"Волынская неправда", "журналистка из MI6", и убаюкивающая ложь. Чем живет украинская литература сегодня - 26.11.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Волынская неправда", "журналистка из MI6", и убаюкивающая ложь. Чем живет украинская литература сегодня

Читать в
ДзенTelegram
"Неоспоримыми" литературными лидерами постмайданной Украины принято считать многократно сменившего свои взгляды и убеждения Сергея Жадана, откровенного националиста и антисоветчика Юрия Андруховича, драматурга-постмодерниста Леся Подервянского, и, пожалуй, в последние годы более эпатажную, чем пишущую Оксану Забужко.
Кстати, о ней…
Украинский литературный мир в ноябре потряс скандал: известная писательница Оксана Забужко, которая отправилась в Краков для получения престижной литературной премии имени Станислава Винценза, вызвала волну негодования у польских националистов. Активисты ультраправой организации MŁODZIEŻ WSZECHPOLSKA ворвались на презентацию с портретами лидеров украинских националистов – Степана Бандеры и Романа Шухевича с перечеркнутыми лицами.
"Бандера – вон!", "Нет бандеризации!" - кричали польские националисты, обвиняя писательницу в оправданиях преступлений, как ни странно, украинских националистов. Всему виной недавно вышедшая статья информационного портала Polonia Christiana, в которой было сказано, что Забужко "известна тем, что релятивизировала историю геноцида, устроенного украинскими шовинистами против поляков во время Второй мировой войны, а также неоднократно заявляла, что рассказы о Волынской резне – несправедливы и манипулятивны, а убийства на Волыни – несуществующая кривда…".
Власти Кракова, организаторы премии и видные польские писатели, ничего не имеющие против украинского национализма, разумеется, постарались извиниться за неприятный инцидент, но общественный резонанс польским правым удался.
 пацификация Восточной Малопольши
"Пацификация". Как бандеровцы получили аргумент для оправдания "Волынской резни"
Сама Забужко, по иронии судьбы, родом с Волыни, из Луцка, и в украинском литературном пространстве считается самой "женской" писательницей, поднимающей актуальные женские темы, и специализирующаяся на исключительно женской психологической лирике.
Известная участница Оранжевого Майдана, с начала спецоперации она многократно призывала украинцев, "повернуться, наконец, лицом" к "настоящей украинской истории", и "бросить такие бессмысленные и пагубные затеи, как поиск хороших русских".
Что же издается в последние годы?
По большому счету, немногое, что не отражало бы государственную идеологию. Практически, вся литература стала обслугой нацисткого украинского режима.
Безусловно, выходят исторические романы Софьи Андрухович и пьесы Павла Арье, бесчисленные сборники детских сказок и рассказов, романтические новеллы Ирены Карпы, но…
В конкурсах и международных премиях участвуют "остро социальные" произведения, зачастую никому неизвестных авторов.
28-я Московская международная книжная выставка-ярмарка - РИА Новости, 1920, 18.06.2022
«Следовало бы запретить литературу вообще»: соцсети об изъятии русской классики из школьной программы на УкраинеМинистерство образовании и науки Украины изъяло из школьной программы книги российских авторов. «Отрезаны» оказались в том числе Пушкин, Булгаков и Гоголь
С началом СВО и окончательным ужесточением цензуры (хотя, казалось, ну куда уже сильнее?!), все эти произведения наполнены откровенно пропагандистским содержанием, а побеждают в Европе, США и Канаде те, что написаны ветеранами "АТО" и прочими "причастными" к конфликту активистами.
Одна из подобных литературных новинок этой осени – роман журналистки Анастасии Пики "Последнее дело журналистки Крониной".
Уже во вступительной главе автор дает понять – роман построен на альтернативной исторической реальности в духе украинского Института национальной памяти: речь идет о "кровавой войне, развязанной не во время Евромайдана, а в Средневековье", а российская власть, по ее мнению, доказывает свою ненависть к украинской национальной идентичности, продемонстрированную впервые в 1168 году…
"По сюжету, главная героиня Алена Кронина – молодая украинская журналистка – попадает на работу в строго цензурированную и полностью подконтрольную пророссийскому спонсору киевскую редакцию…" - сказано в аннотации.
Сложно представить, где отыскала героиня в Киеве "пророссийскую" редакцию, да к тому же со строгой цензурой, однако, в течение романа она строит блестящую карьеру, "воюет с кремлевской пропагандой", работает в Верховной Раде, и…
Да, она становится шпионкой MI6. Вот так откровенно и просто, будто бы невзначай, писательница перечеркивает все свои громкие слова о "демократической журналистике", произнесенные в каждом интервью.
Сама же автор романа действительно успела поработать во многих киевских изданиях, в украинском парламенте, а теперь переехала в Лондон. Остается только догадываться, что в ее романе выдумка – романы с депутатами Рады, былые симпатии к Януковичу, или британская разведка?..
О конфликте и немного о людях
Необычным для украинской литературы последнего времени можно назвать роман психотерапевта Владимира Станчишина "Эмоциональные качели войны", также участвующий во многих премиях и конкурсах.
"Это время такое насыщенное и концентрированное, что нам нужно очень много сил и энергии, чтобы справиться с самим контекстом всего, что происходит", - заявляет автор, и в этом с ним сложно поспорить.
Скрупулёзно и последовательно, академически научным языком Станчишин рассматривает чувства гражданского населения во время конфликта и боевых действий, в непосредственной близости к ним, и в глубоком тылу.
Мимоходом, между строк, разумеется, упоминает он "героическую" оборону завода "Азовсталь" неонацистами из "Азова"*, и, в то же время, призывает своих читателей – спастись в кризисные времена можно лишь помогая друг другу и друг друга поддерживая.
Вот так, играя со смыслами и фактами, писатель-психотерапевт одновременно предлагает украинцам спасение, и в очередной раз повторяет тезисы "единого телемарафона" власти, исключившего в последние месяцы даже вероятность появления оппозиционной мысли.
Станчишин играет на эмоциях, чередуя сухой "научный" текст баюкающего психолога, необходимые нарративы, и что-то человеческое, узнаваемое. Что-то на простом языке – "во дворе сидела и плакала от страха моя соседка", "у меня закончились слова, потому что я потерял контроль над своей жизнью", "все вокруг безнадежно мечтали о праздниках"…
Примерно в той же манере манипуляций и жонглирования смыслами перед украинцами с первого дня СВО выступает авантюрист Арестович, неизвестно откуда взявшийся, неизвестно чем зарабатывающий, но получивший "почетное" звание "успокоительного" спикера. И совсем уже не важно, что он говорит, и много ли правды в его словах. Главное – голос, тон, гипноз. Только не начинайте думать, придется просыпаться.
*Организация признана террористической в РФ
Сдать русские книги, делать вид, что говоришь по-украински. Как Прилуки воюют сами с собой
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала