вас старший лейтенант ГАИ на боевом мотоцикле садит попа сзади и догоняет автобус".
Режиссёры, едва сдерживая себя, чтобы не рассмеяться, рассказали бравому блюстителю порядка, что во Франции, когда полицейские написали Шарлю де Голлю жалобу на фильмы с Луи де Фюнесом в роли недотёпы-комиссара, тот только ответил: "очень жаль, что у полиции нет чувства юмора". Полковник всё равно заявил, что пожалуется самому Шелесту – в то время первому секретарю киевского горкома, в современной терминологии – мэру. Но, то ли в милиции забоялись лезть с этим вопросом так высоко – вдруг засмеют, то ли чувство юмора обнаружилось у Шелеста, никаких последствий не случилось.
Кстати, эпизод с мотоциклом и священником послужил причиной для ещё одних режиссёрских переживаний. Хвыля был человеком тяжеловатым, и сидение мотоцикла не выдержало нагрузки – "железный конь" уехал, а сидение осталось зажатым между ног у Хвыли, который шлёпнулся на землю. Хорошо, обошлось без травм, и 100-килограммовый со значительным "хвостиком" именитый актёр только задорно рассмеялся.
Как при помощи Высоцкого и фиги в кармане советская интеллигенция фрондой в кино занималасьВ 1969 году на экраны Страны Советов вышел фильм, которому было суждено стать классикой российского кинематографа — «Опасные гастроли» с обаятельным, но не слишком еще знаменитым в широких зрительских массах Владимиром Высоцким
В этом эпизоде в роли старшего лейтенанта ГАИ снимался не только актёр Павел Винник, но и его дублёр – настоящий милиционер, старший лейтенант по фамилии Змиевец. Его фамилия осталась в памяти в основном благодаря придуманному кем-то каламбуру: "всей группе, как родной отец, король дороги – Змиевец".
Съёмки продолжались, пришла осень, ушла натура, а доснять кино группа ещё не успела, и тогда на киностудии Довженко приняли неожиданное и кардинальное решение – перенести "заправку" в съёмочный павильон. В короткие сроки заправочные колонки и конторку перевезли в Киев. Были изготовлены бутафорские деревья и макеты водонапорных башен, для студии это был первый опыт таких масштабных павильонных съёмок.
Из-за огромного количества осветительных приборов на студии в сети периодически возникало перенапряжении, и без света оставался весь близлежащий киевский район – Шулявка. Однако, к счастью, перебои длились недолго – съёмки вскоре закончились.
На студии устроили контрольный просмотр материала, в кинозале собралось человек десять приёмной комиссии, затарахтел киноаппарат… и никто за всё время так и не засмеялся. Режиссёры невероятно расстроились. Ленту отправили в Госкино. Там картина понравилась, и даже кто-то смеялся – госчиновников "Королева бензоколонки" "прошла". Зато на неё обрушились критики. В основном фильм ругали за безыдейность и легковесность. На прокатчиков обрушился даже "Перец", в котором работал сценарист фильма Лубенский. В журнале появилась карикатура – афиша "Королева бензоколонки" и пустой клуб. Однако реалии были совсем другими.
Ни клубы, ни кинозалы не пустовали. Наоборот, фильм шёл с аншлагами, его посмотрели 34,3 млн. зрителей, доход студии Довженко составил 15 млн рублей, и это только от проката в СССР. По официальному курсу того времени сумма дохода от продажи прав на показ фильма за рубежом составила $ 25 млн. с покупательной способностью на порядок выше современного доллара. Чтобы вы понимали, культовый Форд "Мустанг" в 1964 году стоил $ 2368. Копии "Королевы" удалось продать в десятки стран мира, их список занимал целую страницу. Среди покупателей числились США, Канада, Франция, Германия, страны Варшавского блока.
Вырученная от иностранных продаж сумма превышала годовой бюджет всей киностудии – это был однозначный успех. Для сравнения, бюджет самой картины составил… 400 тыс. рублей. Она заняла 4-е место в списке самых кассовых фильмов 1963 года, уступив только лентам "Оптимистическая трагедия", "Коллеги" и "3+2".
Леонид Быков
"Будьте же людьми!" Фильм Леонида Быкова, который никто не увиделВ детстве Леонид Быков мечтал стать летчиком. Ведя воздушный бой, управляя крылатой машиной, — мечта многих мальчишек и девчонок тех лет, — защищать от захватчиков Родину
К сожалению, повторить свой успех режиссёры ленты после неё так и не смогли: Литус снимал самое разное по жанру кино, но чего-то главного для того, чтобы на его фильмы снова пошли десятки миллионов, никак не находил, а Мишурина после "Королевы бензоколонки" почему-то ставили на студии Довженко только вторым режиссёром.
Прошло больше полувека. Фильм продолжает жить своей жизнью, напоминая нам о тех давних временах, когда даже профессия заправщика не считалась зазорной, и о ней могли снимать задорные фильмы. В "Королеве бензоколонки" можно увидеть старый ещё не изуродованный "эффективными менагерами" Крещатик, Киев, без признаков хаотической застройки; и счастливые лица людей, незнакомых с такими вещами, как ипотека, инфляция или безработица. Но глядя на эти кадры давно ушедшего прошлого думать об этом как-то не хочется, хочется получать хорошее настроение, которое создатели фильма "законсервировали" и подарили всем нам. Берите каждый столько, сколько сможет унести, и пусть никто не уйдёт обиженным.
P.S.: Кстати об идеологии. Фильм ненавязчиво диктует правильную программу для девушки 50-х годов: Людмила Дорбыйвечир пытается сделать карьеру в качестве представителя творческой интеллигенции (готовится поступать в балет на льду), но после работы на заправке идёт поступать в автодорожный институт. Мораль - стране нужны инженеры!
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала