https://ukraina.ru/20220507/1033927280.html
Александр Стризое: Россия и Запад не хотят полного разрыва отношений
Александр Стризое: Россия и Запад не хотят полного разрыва отношений - 13.07.2022 Украина.ру
Александр Стризое: Россия и Запад не хотят полного разрыва отношений
Запад и Россия уже готовы к поиску обходных путей и неформальных контактов, ослабляющих негативные последствия санкций, считает профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ) Александр Стризое
2022-05-07T10:36
2022-05-07T10:36
2022-07-13T11:11
интервью
россия
запад
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/images/sharing/article/1033927280.jpg?10339274731657699895
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.- Александр Леонидович, каковы перспективы сохранения диалога России с «недружественными странами» в среднесрочной перспективе?— При всей остроте противостояния России и стран Запада, обе стороны не хотят полного разрыва отношений, угрожающего прекращением всех возможных политико-дипломатических контактов.Представляется, что в нынешней ситуации антироссийский курс и эскалация напряженности в отношениях с Россией в значительной мере осуществляется не столько в силу объективных причин — оценка действий российских вооруженных сил как вызывающих или реализация Западом определенного военно-политического стратегического замысла — сколько в силу необходимости демонстрировать «единый фронт» объединенного Запада. Даже тем политикам, которые по разным причинам не согласны с нынешним курсом объединенного Запада, необходимо «спасти лицо», обозначая свое участие в антироссийском курсе.С пространственной точки зрения перспективы возвращения к диалогу с «недружественными странами» будут зависеть от способности российской стороны видеть и использовать в своих интересах особенности позиций отдельных стран, их политической и бизнес-элиты в их отношении к России. При этом важно различать две группы стран. К первой относятся те, с которыми в обозримой среднесрочной перспективе шансы на диалог крайне малы. В первом приближении это США, Великобритания и страны Содружества, Польша, балтийские государства. Ко второй группе относятся те страны, где эти шансы в разной мере могут быть реализованы. Опять-таки, в первом приближении — это Германия, Австрия, Венгрия, Сербия, Италия, Испания, Греция… В случае благоприятного развития взаимных контактов, страны второй группы могут играть роль посредников в нормализации контактов со странами первой группы.С темпоральной (временной) точки зрения в политике диалога можно предположить, что период эскалации конфликта и демонстрации антироссийского единства, исключающий диалог с Россией, продлится до конца лета (август-сентябрь) 2022 года. В этот период окончательно определятся как реакция российской элиты на фронтальный конфликт с Западом, так и реакция российского общества и экономики на его первые последствия.Второй период (до полутора — двух лет) представляет собой «окно возможностей» для диалога в среднесрочной перспективе. Использование возможностей для налаживания диалога с перспективой, если не нормализации, то хотя бы возобновления отношений, будет зависеть от ряда факторов. Среди них: ход, а также военные и политические результаты специальной военной операции (СВО) ВС РФ; результаты реализации в России политики импортозамещения; успешность адаптации стран Запада к новым политическим и экономическим условиям в мире; развитие ситуации на Кавказе и в Центральной Азии (возможность появления там «второго фронта» военного противоборства, требующего участия ВС РФ).Третий период (через полтора — два года) будет связан с системной адаптацией обеих сторон, России и Запада, к новому, остро конфликтному формату отношений, что создаст новые условия для взаимодействия сторон.Следует также указать, что уже сегодня обе стороны — и Запад, и Россия, — готовы к поиску обходных путей и неформальных контактов, ослабляющих негативные последствия санкций. При этом в выгодных для себя случаях страны Запада проводят политику избирательности санкций, исключая из них те или иные сферы контактов. Эта избирательность открывает возможности для ведения переговоров и политического торга.- Насколько реалистична перспектива дальнейшего ухудшения отношений России и стран Запада?— Представляется, что предел в ухудшении отношений между Россией и Западом пока не достигнут. В общих чертах этот предел определяется, во-первых, неэффективностью тактики прямого, «силового» давления на Россию, и связанным с этим переходом исключительно к стратегии ее «подрыва изнутри»; во-вторых, очевидностью экономического ущерба собственным интересам, связанного с политикой силового давления на Россию; в-третьих, реальной опасностью прямого военного столкновения с РФ. С точки зрения частных вопросов отношений с Россией, то их ухудшение может быть связано с созданием и использованием странами Запада поводов в информационной войне, как части военно-политического противоборства на Украине, призванной деморализовать личный состав ВС РФ и гражданское население. Ухудшение отношений может быть связано также с применением финансово-экономических рычагов давления на российскую элиту и экономику, с поиском и использованием слабых мест и ошибок в экономической политике российских властей.- Какова вероятность изменения позиции Запада в плане поддержки украинского режима в условиях текущего конфликта и что может повлиять на этот процесс?— В общих чертах, поддержка странами Запада украинского режима может осуществляться до тех пор, пока: власти Украины эффективно выполняют функцию открытого военного противоборства с Россией и ее военно-политического и экономического ослабления; пока сохраняется положение, когда Россия «увязла» в позиционной войне, когда российская политическая и бизнес-элита сохраняют неопределенность и раскол относительно смысла и целей СВО ВС РФ; пока политика поддержки Украины не создает внутри стран Запада каких-либо проблем, пока она экономически выгодна и политически оправдана; пока общественное мнение стран Запада позитивно относится к украинским беженцам и поддерживает политику помощи Украине.Наконец, пока в мировой политике и международных отношениях не появится раздражитель или конфликт, по своей остроте и опасности для стран Запада превосходящий украинский.
https://ukraina.ru/20220507/1033923697.html
https://ukraina.ru/20220504/1033909228.html
россия
запад
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
интервью, россия, запад
Александр Стризое: Россия и Запад не хотят полного разрыва отношений
10:36 07.05.2022 (обновлено: 11:11 13.07.2022) Запад и Россия уже готовы к поиску обходных путей и неформальных контактов, ослабляющих негативные последствия санкций, считает профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ) Александр Стризое
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Александр Леонидович, каковы перспективы сохранения диалога России с «недружественными странами» в среднесрочной перспективе?
— При всей остроте противостояния России и стран Запада, обе стороны не хотят полного разрыва отношений, угрожающего прекращением всех возможных политико-дипломатических контактов.
Представляется, что в нынешней ситуации антироссийский курс и эскалация напряженности в отношениях с Россией в значительной мере осуществляется не столько в силу объективных причин — оценка действий российских вооруженных сил как вызывающих или реализация Западом определенного военно-политического стратегического замысла — сколько в силу необходимости демонстрировать «единый фронт» объединенного Запада. Даже тем политикам, которые по разным причинам не согласны с нынешним курсом объединенного Запада, необходимо «спасти лицо», обозначая свое участие в антироссийском курсе.
С пространственной точки зрения перспективы возвращения к диалогу с «недружественными странами» будут зависеть от способности российской стороны видеть и использовать в своих интересах особенности позиций отдельных стран, их политической и бизнес-элиты в их отношении к России.
При этом важно различать две группы стран. К первой относятся те, с которыми в обозримой среднесрочной перспективе шансы на диалог крайне малы. В первом приближении это США, Великобритания и страны Содружества, Польша, балтийские государства. Ко второй группе относятся те страны, где эти шансы в разной мере могут быть реализованы. Опять-таки, в первом приближении — это Германия, Австрия, Венгрия, Сербия, Италия, Испания, Греция… В случае благоприятного развития взаимных контактов, страны второй группы могут играть роль посредников в нормализации контактов со странами первой группы.
С темпоральной (временной) точки зрения в политике диалога можно предположить, что период эскалации конфликта и демонстрации антироссийского единства, исключающий диалог с Россией, продлится до конца лета (август-сентябрь) 2022 года. В этот период окончательно определятся как реакция российской элиты на фронтальный конфликт с Западом, так и реакция российского общества и экономики на его первые последствия.
Второй период (до полутора — двух лет) представляет собой «окно возможностей» для диалога в среднесрочной перспективе. Использование возможностей для налаживания диалога с перспективой, если не нормализации, то хотя бы возобновления отношений, будет зависеть от ряда факторов. Среди них: ход, а также военные и политические результаты специальной военной операции (СВО) ВС РФ; результаты реализации в России политики импортозамещения; успешность адаптации стран Запада к новым политическим и экономическим условиям в мире; развитие ситуации на Кавказе и в Центральной Азии (возможность появления там «второго фронта» военного противоборства, требующего участия ВС РФ).
Третий период (через полтора — два года) будет связан с системной адаптацией обеих сторон, России и Запада, к новому, остро конфликтному формату отношений, что создаст новые условия для взаимодействия сторон.
Следует также указать, что уже сегодня обе стороны — и Запад, и Россия, — готовы к поиску обходных путей и неформальных контактов, ослабляющих негативные последствия санкций. При этом в выгодных для себя случаях страны Запада проводят политику избирательности санкций, исключая из них те или иные сферы контактов. Эта избирательность открывает возможности для ведения переговоров и политического торга.
- Насколько реалистична перспектива дальнейшего ухудшения отношений России и стран Запада?
— Представляется, что предел в ухудшении отношений между Россией и Западом пока не достигнут. В общих чертах этот предел определяется, во-первых, неэффективностью тактики прямого, «силового» давления на Россию, и связанным с этим переходом исключительно к стратегии ее «подрыва изнутри»; во-вторых, очевидностью экономического ущерба собственным интересам, связанного с политикой силового давления на Россию; в-третьих, реальной опасностью прямого военного столкновения с РФ.
С точки зрения частных вопросов отношений с Россией, то их ухудшение может быть связано с созданием и использованием странами Запада поводов в информационной войне, как части военно-политического противоборства на Украине, призванной деморализовать личный состав ВС РФ и гражданское население. Ухудшение отношений может быть связано также с применением финансово-экономических рычагов давления на российскую элиту и экономику, с поиском и использованием слабых мест и ошибок в экономической политике российских властей.
- Какова вероятность изменения позиции Запада в плане поддержки украинского режима в условиях текущего конфликта и что может повлиять на этот процесс?
— В общих чертах, поддержка странами Запада украинского режима может осуществляться до тех пор, пока: власти Украины эффективно выполняют функцию открытого военного противоборства с Россией и ее военно-политического и экономического ослабления; пока сохраняется положение, когда Россия «увязла» в позиционной войне, когда российская политическая и бизнес-элита сохраняют неопределенность и раскол относительно смысла и целей СВО ВС РФ; пока политика поддержки Украины не создает внутри стран Запада каких-либо проблем, пока она экономически выгодна и политически оправдана; пока общественное мнение стран Запада позитивно относится к украинским беженцам и поддерживает политику помощи Украине.
Наконец, пока в мировой политике и международных отношениях не появится раздражитель или конфликт, по своей остроте и опасности для стран Запада превосходящий украинский.